Цели:
- повторение изученного материала раздела “Наша планета”,
- развитие познавательного интереса учащихся, интеллектуальных способностей коммуникативных умений: чётко и ясно излагать свои мысли, слушать товарищей и уважать их мнения;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: два игровых поля, разделённых на секторы, карточки с вопросами, энциклопедическая литература по теме, карта мира, жетоны – баллы.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Учитель:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Желание всё знать!
2. Постановка учебной задачи
Сегодня у нас необычный урок, а урок – интеллектуальная игра “Морской бой”, победить в котором вам помогут знания раздела “Наша планета”. В игре участвуют две команды. Для каждой команды – игровое поле, карточки с заданиями, карточки с баллами и изображением кораблей, закрывающие секторы с координатами.
В начале игры секторы закрыты карточками. Называя координаты, команда наносит удар, при этом сектор открывается. В каждом секторе записано либо число, показывающее сложность вопроса, либо корабль. За правильный ответ на вопрос команда получает соответствующее количество баллов, при этом карточка снимается и отдаётся команде (игроку, правильно ответившему на вопрос). В случае попадания в корабль команда может сделать ещё один ход или попросить паузу в игре, во время которой проводятся физкультминутки, исполняются песни или номера художественной самодеятельности на морскую тематику.
В конце игры мы определим лучшего игрока,
набравшего наибольшее количество баллов, и
команду – победителя.
Если команда затрудняется ответить на вопрос,
карточка с вопросом откладывается.
Сначала познакомимся с командами, их капитанами.
3. Представление команд
Команда “Открыватели”
Девиз:
“Всё то, что неизвестно,
Ужасно интересно.
За всем мы наблюдаем,
Что ново, открываем”.
Команда “Искатели”
Девиз:
“Бороздим мы океаны,
Путешествуем по странам.
Всё нам очень интересно,
Даже то, что неизвестно”.
4. Повторение материала раздела. Игра “Морской бой”
1. Повторение правил работы в группе.
– Сигнал готовности отвечать – поднятые вверх руки всех членов команды. Капитан может отвечать сам или дать право ответа игроку, давшему, по мнению команды, верный ответ во время обсуждения.
2. Игра
Игровое поле 1 команды
Вопросы (1 игровое поле)
A1 |
Прибор для определения сторон горизонта. (Компас.) | 1 б. |
A2 |
Небесное тело, которое само светится. (Звезда.) | 1 б. |
A3 |
Естественный спутник Земли. (Луна.) | 1 б. |
A5 |
Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.) | 2 б |
B2 |
Одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева морей, на юге – Чёрного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе равнина ограничена Карпатами, на юге – Кавказом, на востоке – Уралом. (Восточно-Европейская равнина.) | 4 б. |
B3 |
Какой будет погода, если листья кислицы опускаются, словно прячутся, а костяника расправляет свои закруглённые листочки, цветы левкоя, сирени, акации сильнее пахнут, на листьях конского каштана обильно выделяется клейкая жидкость? (Дождь.) | 2б. |
B4 |
Звезда, которая помогала мореплавателям ориентироваться. (Полярная звезда.) | 1б. |
B5 |
Это растение обладает целебными свойствами, может использоваться в качестве ваты. (Мох сфагнум.) | 4б. |
C1 |
Мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. (Ф.Магеллан.) | 3 б. |
C2 |
Причина смены времён года. (Вращение Земли вокруг Солнца.) | 1 б. |
C4 |
Пресноводное озеро в России, окружено горами. Самое глубокое озеро в мире (до 1620 м), в которое впадает 336 рек, вытекает река Ангара. (Байкал.) | 5 б. |
C5 |
Высочайшая гора мира (Джомолунгма или Эверест в Гималаях.) | 5 б. |
D1 |
Самая длинная река в мире. Современное египетское название Эль – Бахр. Протекает в Африке, впадает в средиземное море. (Нил.) | 5 б. |
D2 |
Гора с каналом, по которому на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, обломки горных пород. (Вулкан.) | 1 б. |
D3 |
Море Атлантического океана между Европой и Африкой. (Средиземное море.) | 2 б. |
D4 |
Крупнейшая река Европы, протекает в Европейской части России. В древности называли Ра, в средние века – Итиль. (Волга.) | 5 б. |
E1 |
Остров в Северном Ледовитом океане, крупнейший в мире. (Гренландия.) | 5 б. |
E3 |
Английский мореплаватель, который открыл неизвестную землю и назвал её “Южной землёй”, или Австралией. (Джеймс Кук.) | 5 б. |
E4 |
Этот океан называют Великим океаном. В нём обитает более 2000 видов рыб в тропических широтах и около 800 видов в дальневосточных морях. (Тихий океан.) | 4 б. |
E5 |
Полуостров на юге Азии, на котором находится Индия. Омывается Бенгальским заливом, Аравийским морем. (Индостан.) | 4 б. |
Игровое поле 2 команды
Вопросы (2 игровое поле)
A1 |
Граница, где земля как бы сходится с небом. (Линия горизонта.) | 1 б. |
A2 |
Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. (Планета.) | 1 б. |
A3 |
Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон.) | 1 б. |
A4 |
Прибор для измерения температуры. (Термометр.) | 1 б. |
B1 |
Созвездие в северном полушарии, образованное пятью звёздами в виде буквы W. (Кассиопея.) | 2 б. |
B3 |
Равнина, располагающаяся между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Главные реки равнины Обь и Иртыш. Много озёр и болот. (Западно-Сибирская равнина.) | 4 б. |
B4 |
Эти полезные ископаемые образовались из остатков отмерших болотных растений много миллионов лет назад, когда климат Земли был влажный и тёплый, а болота занимали почти все равнины. (Каменный уголь, торф.) | 4 б. |
B5 |
Какой будет погода, если паук ремонтирует гнездо или плетёт новую паутину, мухи рано просыпаются и начинают гудеть, туман? (Ясная погода.) | 2 б. |
C1 |
Мореплаватель, открывший Америку. (Х.Колумб.) | 1 б. |
C2 |
Бессточное озеро в Казахстане. В западной части этого озера вода пресная, а в восточной – солоноватая. (Балхаш.) | 5 б. |
C3 |
Причина смены дня и ночи. (Вращение Земли вокруг своей оси.) | 1 б. |
C5 |
Крупнейшее бессточное озеро в Австралии. В некоторые годы летом пересыхает, превращаясь в солончак. (Эйр.) | 5 б. |
D2 |
Хищное болотное растение. Его листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожего на росу. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и… приклеивается. Лист закрывается, насекомое переваривается в капельках сока. (Росянка.) | 2 б. |
D3 |
Вторая по длине (после Волги) река Европы. Протекает в Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украине. Исток – в Шварцвальде, впадает в Чёрное море. Имеет более 300 притоков. (Дунай.) | 4 б. |
D4 |
Название этих гор в переводе с кельтского языка значит “высокая гора”. Это самая высокая (до 4807 м, г Монблан) горная система Западной Европы расположена в Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне. Много озёр ледникового происхождения (Женевское, Боденское …). (Альпы.) | 5 б. |
D5 |
Река в Южной Америке, величайшая по водности в мире. Впадает в Атлантический океан. Имеет более 500 притоков. (Амазонка.) | 4 б. |
E1 |
Полуостров на северо-востоке Азии, в России. На нём более 160 вулканов, из них 28 действующих. Наиболее высокий вулкан – Ключевская Сопка (4750 м). (Камчатка.) | 3 б. |
E2 |
Остров на западе Тихого океана, второй по величине после Гренландии. (Новая Гвинея.) | 5 б. |
E4 |
Норвежец, достигший Южного полюса первым. (Роальд Амундсен.) | 5 б. |
E5 |
Море Атлантического океана, древнерусское название его Варяжское. Омывает берега Европы. В это море впадают реки Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одер. (Балтийское море.) | 5 б. |
4. Рефлексия
– Капитаны команд, определите лучшего игрока.
(Подсчёт личных баллов.)
– Посчитайте набранные командой баллы.
Определим команду – победителя.
– Что помогло вам успешно справиться с работой?
(Сплочённость команды, хорошая
информированность игроков.)
– С какими трудностями столкнулись?
– Вернёмся к вопросам, которые вызвали у вас
затруднения. (Зачитывает учитель, ребята
предлагают свои ответы.)
– Где можно найти на них ответы? (Учитель
рекомендует соответствующую литературу.)
– Постарайтесь найти на данные вопросы ответы,
которые мы обсудим на следующем уроке. Карточки с
вопросами помещаются в уголке для
любознательных.
Литература
- Белов В.Ф. Народный календарь русской природы. М., 1992.
- Большой Российский Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 класса: Наша планета Земля. В 4 частях / Авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, Н.В.Иванова, А.С.Раутиан. – М.: Баласс, 2006.