Цели урока:
- познакомить учеников с понятием “федерация”,
- продолжить формирование образа единого государства Россия,
- способствовать формированию чувства гражданской солидарности и ответственности.
Задача урока: сформировать у учащихся образ Федеративного (союзного) государственного устройства современной России как общего дома для всех живущих в нашей стране семей, вне зависимости от того , на какой земле они живут, на каком языке говорят и как их субъект Федерации называется.
Ход урока
1. Организация класса.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта,
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним некоторые определения предыдущего урока. Проведем мини-тест.
Выбираем один правильный ответ.
Вместе с обычаями и образом жизни язык определяет:
а) народную музыку
б) народную культуру
в) народную песню
Современная Россия является родиной более:
а) 200
б) 150
в) 100
многочисленных и малочисленных народов.
Самый многочисленный народ России:
а) русские
б) татары
в) калмыки
Величие России и всех живущих в ней народов в крепкой:
а) песне
б) силе
в) дружбе
Проверьте себя:
б), в), а), в)
Оцените себя: зеленым кружком кто ответил правильно, красным – кто ошибся.
Давайте запишем ключевые слова теста на доску:
народную культуру
более 100 народов
русские
дружба
Какой вывод вы можете сделать?
(В России проживает более 100 многочисленных и малочисленных народов, самый
многочисленный народ – русские. Все народы вместе с языком, на котором говорят,
обычаями и образом жизни сохранили свою народную культуру. Величие России в
дружбе всех народов, живущих в ней .)
Почему Россия стала общей Родиной для многих народов?
(Они живут у себя в России, потому что предки этих людей переселились в
Россию и она стала для них Родиной.)
Значит, можно сказать, что все народы, живущие в России, являются гражданами
одного государства?
(ДА)
3. Постановка проблемы.
Назовите символы государства.
(Герб, флаг, гимн.)
На доске прикреплены гербы. Приложение 1
Покажите герб России. Проверьте.
(Дети находят герб и открывают надпись.)
На доске запись : Герб России (рядом изображение герба). Приложение 2
Посмотрите, что еще за гербы здесь представлены?
(Ученики называют, показывают и читают, открывая надписи.
Герб Москвы, Орла, герб республики Алтай, Дагестана, герб Кемеровской области,
гербы городов республики Саха (Якутия) : Мирного, Вилюйска, Среднеколымска.)
На доске запись: Гербы России (рядом изображения гербов). Приложение 3
Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
(У России много гербов, хотя должен быть один?)
Какой возникает вопрос?
(Россия – это единое государство или несколько отдельных?)
4. Версии детей, актуализация знаний.
Ваши предположения по вопросу урока.
На доске запись:
Россия – это единое государство иди несколько отдельных?
(Да. И все народы, живущие в нем граждане одного государства.)
(Нет. Много.)
5. Поиск решения проблемы.
а) Федерация – союз территорий.
Как вы понимаете строчку из гимна России “Братских народов союз вековой”?
(В России проживает много народов. У каждого народа своя культура, но все они являются гражданами одного государства.)
Расскажите, как в виде схемы, рисунка можно изобразить эту строчку?
(“союз” могут представить в виде рукопожатия; людей, держащихся за руки в
хороводе; венок)
Прочитайте еще один вариант того, как можно представить “союз народов”.
(Откройте стр.128 фрагмент “Братских народов союз вековой” )
Что обозначает слово “федерация”?
(Союз.)
Посмотрите в словаре, что означает слово “федерация”.
(Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория – участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.)
Как вы думаете, с чем связано то, что наше государство федеративное, т.е.
содержит в себе множество различных частей?
Прочитайте, чем отличаются разные территории?
(Территория России огромна, ее населяют разные народы – этносы, в каждой
местности сложились свои обычаи, методы управления, поэтому каждая часть общей
территории стремится сохранить свои традиции.)
Рассмотрите иллюстрации на стр.129.
б) Субъекты Российской Федерации.
Ребята, чтобы вы лучше представили, насколько велика Российская Федерация, предлагаю вам выполнить задание в группах:
Откройте стр. 130.
1-я группа.
Найдите и назовите по 2 региона, (область, республика, край, округ) которые расположены на западных границах Р. Ф.
2-я группа.
Найдите и назовите по 2 региона, (область, республика, край, округ) которые расположены на южных границах Р. Ф.
3-я группа.
Найдите и назовите по 2 региона, (область, республика, край, округ) которые расположены на восточных границах Р. Ф.
4-я группа.
Найдите и назовите по 2 региона, (область, республика, край, округ) которые расположены на северных границах Р.Ф.
5-я группа.
Найдите и назовите столицы, тех регионов, которые граничат со столичным регионом.
6я группа.
Найдите и назовите свой регион (область, республику, край, округ).
(Добавление. Границы регионов не совпадают с границами распространения народов, поэтому версия, что “у каждого народа свой герб и флаг неверна” Свои символы имеют отдельные регионы (республики, края, области) и города.)
Все эти территории независимы друг от друга или их что – то объединяет?
(Все эти территории объединены одним названием – Россия, основным законом для
всех является Конституция РФ, между территориями нет государственных охраняемых
границ и т. д.)
Каждая территория, входящая в Федерацию, имеет свои органы власти?
(Да. )
Так как Федерация – это союз территорий, у этого объединения должен быть
центральный орган власти, решающий вопросы, касающиеся всей Федерации?
(Да.)
Найдите в тексте на стр. 131 как этот орган называется.
(Совет Федерации)
Для чего он нужен?
Дополните свой ответ сведениями из словарика в конце учебника.
6. Выражение решения проблемы.
Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить?
(Россия – это единое государство или несколько отдельных?)
Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
(Посовещайтесь в группах и предложите свой вариант ответа.)
Вывод:
(Россия – это федеративное государство. В состав России входит множество территорий, заключивших Федеративный договор.)
7. Применение нового знания.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 57.
Территория РФ делится на части. Прочитайте из каких частей состоит РФ и подчеркните названия, которые используются для обозначения этих частей.
Заполним на “ кирпичиках”, из которых, сложены стены РФ, пропущенные слова.
Объясните, что означает выражение “Россия – наш общий дом”.
8. Итог урока.
Оцените вклад каждого в работе на уроке.
- Кто был моим помощником?
- Кто был открывателем нового знания?
- Кто умело доказывал?
- Кто сегодня был слушателем?
Кому, что показалось трудным на уроке, непонятным.
Что, на ваш взгляд, на уроке было самым интересным.
9. Домашнее задание. Прочитать стр.128–131. Ответить на вопросы после текста.