Мастер-класс для педагогов с элементами арттерапии "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Вашему вниманию представляется мастер – класс

“Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников” для педагогов с использованием элементов арт-терапии.

Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт-терапии (письменная и устная рефлексия, интеграция разных видов деятельности, создание “ситуации успеха”, рисование) как одну из форм организации мастер –класса.
  • Систематизирование знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников.
  • Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, наглядно – чувственный, экстрасенсорный), на примере изобразительной деятельности.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Формы организации:

  • Индивидуальные – Теоретические
  • Групповые – Практические

Материалы:

  • Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”, индивидуальные бланки анкет.
  • Практические: бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой, яблоки, салфетки, музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.

Ход занятия

Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).

ПАМЯТКА
участника мастер-класса:

  1. Получи удовольствие!
  2. Позволь себе быть свободным!
  3. Доброжелательность к себе и другим.
  4. Постарайся быть внимательным.
  5. Избегай оценок и суждений.
  6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
    И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

Вступительное слово:

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислим хотя бы некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д. Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?

Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.

Историческая справка:

В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?

Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ в.

Но объединение сфер искусства и обучения произошло совсем недавно, результатом чего является одно из направлений педагогики – арт – педагогика.

Письменная рефлексия (определяет готовность участников к работе)

  1. Раскрась фигуру любым цветом.
  2. Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
  3. Ваши ожидания от общения ____________________________________

– Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций каких – либо событий, встреч, ситуаций? (ответы) Таким образов, жизненный опыт подсказывает, что традиционные методы работы и обучения, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приемов и методов, получивших название “активные методы обучения” (методы арт – педагогики).

– Как вы, думаете, почему они называются “активными”? (активизируют процессы мышления)

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие:

– внимания, познавательной активности, мыслительных процессов;творческих способностей; рефлексии; креативности; формирование определенной жизненной позиции.

Организуя учебно-познавательную деятельность дошкольника педагог, конечно, обращает внимание на возрастную особенность – наглядно-образное мышление.

В своей педагогической практике очень часто в формировании “ такого образа” дошкольника использую метод наглядности.

Цель наглядного метода: развитие наглядно – образного мышления средствами сенсорного развития ребенка.

Этот метод может использоваться в традиционной и активной форме. Попробуем увидеть разницу:

Метод наглядности Приемы Формы организации
  Наглядно-зрительный Наблюдение, рассматривание предметов (явлений, объектов)
  Наглядно-слуховой Слушание музыки, звуков, издающих предметом (явлением, объектом)
Традиционный Наглядно-чувственный Попробовать на вкус, потрогать, почувствовать запах предмета (явления, объекта)
  Описание Словесное сопровождение, доклад о предмете (явлении, объекте)
  Интеграция:

наглядно-зрительного,
наглядно-слухового,
наглядно-чувственного приемов.

Игры, включающие предыдущие формы организации:

– ролевые
– имитационные
– деловые
– организационно-деятельностные

Активный Наглядно-экстрасенсорный Выражение своих ощущений, чувств, эмоций, ассоциаций в разных видах деятельности,

– рефлексии (устная, письменная)
– видах искусства (рисовании, лепке, драматургии, живописи, танцах)

Письменная рефлексия (определяет уровень адаптации в данной ситуации)

  1. Раскрась фигуру любым цветом.
  2. Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
  3. Оцените ваши возможности восприятия материала на данный момент по “5” бальной шкале______________________

“Чайная пауза” – всем участникам мастер – класса предлагается выпить стаканчик яблочного сока.

Какой сок вы сейчас выпили?

Что почувствовали в данный момент?

– Если вы находитесь в некомфортном для вас состоянии, то мы вместе попробуем с ним справиться, ну а если все наоборот, то постараемся сохранить его или даже улучшить. И помогут нам в этом обыкновенные яблоки.

На этом простом примере каждый из вас попробует с помощью активного наглядного метода обучения сформировать свое видение (образ) предмета.

Используя информационные данные таблицы о наглядном методе, вам предоставляется возможность побыть в роли ребенка с его эмоциями, переживаниями, состояниями в данной учебно-познавательной деятельности.

Формы организации активного наглядного метода, игра и рисование, позволят вам побыть в энергетическом состоянии, в котором не цели (цель ставит перед собой педагог), нет стремления к результату, есть ориентация только на получения удовольствия. Вы (ребенок) имеете право ошибаться, не уметь, делать неправильно, задавать разные вопросы, не сковывать себя социальными требованиями. У вас есть возможность компенсировать нехватку детства, если такое имеет место.

Метод наглядности (активный)***

Приемы интеграции Формы организации Мыслительный образ
Наглядно-зрительный Наблюдение, описание

Игра “Найди такой же предмет по цвету”;

Игра0хоровод “Катилось яблочко”;

Сенсорная игра “Чудесный мешочек”;

Внешний вид.

Цвет: красный, желтый т.д.

Форма: круглая

Размер: большое, маленькое,

среднее

Наглядно-слуховой Наблюдение за звуком,слушание:

Музыкальные игры-ассоциации (слушание песен “Эх, яблочко!”, Мимо белого яблока луны…”)

Стихи, загадки, сказки со словом “яблоко”;

Слуховые ощущения.

Звук: естественный, музыкальный, речевое оформление

Наглядно- чувственный Сенсорная игра “Угадай на вкус” (попробовать яблоко) Содержание.

Вкус: кислое, сладкое, вкусное, не вкусное и т.д.

Наглядно-

Экстрасенсорный

Ролевые игры “Повар”, “Дочки-матери”;
Дидактическая игра “Во саду ли, в огороде”
Ролевая игра “Магазин”;
Социально- ролевые ощущения.

Применение: съесть в натуральном виде, компот, варенье.

Классификация: фрукты, овощи и т.д.

  Художественно-творческие игры:

“Волшебные яблочки”,
“Яблочное настроение”,
“Фруктовый маскарад”,
“Яблочные картинки”;
Развивающая игра
“Яблочные превращения”;
Рисование

Мои ощущения.

выражение своего состояния в цвете, деталях;
– выражение эмоционального состояния линиями;
– выражение эмоционального состояния цветом, рисованием мимических картин;
– ассоциации сюжета из жизни с предметом;
– выражение психологического состояния посредством образов и т. д.
– живопись,
– графика
– раскрашивание
– сюжетное
– предметное

Практическая деятельность участников мастер-класса (игры, рисование).
Анализ художественно-творческой деятельности участников мастер -класса.

Закрывающая рефлексия (письменная).

Помогает определить уровень удовлетворенности человека от общения.

  1. Раскрась фигуру любым цветом.
  2. Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
  3. Насколько оправдались ваши ожидания:____________________________________________________

*** материалы таблицы (формы организации) использовать по выбору педагога, в соответствии с индивидуальными особенностями группы.