Урок – интеллектуальная игра "Морской бой" по разделу "Наша планета". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • повторение изученного материала раздела “Наша планета”,
  • развитие познавательного интереса учащихся, интеллектуальных способностей коммуникативных умений: чётко и ясно излагать свои мысли, слушать товарищей и уважать их мнения;
  • воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: два игровых поля, разделённых на секторы, карточки с вопросами, энциклопедическая литература по теме, карта мира, жетоны – баллы.

Ход урока

1. Организационное начало урока

Учитель:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Желание всё знать!

2. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас необычный урок, а урок – интеллектуальная игра “Морской бой”, победить в котором вам помогут знания раздела “Наша планета”. В игре участвуют две команды. Для каждой команды – игровое поле, карточки с заданиями, карточки с баллами и изображением кораблей, закрывающие секторы с координатами.

В начале игры секторы закрыты карточками. Называя координаты, команда наносит удар, при этом сектор открывается. В каждом секторе записано либо число, показывающее сложность вопроса, либо корабль. За правильный ответ на вопрос команда получает соответствующее количество баллов, при этом карточка снимается и отдаётся команде (игроку, правильно ответившему на вопрос). В случае попадания в корабль команда может сделать ещё один ход или попросить паузу в игре, во время которой проводятся физкультминутки, исполняются песни или номера художественной самодеятельности на морскую тематику.

В конце игры мы определим лучшего игрока, набравшего наибольшее количество баллов, и команду – победителя.
Если команда затрудняется ответить на вопрос, карточка с вопросом откладывается.
Сначала познакомимся с командами, их капитанами.

3. Представление команд

Команда “Открыватели”

Девиз:

“Всё то, что неизвестно,
Ужасно интересно.
За всем мы наблюдаем,
Что ново, открываем”.

Команда “Искатели”

Девиз:

“Бороздим мы океаны,
Путешествуем по странам.
Всё нам очень интересно,
Даже то, что неизвестно”.

4. Повторение материала раздела. Игра “Морской бой”

1. Повторение правил работы в группе.

– Сигнал готовности отвечать – поднятые вверх руки всех членов команды. Капитан может отвечать сам или дать право ответа игроку, давшему, по мнению команды, верный ответ во время обсуждения.

2. Игра

Игровое поле 1 команды

Вопросы (1 игровое поле)

A1

Прибор для определения сторон горизонта. (Компас.)

1 б.

A2

Небесное тело, которое само светится. (Звезда.)

1 б.

A3

Естественный спутник Земли. (Луна.)

1 б.

A5

Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)

2 б

B2

Одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева морей, на юге – Чёрного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе равнина ограничена Карпатами, на юге – Кавказом, на востоке – Уралом. (Восточно-Европейская равнина.)

4 б.

B3

Какой будет погода, если листья кислицы опускаются, словно прячутся, а костяника расправляет свои закруглённые листочки, цветы левкоя, сирени, акации сильнее пахнут, на листьях конского каштана обильно выделяется клейкая жидкость? (Дождь.)

2б.

B4

Звезда, которая помогала мореплавателям ориентироваться. (Полярная звезда.)

1б.

B5

Это растение обладает целебными свойствами, может использоваться в качестве ваты. (Мох сфагнум.)

4б.

C1

Мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. (Ф.Магеллан.)

3 б.

C2

Причина смены времён года. (Вращение Земли вокруг Солнца.)

1 б.

C4

Пресноводное озеро в России, окружено горами. Самое глубокое озеро в мире (до 1620 м), в которое впадает 336 рек, вытекает река Ангара. (Байкал.)

5 б.

C5

Высочайшая гора мира (Джомолунгма или Эверест в Гималаях.)

5 б.

D1

Самая длинная река в мире. Современное египетское название Эль – Бахр. Протекает в Африке, впадает в средиземное море. (Нил.)

5 б.

D2

Гора с каналом, по которому на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, обломки горных пород. (Вулкан.)

1 б.

D3

Море Атлантического океана между Европой и Африкой. (Средиземное море.)

2 б.

D4

Крупнейшая река Европы, протекает в Европейской части России. В древности называли Ра, в средние века – Итиль. (Волга.)

5 б.

E1

Остров в Северном Ледовитом океане, крупнейший в мире. (Гренландия.)

5 б.

E3

Английский мореплаватель, который открыл неизвестную землю и назвал её “Южной землёй”, или Австралией. (Джеймс Кук.)

5 б.

E4

Этот океан называют Великим океаном. В нём обитает более 2000 видов рыб в тропических широтах и около 800 видов в дальневосточных морях. (Тихий океан.)

4 б.

E5

Полуостров на юге Азии, на котором находится Индия. Омывается Бенгальским заливом, Аравийским морем. (Индостан.)

4 б.

Игровое поле 2 команды

Вопросы (2 игровое поле)

A1

Граница, где земля как бы сходится с небом. (Линия горизонта.)

1 б.

A2

Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. (Планета.)

1 б.

A3

Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон.)

1 б.

A4

Прибор для измерения температуры. (Термометр.)

1 б.

B1

Созвездие в северном полушарии, образованное пятью звёздами в виде буквы W. (Кассиопея.)

2 б.

B3

Равнина, располагающаяся между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Главные реки равнины Обь и Иртыш. Много озёр и болот. (Западно-Сибирская равнина.)

4 б.

B4

Эти полезные ископаемые образовались из остатков отмерших болотных растений много миллионов лет назад, когда климат Земли был влажный и тёплый, а болота занимали почти все равнины. (Каменный уголь, торф.)

4 б.

B5

Какой будет погода, если паук ремонтирует гнездо или плетёт новую паутину, мухи рано просыпаются и начинают гудеть, туман? (Ясная погода.)

2 б.

C1

Мореплаватель, открывший Америку. (Х.Колумб.)

1 б.

C2

Бессточное озеро в Казахстане. В западной части этого озера вода пресная, а в восточной – солоноватая. (Балхаш.)

5 б.

C3

Причина смены дня и ночи. (Вращение Земли вокруг своей оси.)

1 б.

C5

Крупнейшее бессточное озеро в Австралии. В некоторые годы летом пересыхает, превращаясь в солончак. (Эйр.)

5 б.

D2

Хищное болотное растение. Его листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожего на росу. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и… приклеивается. Лист закрывается, насекомое переваривается в капельках сока. (Росянка.)

2 б.

D3

Вторая по длине (после Волги) река Европы. Протекает в Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украине. Исток – в Шварцвальде, впадает в Чёрное море. Имеет более 300 притоков. (Дунай.)

4 б.

D4

Название этих гор в переводе с кельтского языка значит “высокая гора”. Это самая высокая (до 4807 м, г Монблан) горная система Западной Европы расположена в Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне. Много озёр ледникового происхождения (Женевское, Боденское …). (Альпы.)

5 б.

D5

Река в Южной Америке, величайшая по водности в мире. Впадает в Атлантический океан. Имеет более 500 притоков. (Амазонка.)

4 б.

E1

Полуостров на северо-востоке Азии, в России. На нём более 160 вулканов, из них 28 действующих. Наиболее высокий вулкан – Ключевская Сопка (4750 м). (Камчатка.)

3 б.

E2

Остров на западе Тихого океана, второй по величине после Гренландии. (Новая Гвинея.)

5 б.

E4

Норвежец, достигший Южного полюса первым. (Роальд Амундсен.)

5 б.

E5

Море Атлантического океана, древнерусское название его Варяжское. Омывает берега Европы. В это море впадают реки Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одер. (Балтийское море.)

5 б.

4. Рефлексия

– Капитаны команд, определите лучшего игрока. (Подсчёт личных баллов.)
– Посчитайте набранные командой баллы. Определим команду – победителя.
– Что помогло вам успешно справиться с работой? (Сплочённость команды, хорошая информированность игроков.)
– С какими трудностями столкнулись?
– Вернёмся к вопросам, которые вызвали у вас затруднения. (Зачитывает учитель, ребята предлагают свои ответы.)
– Где можно найти на них ответы? (Учитель рекомендует соответствующую литературу.)
– Постарайтесь найти на данные вопросы ответы, которые мы обсудим на следующем уроке. Карточки с вопросами помещаются в уголке для любознательных.

Литература

  1. Белов В.Ф. Народный календарь русской природы. М., 1992.
  2. Большой Российский Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 класса: Наша планета Земля. В 4 частях / Авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, Н.В.Иванова, А.С.Раутиан. – М.: Баласс, 2006.