Цель урока:
- Показать условия формирования религиозных представлений в первобытном обществе.
- Развивать навыки сопоставления и анализа исторических терминов.
- Воспитывать толерантные качества личности и уважение к культурному наследию.
Оборудование
- презентация слайдов по теме "Зарождение религиозных представлений в первобытном обществе";
- видео фрагмент "I съезд религий":
- аудио фрагменты к уроку.
:Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв
Ход урока
I. Организация класса к уроку
II. Подготовка к изучению новой темы.
- Как вы думаете, что такое религия?
- Почему окружающие человека силы природы одушевляли?
- Всегда ли были религиозные представления?
- Почему формируются религиозные представления?
III. Изучение новой темы по плану:
Возникновение религиозных представлений.
- Тотемизм.
- Фетишизм.
- Анимизм.
- Магия.
IV. Видеофрагмент "I съезд религий" - беседа о толерантном отношении к религиозным конфессиям в Казахстане. Переход к изучению истории зарождения религиозных представлений в первобытном обществе.
V. Закрепление новой темы
Длившийся долгий период становления человека современного типа, человека разумного завершился 35-40 тысяч лет назад. В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и др. По мере разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.
К этому рубежу пришли, овладев уже основными способами обработки камня и некоторых других материалов, умея добывать огонь, накопив запас знаний, необходимых для собирательства и охоты. Важнейшие социальные достижения того времени - родовой строй, язык, обряды, живопись. Человек стал человеком - существом социальным. Отныне его поступки регулируются не инстинктами, а традициями-обычаями, соблюдение которых делает возможным сохранение социальной группы. Человеческое существо должно проходить длящийся годами процесс научения жизни в обществе - воспитания, необходимого для осознания своего места и обязанностей в группе, к которой оно принадлежит, овладения соответствующими знаниями и навыками, соблюдения общего интереса, подчинения воле коллектива, его власти.
1. Тотемизм - представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Тотем - символ, обозначение единства. Мясо "своего" тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак - это табу. Пещерная живопись той эпохи почти исключительно изображает животных. Ученые смогли в этом убедиться, изучая жизнь и быт племен живших на уровне первобытного строя в Австралии, в Африке и островах Тихого океана.
2. Фетишизм (лат. factitius - магически искусный) - культ неодушевленных предметов, наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Впервые был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих частях света.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались сверхъестественные свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).
3. Анимизм - (лат. anirna - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тайлором в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд - сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.
4. Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Так рождается гадательная магия - мантика. Признавалось влияние предметами-фетишами на человеческие дела (талисманами, амулетами и пр.).
Первобытные верования связаны с особыми церемониями, ритуалами (ритуал - исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти.
Обряды, через которые должен был пройти каждый, сопровождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов - мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемистических представлений. Со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему - мифологию (мифология - совокупность преданий о миросозидающей деятельности богов, героев и прочих сверхъестественных сил).
Данные археологии позволяют думать, что зарождение тотемизма, магии, анимизма, фетишизма, мифологии относится ко времени существования поздних неандертальцев, происходит еще в каменном веке.
Переход к земледелию привел к появлению нового типа общества, нового отношения человека к природе и человека к человеку. Со временем она претерпевала все большие изменения в направлении, ведущем к религиям древних цивилизаций.
С развитием земледелия в тотемистических ритуалах, имевших целью получение урожая, наиболее характерными становятся обряды плодородия, выделяется роль женщины. Подражательная магия вызывания дождя становится еще одной важнейшей целью обрядов. В эпоху неолита жертвоприношение - приношение богам, духам даров с целью добиться от них помощи в каком-либо деле - становится обязательной частью религиозного культа. Появляются и становятся все более регулярными весенние праздники и праздники урожая. Возникающая необходимость упорядочить ритуал и магию, обеспечить выполнение важнейших функций жизни и управления обществом приводит к появлению религии, организованной в новых масштабах общества.
5. Современная классификация религий
Типы религий | Основные направления | Время появления |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ | Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. | I тыс. до н.э. |
МИРОВЫЕ | Буддизм:
|
VI - V вв. до н.э. VI - V вв. до н.э. |
Христианство:
|
I - III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г. XVI в. | |
Ислам:
|
VII в. |
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание: конспект и таблица.