Цели урока:
- формирование умения проверять слова с парными согласными в корне и в середине слов;
- развитие внимания, орфографической зоркости;
- воспитание интереса к предмету, любви к родному городу.
Оборудование:
- эмблемы для “гидов”, на которых написаны места проведения экскурсий, например: “Переулок словарей”,
- картинка с изображением города Роднореченска.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фрагмент песни Юрия Антонова “На улице Каштановой”:
– Есть улицы центральные, высокие и важные,
С витринами зеркальными, с гирляндами огней,
А мне милей не шумные, милей одноэтажные,
От их названий ласковых становится светлей.
Припев:
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную,
И на Тенистой улице я постою в тени,
Вишнёвые, Грушёвые, Зелёные, Прохладные,
Как будто в детство давнее ведут меня они.
– Хорошая песня, правда, ребята? С какой любовью автор вспоминает улицы
родного города! А почему бы и нам сегодня не совершить небольшую прогулку по
городу Роднореченску, по его улицам, площадям, переулкам. (Вывешивается
детский рисунок города Роднореченска.)
– Давайте посмотрим на маршрутный лист нашего путешествия. Нам предстоит:
а) пройти по улице Чистописания,
б) завернуть в переулок Словарей,
в) погулять по набережной Фонетики,
г) пересечь площадь Ошибок,
д) постоять на проспекте Парных согласных.
II. Чистописание.
– На улице Чистописания нас будет сопровождать гид Катя. Сегодня по выбору гида мы напишем букву… Какой звук она обозначает: гласный или согласный?
Ученик-гид вытаскивает одну из карточек (город, имя, название реки) и записывает слово на букву из чистописания. С какой буквы пишется это слово?
III. Словарно-орфографическая работа.
– Завернём в переулок Словарей. Здесь нас встречает гид Саша. Он будет задавать вопросы, вы писать на них ответы.
1) Главная площадь Москвы. (Красная площадь.)
2) Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стёкла, сделал снежные сады. (Мороз.)
– Придумайте однокоренные слова с корнем – мороз – (морозный, сморозить, Морозко).
В каком слове надо проверить парную согласную в корне? (Морозко). Как проверить?
IV. Физкультминутка.
Звучит фрагмент песенки Красной Шапочки “Если долго, долго, долго…” (Слова Ю. Кима, музыка А. Рыбникова).
V. Закрепление изученного материала.
– На нашем пути оказалась река, а это значит, что мы пришли на набережную Фонетики.
На набережной нас ждёт гид Коля. Он читает загадку: “У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдёт – гвоздь упадёт.” (Сосулька). Дети записывают отгадку и делают фонетический разбор этого слова.
– Ну а теперь мы на площади Ошибок. Гид Настя раздаёт детям карточки с текстом, в котором сделано определённое количество ошибок. Дети находят и исправляют эти ошибки и записывают число найденных ошибок. Гид узнаёт количество найденных ошибок.
– На какие правила были сделаны ошибки?
Лес осенью.
Наступила осень. Берёски стаят жёлтые. Клёны красные. Кругом тишына. Птицы улетают на юк. Засыпает в норе на сухих листьях ёш. Медветь лёг в берлогу. Белка запасла на зиму орехи. Она спит в дупле.
Дети повторяют правила и записывают проверочные слова, например: берёзки – берёзы.
– На какой же проспект мы вышли? Да, на проспект Парных согласных . Какие вы знаете парные согласные? Когда их надо проверять? Гид Андрей прочитает отрывок из сказки А.С. Пушкина, а вы назовите слова с парными согласными, которые надо проверять.
“И я там был, и мёд я пил:
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.”
(Дети записывают слова вместе с проверочными, например: мёд – медок. )
VI. Итог урока.
– Ну вот подходит к концу наше путешествие по Роднореченску. Что мы сегодня повторили? (Правописание парных звонких и глухих согласных.)
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Подберите слова на изученное правило, назовите проверочное слово:
– – шка
– – пка
– – – жка
– – бка
(Чашка, кружка, шапка, шубка.)