Цели:
- познакомить с именем числительным как частью речи;
- формировать навык нахождения числительных в тексте;
- развить умение работать с текстом;
- знакомство с прошлым малой родины и воспитание любви к ней;
- воспитание нравственных качеств обучающихся.
Оборудование: учебник (автор М.Т. Баранов), текст М. Иоффе в сб. "История края в словесности", Омск-2003г., с.40, интерактивная доска.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока
Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, считаем количество прочитанных страниц, считаем, сколько лет нам исполнилось, считаем даты: Сегодня на уроке мы перенесёмся в XIX век, поможет узнать прошлое нашего края важная часть речи - имя числительное. Эту часть речи мы должны научиться узнавать и определять её грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.
На уроке у нас присутствуют уважаемые учителя из районов Омской области.
Знаете ли вы, сколько сельских районов входит в состав Омской области? Назовите их. (Запись на интерактивной доске и в тетрадях предложений с выделением числительных, определением падежа, синтаксической роли, разряда.)
В каких предложениях выделенные слова обозначают:
а) количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
б) число и тоже отвечают на вопрос сколько?
в) порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
Определите падеж выделенных слов и какими членами предложения они являются.
- К какой части речи относятся выделенные слова?
- Что обозначают числительные?
- На какие вопросы отвечают?
- Каковы морфологические признаки?
- Синтаксическая роль?
Учебник с. 145. Чтение вслух определения и образца рассуждения.
1. Работа с текстом.
Чтение вслух.
На обрывистом правом берегу Иртыша, в двенадцати километрах от Тары, есть село Екатерининское или, как его называли, Екатерининская дача - чудеснейший, едва ли не самый живописный уголок Тарского района. Зелёным кольцом охватили Екатерининскую дачу вековые кедры, сосны, пихты и лиственницы. Сразу за околицей села протекает извилистая и очень рыбная речушка Абросимовка с берегами, обильно поросшими малиной, чёрной и красной смородиной и другой лесной ягодой. И вот в таком чудесном уголке в восемнадцатом веке был построен большой винокуренный завод. По всей Тобольской губернии на тысячу вёрст кругом расходились пенник, спирт и полугар Екатерининского завода. А выкуривал он до двухсот тысяч вёдер в год.
Работали на этом заводе исключительно каторжане. Триста человек отбывало каторгу на Екатерининской винокурне. И был для них зелёный лесной рай Екатерининской дачи сущим адом. Работали день и ночь, и в будни, и в воскресенье. Только два дня в году полагалось отдыхать каторжанам - на пасху и в рождество.
В 1827 году по Сибирскому тракту проехали декабристы.
За околицей города, на большой дороге осуждённых ожидал простой тарский люд. Долгие часы простаивали они на тракте, ожидая проезда "несчастных", чтобы подать им милостыню. Были в этой милостыне и тёплые шерстяные носки, и варежки, и сибирские пироги.
Группа декабристов отбывала ссылку и в самой Таре.
М. Иоффе.
Значение каких слов вам неизвестно?
Какую картину вы увидели при чтении текста?
В тексте есть имена числительные. Докажем. Рассуждаем по образцу (2 предложения).
Самостоятельная работа по группам:
- 1 - 1 абзац,
- 2 - 2 абзац,
- 3 - 3абзац.
Определить разряд числительных, падеж, каким членом предложения является.
Объяснение выделенных орфограмм.
Обратимся к предпоследнему абзацу.
Какие качества присущи простому народу? (Доброта, любовь, мудрость, милосердие).
Объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении этого абзаца. Начертить схему. [и О, и О, и О].
Где мы встречаемся с мудростью народа? В каких жанрах? (Пословицы, поговорки, сказки, загадки). Ещё в далёкой древности люди наблюдали за жизнью, явлениями природы и мудрость вложили в пословицы, сказки, загадки.
Вспомните пословицы, где есть числительные, определите их разряд.
Проверим вашу смекалку, находчивость (инструмент "шторка" на интерактивной доске).
Народные загадки с числительными.
- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна)
- Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
- Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдёт)
- У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
- Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)
- Шесть ног, две головы, один хвост - что это такое? (Всадник и лошадь)
Задачи-шутки.
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно, остальные будут не натощак)
- Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет, между днями будут две ночи)
Выборочный диктант. Выписать числительные, определить их разряд.
В Омской области проживают народы разных национальностей. Это связано с тем, что населяли территорию области русские, и украинцы, и белорусы, и евреи. На территории проживают коренные жители татары, в южной части проживают казахи. Во времена Екатерины II сюда переселялись немцы, в XIX веке ссылались поляки. В годы освоения целинных земель сюда переселялись многие народы. Всё это привело к многонациональному составу населения. Школа №13 тоже является многонациональной.
Какие национальности? (инструмент "прожектор" на интерактивной доске)
Национальный состав школы №13.
- Русские - 52%
- Казахи - 24%
- Татары - 16%
- Немцы - 8%
- Прочие - 6%
Помните, что национальность не может быть предметом гордости, ибо она от человека не зависит. Человека оценивают по тому, какие добрые дела он сделал, какие хорошие поступки совершил. У человечества есть великие книги: Библия у христиан, Коран у мусульман, Веды у индуистов, Трипитика у буддистов, Тора у иудаистов. В Библии есть "золотое правило нравственности": "Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12).
Как вы понимаете это?
Итог урока. Что вы узнали нового на уроке?
Домашнее задание: параграф 59
Задание по группам:
1) сочинить сказку, используя числительные;
2) составить 5 предложений с именами числительными на тему "Моя малая родина";
3) упр. 345.
Отметки, их комментирование.