Цель:
- познакомить учащихся с краткой биографией С.А.Есенина;
- продолжить знакомство с его творчеством на примере стихотворения "Черёмуха";
- формировать навыки изготовления коллективной объёмной аппликации, навыки складывания бумаги;
- развивать умения чувствовать и понимать образный язык поэтической речи
- С.Есенина, высказывать свои оценочные суждения, навыки выразительного чтения как результат понимания текста;
- развивать навыки выполнения коллективной творческой работы, мышление, воображение, художественный вкус;
- воспитывать любовь к поэзии, природе, трудолюбие, терпение.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор,
- презентация к уроку,
- портрет С.Есенина,
- выставка книг С.Есенина,
- у детей на столах - цветная бумага, клей, ножницы, вырезанные квадраты из белой бумаги.
Ход урока
I. Постановка целей урока.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Я, ребята, тоже радуюсь встрече с вами в нашей поэтической гостиной.
- Кто изображён на этом портрете?
- Да, это С.А.Есенин. В нашей поэтической гостиной сегодня будут звучать его стихи.
- Как вы думаете, что ещё будет происходить сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией поэта, продолжим знакомство с его творчеством, попытаемся глубже проникнуть в тайну поэзии С.Есенина, лучше понять то, о чём писал автор и как.
- Для чего нам это нужно?
II. Проверка домашнего задания.
- О чём стихи С. Есенина?
Сегодня мы с вами в нашей поэтической гостиной создадим маленький уголок природы, уголок любимых деревьев в поэзии С.Есенина. (Дети читают стихи, выученные дома, рассказывают, какие деревья описывает поэт, называют понравившиеся эпитеты, сравнения, олицетворения, которые использует автор, раскрывают настроение стихотворения. По ходу чтения дети прикрепляют на магнитную доску рисунки деревьев. Звучат стихи С.Есенина: "Сыплет черёмуха снегом", "Зелёная причёска, девическая грудь", "Привет тебе, мой бедный клён!", "Хорошо весною думать под сосною", "Задремали звёзды золотые", "Клён ты мой опавший" и другие стихи.)
- Какой чудесный уголок природы получился! Мы с вами не просто вспомнили стихи С.Есенина, но и постарались почувствовать изображённую в них красоту природы, уловить настроение поэта. Все эти стихи и многие другие можно найти в книгах, которые вы видите на выставке в нашей поэтической гостиной.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с краткой биографией С.Есенина.
Слайд 2.
- Что вы знаете о самом авторе? Сейчас мы послушаем, что расскажут дети о С.Есенине и постараемся запомнить интересные факты из его биографии.
Слайд 3.
1 ученик. Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново.
Слайд 4.
- Родители его - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были бедными крестьянами, уехали на заработки в город, а сына отдали на воспитание в семью деда Фёдора Андреевича и бабушки Натальи Евтихиевны, у которых было трое взрослых сыновей. Вот как Есенин вспоминает детские годы: " Дядья мои были озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и ,как щенка, бросал в воду: После, лет с восьми, другому дяде я заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек был коноводом и драчуном, ходил всегда в царапинах".
2 ученик. Читать поэт научился рано, в 5 лет, а стихи начал писать лет с девяти. Толчки к этому давала бабушка, она рассказывала сказки, некоторые из них, с плохим концом, ему не нравились, он их переделывал по - своему.
Слайд 5.
В 9 лет С.Есенина отдали в сельскую школу, в которой он учился 4 года и закончил с похвальным листом.
Слайд 6.
Взрослые хотели, чтобы Сергей стал учителем, и отдали его учиться в Спас-Клепиковскую учительскую школу, но Есенин мечтал о литературе.
Слайд 7.
3 ученик. В 16 лет Есенин приезжает в Москву и служит с отцом в мясной лавке, затем поступает работать в типографию и учится в университете.
В 1914 году в журнале "Мирок" было напечатано его стихотворение "Берёза".
Слайд 8.
Первая книга стихов Есенина - "Радуница" - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Стихи Есенина воспевают родную русскую природу, они светлы, чисты, мелодичны.
Слайд 9.Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь, до сих пор остаётся загадкой история его гибели. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
2. Проверка усвоения рассказанного.
Слайд 10
- Где родился С.Есенин? Кто воспитывал поэта? Какие интересные факты из биографии поэта запомнились?
3. Подготовка к восприятию стихотворения "Черёмуха".
- Весна... Какие картины природы возникают у вас в памяти?
Яркое весеннее солнце, голубое небо, свежая нежная зелень, подснежники, цветущая черёмуха:
Слайд 11.
- Опишите черёмуху. ( Словесное рисование).
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Есенина "Черёмуха", попробуйте представить себе картину, описанную автором в этом стихотворении, попытайтесь почувствовать настроение поэта.
4. Чтение стихотворения учителем.
5. Проверка восприятия стихотворения.
- О чём стихотворение?
- Понравилось ли вам оно? Какие картины представили себе, слушая стихотворение? Какое настроение поэта почувствовали?
6. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
7. Чтение стихотворения детьми про себя.
- Отметьте непонятные слова.
8. Повторное чтение стихотворения по строфам, анализ, словарная работа.
Строфа 1. - Что автор говорит о черёмухе? Какие эпитеты использует? "Черёмуха душистая:" Как вы понимаете это выражение? "Ветки золотистые"- почему? С чем автор сравнивает ветки черёмухи? Почему автор использует такое сравнение? Найдите в строфе олицетворения. Расцвела, кудри завила - о ком так можно сказать? Да, в этом стихотворении черёмуха олицетворяет образ девушки.
Слайд 12.
Строфа 2."Роса медвяная" - как понимаете это выражение? Автор говорит: ":сползает по коре"- объясните это выражение. Зелень какая? Объясните слово "пряная". Почему оно применимо к черёмухе? Какое время суток изображает поэт? Докажите.
Слайд 13.
Строфа 3. Появляется ещё один образ. Каким показан ручей поэтом? Проталинка - что это? Почему ручей серебряный? Какие слова использует автор, чтобы показать движение ручья? "Бежит"- о ком так можно сказать? В этом стихотворении ручей олицетворяет образ юноши.
Строфа 4. Какой показана черёмуха? Изменилась ли она? Почему?
Слайд 14.
Строфа 5. Изменился ли ручей? Как автор говорит о нём? Какие слова использует, чтобы показать, как поёт ручей? "Волна гремучая", "обдаёт", "вкрадчиво под кручею" - объясните эти выражения. Почему именно так описан ручей? Да, в стихотворении ручей - это юноша, который хочет, чтобы девушка - черёмуха обратила на него внимание, он хочет понравиться ей.
9. Обобщающие вопросы по стихотворению.
- Изменилось ли ваше первоначальное мнение, о чём это стихотворение? Какое настроение передаёт поэт в нём? Докажите. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
10. Работа над выразительностью чтения.
- Постарайтесь передать возникшие у вас чувства и настроение при чтении стихотворения.
IV. Работа над созданием коллективной объёмной аппликации к стихотворению.
Постановка цели.
(На доске висит картина в рамке, на которой изображены контуры черёмухи, ручья, солнце, травка. Дети сидят за столиками по 4 человека.)
- Совпадает ли то, что изображено на картине, с тем, о чём пишет поэт? Почему? Что бы вы добавили? Оживим картину, сделав из бумаги цветущую черёмуху и "серебряный ручей".
2. Подготовка к практической работе.
- Как выглядят цветки черёмухи? Да, они образуют большие соцветия- кисти. Чтобы получить кисть - соцветие, как будем соединять цветки?
3. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, проволокой, клеем.
4. Практическая работа. Изготовление кисти черёмухи.
а) берём квадрат белой бумаги со стороной 3-5 см, складываем его пополам, затем ещё раз пополам, потом по диагонали;
б) обрезаем получившийся треугольник по неровному краю полукругом, затем делаем 1 надрез от края к центру, получился круг с 4 лепестками, намазываем клеем по линии надреза и склеиваем конус с широким основанием, получился 1 цветок;
в) берём кусок проволоки, на конце его делаем петельку, чтобы цветки не спадали, сделанные детьми заготовки нанизываем на проволоку, чем больше цветков, тем пышнее кисть;
г) чтобы изготовить листочки черёмухи, берём полоску зелёной бумаги размером примерно 7*5 см, сложим полоску пополам по длине прямоугольника, вдоль сгиба рисуем контур половины листка, вырежем по контуру, получилась заготовка листка;
д) на нижнюю часть проволоки с кистью черёмухи наденем 2 листка, полученную веточку прикрепляем на лист ватмана, на контур черёмухи маленькими кусочками скотча, чтобы ручей получился "серебряным", приклеим на изображённый на картине контур ручья белые цветки черёмухи.
V. Итог урока.
- Какая чудесная картина получилась! Давайте мысленно остановимся у ручья, где цветёт черёмуха. Что С.Есенин помог вам услышать, представить, почувствовать? О чём заставил задуматься?
VI. Домашнее задание.
Каждому ученику даётся листок бумаги, на котором даны варианты заданий к следующему уроку:
1. Выучи наизусть стихотворение С.Есенина "Черёмуха".
2. Выучи наизусть любое другое стихотворение С.Есенина о природе.
3. Выучи наизусть несколько стихотворений С.Есенина.
4. Выучи наизусть несколько стихотворений о природе других поэтов.
Литература.
1. Климанова Л.Ф. и др. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы. Ч. 1, 2-е издание. - М.: Просвещение, 2005.
2. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.М. Поурочные разработки по литературному чтению:3 класс, - 3- е издание, М.: ВАКО, 2006.