Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Вашему вниманию представляется мастер – класс
“Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников” для педагогов с использованием элементов арт-терапии.
Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт-терапии (письменная и устная рефлексия, интеграция разных видов деятельности, создание “ситуации успеха”, рисование) как одну из форм организации мастер –класса.
- Систематизирование знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников.
- Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, наглядно – чувственный, экстрасенсорный), на примере изобразительной деятельности.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Формы организации:
- Индивидуальные – Теоретические
- Групповые – Практические
Материалы:
- Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”, индивидуальные бланки анкет.
- Практические: бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой, яблоки, салфетки, музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.
Ход занятия
Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).
ПАМЯТКА
участника мастер-класса:
- Получи удовольствие!
- Позволь себе быть свободным!
- Доброжелательность к себе и другим.
- Постарайся быть внимательным.
- Избегай оценок и суждений.
- Говори только о собственных чувствах,
ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Вступительное слово:
Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислим хотя бы некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д. Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?
Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Историческая справка:
В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?
Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ в.
Но объединение сфер искусства и обучения произошло совсем недавно, результатом чего является одно из направлений педагогики – арт – педагогика.
Письменная рефлексия (определяет готовность участников к работе)
- Раскрась фигуру любым цветом.
- Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
- Ваши ожидания от общения ____________________________________
– Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций каких – либо событий, встреч, ситуаций? (ответы) Таким образов, жизненный опыт подсказывает, что традиционные методы работы и обучения, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приемов и методов, получивших название “активные методы обучения” (методы арт – педагогики).
– Как вы, думаете, почему они называются “активными”? (активизируют процессы мышления)
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.
Целью активных методов обучения является развитие:
– внимания, познавательной активности, мыслительных процессов;творческих способностей; рефлексии; креативности; формирование определенной жизненной позиции.
Организуя учебно-познавательную деятельность дошкольника педагог, конечно, обращает внимание на возрастную особенность – наглядно-образное мышление.
В своей педагогической практике очень часто в формировании “ такого образа” дошкольника использую метод наглядности.
Цель наглядного метода: развитие наглядно – образного мышления средствами сенсорного развития ребенка.
Этот метод может использоваться в традиционной и активной форме. Попробуем увидеть разницу:
Метод наглядности | Приемы | Формы организации |
Наглядно-зрительный | Наблюдение, рассматривание предметов (явлений, объектов) | |
Наглядно-слуховой | Слушание музыки, звуков, издающих предметом (явлением, объектом) | |
Традиционный | Наглядно-чувственный | Попробовать на вкус, потрогать, почувствовать запах предмета (явления, объекта) |
Описание | Словесное сопровождение, доклад о предмете (явлении, объекте) | |
Интеграция: наглядно-зрительного, |
Игры, включающие предыдущие формы
организации: – ролевые |
|
Активный | Наглядно-экстрасенсорный | Выражение своих ощущений, чувств,
эмоций, ассоциаций в разных видах деятельности, –
рефлексии (устная, письменная) |
Письменная рефлексия (определяет уровень адаптации в данной ситуации)
- Раскрась фигуру любым цветом.
- Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
- Оцените ваши возможности восприятия материала на данный момент по “5” бальной шкале______________________
“Чайная пауза” – всем участникам мастер – класса предлагается выпить стаканчик яблочного сока.
– Какой сок вы сейчас выпили?
– Что почувствовали в данный момент?
– Если вы находитесь в некомфортном для вас состоянии, то мы вместе попробуем с ним справиться, ну а если все наоборот, то постараемся сохранить его или даже улучшить. И помогут нам в этом обыкновенные яблоки.
На этом простом примере каждый из вас попробует с помощью активного наглядного метода обучения сформировать свое видение (образ) предмета.
Используя информационные данные таблицы о наглядном методе, вам предоставляется возможность побыть в роли ребенка с его эмоциями, переживаниями, состояниями в данной учебно-познавательной деятельности.
Формы организации активного наглядного метода, игра и рисование, позволят вам побыть в энергетическом состоянии, в котором не цели (цель ставит перед собой педагог), нет стремления к результату, есть ориентация только на получения удовольствия. Вы (ребенок) имеете право ошибаться, не уметь, делать неправильно, задавать разные вопросы, не сковывать себя социальными требованиями. У вас есть возможность компенсировать нехватку детства, если такое имеет место.
Метод наглядности (активный)***
Приемы интеграции | Формы организации | Мыслительный образ | |
Наглядно-зрительный | Наблюдение, описание Игра “Найди такой же предмет по цвету”; Игра0хоровод “Катилось яблочко”; Сенсорная игра “Чудесный мешочек”; |
Внешний вид. Цвет: красный, желтый т.д. Форма: круглая Размер: большое, маленькое, среднее |
|
Наглядно-слуховой | Наблюдение за звуком,слушание: Музыкальные игры-ассоциации (слушание песен “Эх, яблочко!”, Мимо белого яблока луны…”) Стихи, загадки, сказки со словом “яблоко”; |
Слуховые ощущения. Звук: естественный, музыкальный, речевое оформление |
|
Наглядно- чувственный | Сенсорная игра “Угадай на вкус” (попробовать яблоко) | Содержание. Вкус: кислое, сладкое, вкусное, не вкусное и т.д. |
|
Наглядно- Экстрасенсорный |
Ролевые игры “Повар”, “Дочки-матери”; Дидактическая игра “Во саду ли, в огороде” Ролевая игра “Магазин”; |
Социально- ролевые ощущения. Применение: съесть в натуральном виде, компот, варенье. Классификация: фрукты, овощи и т.д. |
|
Художественно-творческие игры: “Волшебные
яблочки”, |
Мои ощущения. – выражение
своего состояния в цвете, деталях; |
Практическая деятельность участников
мастер-класса (игры, рисование).
Анализ художественно-творческой деятельности
участников мастер -класса.
Закрывающая рефлексия (письменная).
Помогает определить уровень удовлетворенности человека от общения.
- Раскрась фигуру любым цветом.
- Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
- Насколько оправдались ваши ожидания:____________________________________________________
*** материалы таблицы (формы организации) использовать по выбору педагога, в соответствии с индивидуальными особенностями группы.