Урок окружающего мира "Животные леса"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс: 2.

Цель – создать условия для освоения детьми новых знаний о животных леса.

Задачи:

  • Актуализировать знания о животных, обитающих в лесу;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Продолжить формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, работать в парах.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация полученных ранее знаний о животных, обитающих в лесу. Презентация

Перед детьми рисунок с изображениями животных, обитающих в лесу. (Слайд 1), в учебнике с.71.

Ставится задача: Кто здесь изображён? (Животные).

- На какие группы можно разделить животных, представленных на рисунке? (Звери, птицы, насекомые).

- А почему здесь живут насекомые? Мы их не видим на картинке. (Насекомыми питаются птицы.)

3. Постановка учебной задачи.

- Что объединяет всех этих животных? (Их можно встретить в лесу).

- Какой будет наша задача на уроке? Чем будем заниматься? Что узнавать?

- Наша сегодняшняя задача узнать, какие животные обитают в лесу, и научится определять (отличать) их по описанию (внешнему виду) и др. особенностям.

4. Усвоение новых знаний.

Сообщения учащихся.

- Несколько ребят из нашего класса подготовили дополнительный материал о животных леса. Прослушайте их внимательно и определите, о каком животном каждый из них рассказал, докажите, опираясь на иллюстрацию в учебнике с. 71. (ЗАЯЦ, ЛОСЬ, ФИЛИН).

(Ребята рассказывают о животном, не говоря его названия).

Проверка правильности предположения детей сопровождается презентацией.

  • Заяц-беляк (лесной заяц) (Слайд 3)

Это лесное животное днём спит, а ночью выходит на кормёжку. Зимой питается корой деревьев. Чаще всего грызёт молодые осинки, берёзки, бегает на берег реки, чтобы полакомиться мягкой корой ивы. Окраска тела летом бурая или рыжевато – бурая. К зиме линяет – меняет свой наряд, становится белой. Новая шерсть вырастает густая, тёплая. Кончики ушей чёрные круглый год.

Все называют его трусишкой. В действительности эти звери вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает это животное, то оно ложится на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удаётся схватить этого лесного обитателя за шерсть со спины или зада. Тогда на помощь зверьку приходит одна интересная особенность его организма. Кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остаётся в зубах хищника, а само животное благополучно убегает. Обнажённая часть тела не кровоточит и быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

  • Лось (Слайд 4)

Один из крупных зверей нашей страны. Очень высоконогий, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем. Голова большая, горбоносая, с подвижной верхней губой, нависающей над нижней. Уши большие, подвижные, глаза маленькие. Шерсть длинная, густая, её окраска тёмно-бурая, ноги светлые. Огромные уши у животного время от времени поворачиваются, как эхолокаторы. Поэтому, этот зверь больше всего и полагается на слух. Хорошо развито у него и обоняние, но зрение развито слабо; например, неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии нескольких десятков метров. Держатся эти животные поодиночке или небольшими группами. Листья деревьев и кустарников — основной корм зверей в летнее время. Захватив ветку губами, они обрывают с нее все листья. Лучше всего поедают листья осин, рябин, ив, берез, черемухи. Животные охотно кормятся осенью даже опавшими листьями. В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. Осенью, обычно в сентябре, начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти целиком переходят на питание веточным кормом. К числу основных зимних кормов относятся ива, сосна, осина, рябина, береза, малина. При этом животные в одинаковой степени поедают побеги как лиственных пород, так и сосны. За сутки взрослый зверь съедает летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг. Живут животные до 20—25 лет, но большинство из них в природе погибает значительно раньше. Часто нападают на этих зверей медведи и волки. Много маленьких детёнышей погибает весной: ломает свои хрупкие ножки о бурелом в тайге или тонет при переправах через реки во время ледохода.

  • Филин (Слайд 5)

Очень красивая птица (размах крыльев до 2 метров), с длинными темными “ушками”. Окраска от темно-рыжей до золотисто-охристой, с резкими продольными черными пестринами, на боках и брюхе темный поперечный рисунок. Глаза красно-желтые, клюв черноватый. Полет бесшумный, несмотря на размеры. Это ночная птица. Она обычно неторопливо и бесшумно облетает свой охотничий участок, время от времени присаживаясь на камни, пни, деревья. Сидя, долго прислушивается, поводя головой, которая подвижна. Днем эту птицу заметить трудно, так как её окраска, совершенно сливается с окружающими предметами. Эта птица обычно охотится на животных средней и мелкой величины, появляющихся ночью или в сумерки. Питается грызунами, а также птицами, зайцами. Гнездится эта птица в разнообразных лесах на земле. Близости человека избегает. Гнездо представляет собой простую ямку, вытоптанную самкой в почве в лесу, на моховом болоте среди леса и т. п. Подстилка отсутствует. Иногда эта птица занимает старые гнезда хищных птиц на деревьях. Птенцы появляются в начале мая, а около середины июня они покидают гнездо, не умея еще летать. Хорошо летать они начинают в возрасте около 100 дней. Зимой часть птиц, особенно молодых, откочевывает к югу.

5.Физ. пауза.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, где мы можем увидеть всех этих животных? (В лесу)

- Я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу.

Давайте сыграем в игру «Можно – нельзя».

Если вы согласны с утверждением – то встаньте, а если нет – сидя поднимите руку.

  1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.
  2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
  3. Разоряй гнёзда - губи малых деток наших пернатых друзей.
  4. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
  5. Разоряй муравейник – хоть муравьи – это и санитары леса, они не приносят много пользы.
  6. Сбивайте ногами и топчите ядовитые грибы – хоть ими и лечатся лесные жители.
  7. Не оставляй в лесу мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того: консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков.

– Я рада, что вы знаете как надо вести себя в лесу.

Продолжение урока.

6. Закрепление и расширение новых знаний.

- А сейчас мы будем работать в парах.

- Откройте учебник на с. 72.

- У каждой пары на столе есть таблица «Белка и бурундук – грызуны». (Сайд 6)

Задание: Прочитайте текст учебника с. 72-73, заполните таблицу.
Пользуясь опорными словами, укажите стрелочками, что относится к белке, а что к бурундуку. Сделайте вывод по таблице: чем похожи и чем различаются эти звери?

Вопросы

белка

Опорные слова

бурундук

Где живёт?

 

в дупле
в норе
в берлоге

 

Чем питается?

 

плоды
орехи
насекомые

 

Как зимует?

 

впадает в спячку
не спит

 

Повадки (поведение)?

 

лазает по деревьям
прыгает

 

Проверка правильности выполнения на интерактивной доске (1 пара). (Сайд 7)

Остальные у себя в таблицах.

Вывод проговаривается вслух: чем похожи и чем различаются белка и бурундук. Оценивание работы прямо в таблицах.

- На кого похож бурундук?

- С кем можно спутать?

- Почему бурундук и белка живут в лесу?

7. Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.

7.1. Обобщение материала.

Работа в тетрадях.

- Выполним работу в большой тетради на странице 19-20 (зад. 8-9).

Проверка выполнения работы (Слайд 8-9)

- Если ваша работа без ошибок – значит, вы усвоили, какие животные обитают в лесу и научились определять их по описанию (внешнему виду) и др. особенностям.

7.2 Работа с рубрикой «Картинная галерея» (Сайд 10)

- Откройте учебник с. 73. Внимательно посмотрите на репродукцию картины. Давайте прочитаем о ней.

- Из того, что мы только что прочитали, подумайте, какое название может иметь эта картина? (Некоторые варианты выносятся детьми или учителем на доску).

- А автор этой картины Иван Иванович Шишкин назвал её «Утро в сосновом бору».

- Перечитайте 4-е предложение.

- Почему лес назван родным?

- Можно ли сказать, что медведи находятся у себя «дома»? Почему? (Им в лесу свободно, безопасно).

- А, где ещё могут животные себя чувствовать в безопасности?

(В заповедниках, заказниках – в местах, где находятся под определённой охраной растения и животные.)

- Чем отличается заповедник от заказника?

Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Заказник – территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т.д.

- Какие заповедники и заказники вы знаете в нашей области?

(В Архангельской области есть:

  • Пинежский государственный природный заповедник;
  • государственный природный заказник «Земля Франца-Иосифа» на одноименном архипелаге Северного Ледовитого океана и прилегающей акватории,
  • Сийский государственный биологический заказник в Холмогорском районе;
  • национальные парки - Кенозерский национальный парк и Онежский филиал Водлозерского национального парка.)

- Как называется книга, в которую заносят редко встречающиеся или вымирающие виды животных и растений? (Красная книга.)

- Дополнительное задание к картине (учебник с.73): выбери одного медвежонка и расскажи о нём: какой он, что делает. Придумай ему кличку и объясни, почему она ему подходит.

8. Подведение итогов урока.

- О каких животных мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Как мы решили сегодняшнюю учебную задачу?

- Где мы можем получить дополнительный материал?

Домашнее задание. (Сайд 11)

- Вспомните рисунок (с.71), с которым мы работали вначале урока, там были животные, обитающие в лесу, о которых мы сегодня с вами не говорили.

Д/з: найти самостоятельно материал и рассказать о любом из этих животных (5-7 предложений). (БУРЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА, СОРОКА, КУКУШКА, СОЙКА).

- А может, вы знаете ещё других животных, обитающих в лесу, которых нет на этом рисунке, тогда можете подготовить рассказ о них.