Урок литературного чтения. Г.Х. Андерсен "Пятеро из одного стручка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


1. Цель урока - воспитывать вдумчивого читателя.

2. Задачи урока:

Для ученика Для учителя
Обучающие:

Продолжить работу по формированию навыков правильного и выразительного чтения

Закрепить умение работать над трудными словами;

Продолжить знакомство с литературными жанрами;

Учиться понимать литературное произведение, музыку;

Обучающие:

Расширить знания о творчестве Г.Х.Андерсена.

Провести анализ данного произведения; учить работать с текстом ( исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи";

Учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме.

Учить соотносить пословицы с содержанием изучаемого произведения;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Продолжить знакомство с понятиями "автор", "название", "жанр", "сказка", "зачин", "повторы", "концовка",

Продолжить формирование умения находить в тексте "ключевые" слова;

Начать формирование умения анализировать характер героя по его словам;

Воспитательные:

Начать понимать и переживать то, что читаем;

Воспитывать доброту, прививать любовь ко всему живому.

Воспитательные:

Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;

Способствовать пониманию такой мировоззренческой идеи, как взаимосвязь слов автора с чертами характера героя;

Для решения задач эстетического, трудового, нравственного воспитания включить в урок следующее содержание: работа над философском смыслом жизни; сравнение разных типов персонажей; беседа о будущем учащихся.

Для воспитания таких нравственных качеств, как товарищество, взаимовыручка, взаимопомощь организовать на уроке работу в парах, групповую работу.

Развивающие:

Развивать воображение

Развивать свой слух, видение мира; язык

Развивать свою самостоятельность ;

Развивающие:

Для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;

Для развития самостоятельности организовать на уроке самостоятельную работу с текстом;

Развивать эмоциональное восприятие музыкальных и художественных произведений;

Развивать язык детей.

Расширять лексический запас

Актуализировать внутренний потенциал ребенка( вызвать то или иное переживание, что будет способствовать воспитанию талантливого читателя.

Оборудование урока:

  • Учебник "Литературное чтение"2 класс Л.А.Ефросинина.
  • Магнитная доска;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Компьютерная презентация;
  • Ленточки (желтая . зеленая. красная) для рефлексии, теста, физкульминутки.
  • Карточки для коллективной творческой работы.
  • Материалы для творческой парной работы.

Ход урока

Этапы урока Содержание Формы, методы, приёмы
1. Организация детей.

2. Формирование темы и цели урока.

Психологическая настройка.

Приветствие.

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.

Вы сейчас тихо сели, на меня вы посмотрели.

Сегодня на уроке мы узнаем новую сказку, выясним философский смысл жизни - приносить радость людям, поработаем по одному, в группах, коллективно.

Что нам надо для работы? Ум, вниманье, доброта. Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Концентрация внимания

Фронтальная форма

Словесный, наглядный методы;

Мотивационный настрой

3. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Подготовка к активной учебно-педагог. деят.

 

 

 

4. Установка познавательной задачи.

 

5. Информациионная часть

Вот я и хочу про доброту спросить из домашнего задания

- Как отплатил сапожник за доброту маленьким человечкам?( сшил им сапожки)

Выбери правильный ответ на тест(ответ покажите ленточкой),если правильно - зеленая, если не правильная- красная.

  • он их прогнал (красная)
  • он посадил их в коробку (красная)
  • он сшил им сапожки (зелёная)

- А почему он с женой сшил им одежду и сапожки?(они сделали их счастливыми, богатыми)

Слайд 1

  • Вывод: за добро - добром платят.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Звучит музыка "В гостях у сказки"

В новую сказку зовет нас музыка. Отгадайте кто автор этих строк?

В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя:

- Кому принадлежат эти строки?

Слайд 2,3,4,5.

Фронтальная форма.

Эвристическая беседа

Приём мотивации: создание проблемной ситуации; игровая ситуация

Метод: наглядно-иллюстративный метод

Формы:

  • фронтальная,
  • индивидуальная

Методы: проблемно-поисковый, контроля, наглядный, словесный.

Приём: использование научной литературы.

Использование экскурс в историю.

Инновационная технология - компьютерная презентация об Андерсене.

6. Усвоение новых знаний

Работа с текстом.

7. Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

1. Первичное знакомство со сказкой.

(установка на восприятие)-

- Что говорили горошины?

Чтение учителем 1 части.

(Проверка первичного восприятия)

- Что говорили горошины?

- Как это их характеризует?

- Прочтите, что говорила каждая горошина

Выборочное чтение.

Работа в парах:

Соотнесите изображение горошин с чертой характера.

(на листочках на парте)

Проверка - один у доски на слайде.

Слайд 6. Соответствие

Формы: активная форма обучения (парная) фронтальная, индивидуальная,

Методы:

Слушание, проблемно-поисковый,

контроля, практический, наглядный, словесный.

Приёмы: работа в парах.

словарно-лексическая работа,

выборочное чтение, выразительное чтение.

Метод: эвристический (частично-поисковый)

наглядно-иллюстративный, творческий, контроля.

Найти соответствия.

Усвоение новых знаний 2 часть текста.

Чтобы приступить к следующей части надо научиться читать некоторые трудные слова:

Слайд 7.

Почувствовали, приотворив, блаженствовала

Форма: хоровое чтение

Метод: наглядно-иллюстративный

Приём: словарно-лексическая работа.

8. Работа с текстом.

Усвоение новых знаний.

Установка познавательной задачи.

Прочитаем её вслух.

- Какое чудо произошло?

Чтение учащимися

- Какое чудо произошло? (девочка выздоровела)

Формы: индивидуальное, самостоятельное чтение; фронтальная проверка восприятия

Методы: самостоятельной работы, проблемно-поисковый, логический метод; наглядно-иллюстративный; практический

Приёмы: выразительное чтение, выборочное чтение, словарно-лексическая работа.

9. Углубленный анализ.

Закрепление знаний.

Давайте понаблюдаем как происходило это чудо?

Слайд 8.

Горошина - девочка.

Сравнение роста горошины и выздоровление девочки.

Форма работы: фронтальная, общеклассная.

Методы: сравнение, аналогия, беседа, наглядный.

Приём мотивации: использование инновационных технологий.

10. Физкульт пауза. Разминка плечевого пояса, шейного и поясничного отдела позвоночника Физкультминутка.

Слайд 9.

Музыкальная заставка. Н.Королева "Маленькая страна"

Общеклассная форма.

Практический метод

Игровая ситуация

Прием мотивации:

танец под музыку.

11. Обобщение и систематизация знаний.

Творческое задание.

Работа в группах:

1 группа - смоделировать обложку для книги.(Автор -Г.Х.Андерсен, жанр -сказка, название -пятеро из одного стручка.)

2 группа -построение сказки(зачин, повторы, волшебство или чудо, счастливая концовка. )

3 группа -создание иллюстрации к 1 части

4 группа -создание иллюстрации к 1 части.

5 группа -создание иллюстрации ко 2 части

6 группа - пословица "Жизнь дана на добрые дела"

7 группа - пословица "За добро -добром платят"

Формы: групповая работа.

Методы: самостоятельной работы, проблемно-поисковый, логический метод; наглядно-иллюстративный; практический

Приёмы: творческая работа по моделированию обложки и составлению картинного плана произведения.

Обобщение литературных понятий.

Мотивация: игровая форма.

12. Контроль и самопроверка знаний - Какая горошина оказалась самой замечательной? Тест: первая? Вторая? Третья? Четвертая? Пятая? - поднимите зеленую ленточку когда услышите верный ответ.

- Почему? (вдохнула в девочку жизнь)

Форма: индивидуально-практическая

Использование измерителя обученности - тест

Метод: игровая ситуация.

13. Итог - Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой?

(Хорош тот, кто доставляет радость другим).

Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но в отличие от горошин вы не будете ждать, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.

- Кому понравилась эта сказка?

- Кто захотел почитать книги Андерсена?

А найти произведения можно и в отдельных книгах и в сборниках "Зарубежные сказки".

Формы: общеклассная и индивидуальная

Логическое мышление

Мотивация: психологическая настройка на дальнейшее чтение книг.

14. Рефлексия Слайд 10

Кто старался и у него все получилось - поднимите зелёную ленточку;

Кто старался, но не очень получилось - желтую;

Кто старался ,но ему было трудно и не всё получилось - красную.

Формы: общеклассная и индивидуальная

Приём: принцип самооценки.

Методы: самостоятельная оценочная работа; практическая

Мотивация: игровая форма

15 Информация о домашнем задании Слайд 10

С.90- 91 рассказать о судьбе горошин.

Рт. С.40

По желанию:

  • нарисовать рисунок,
  • познакомиться с другими произведениями Г.Х.Андерсена.
Наглядно-иллюстративный

Метод: дифференцированный подход

Выбор самостоятельной работы.

Психологический настрой на дальнейшее обучение.

Итог: Слайд 11