Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • В ходе урока научить ребёнка анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы и формировать собственные суждения.
  • Воспитывать отрицательное отношения к угнетению и неравенству, уважение к личности, а так же терпимость, толерантность к чужим идеалам и высказываниям.
  • В результате совместной работы на уроке определить историческое значение Крестьянской войны под предводительством Пугачева.

Оформление: репродукции картин, посвященных крестьянской войне под предводительством Пугачева; выставка книг о Емельяне Пугачеве; карта “Россия в 1760–1800 гг”.

Общие рекомендации: в ходе урока, перед изучением нового материала, класс необходимо разделить на группы (допускается деление на группы в начале урока).

План.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Заключительный этап урока.
  6. Объявление домашнего задания.

Ход урока

1)

Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро...

Так Александр Николаевич Радищев писал о XVIII веке. Да, действительно, XVIII столетье – бурная и противоречивая эпоха отечественной истории.

С одной стороны – великие достижения: реформы времён Петра I и Екатерины II, громкие победы в Северной, семилетней, русско-турецких войнах, взлёт во всех областях науки, культуры; с другой – ужасы крепостничества, которое мало чем отличалось от рабства, бироновщина с засильем немцев, разгул казнокрадства, взяточничество.

Недаром Радищев, обозревая внутренние взором современную ему Россию, страну богатую талантами и несчастную одновременно, писал о безумии и мудрости века, завершавшего свой путь в мировой истории.

2) На предыдущем уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.

Вопрос 1: Докажите, что в XVIII веке позиции дворян действительно окрепли.

С чем это было связано?

Защита кластера: “Усиление позиций дворянства”. (см. Приложение 1)

Комментарий: В XVIII веке произошло формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия, имеющего лишь права при почти полном отсутствии обязанностей.

Вопрос 2: Как усиление позиций дворянства повлияло на положение народа?

Защита кластера: “Ухудшения положения народа”. (см. Приложение 2)

Комментарий : И так, мы видим, что в то время, когда росли привилегии дворян, крестьяне утратили остатки гражданских прав и свобод.

Вопрос 3: Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?

Комментарий: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну.

3) Мы сегодня уже упоминали слова:

помещик
произвол
крепостные
восстание

Я предлагаю к ним добавить:

освободитель
правительство
войска
неудача
поражение
и Пугачев

(Слова вывешиваются на доске.)

Наша сегодняшняя тема: “Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева”.

а) Мозговой штурм.

Задание учащимся: Составьте рассказ из предложенных слов.

Работая в группах, учащиеся составляют рассказ. Каждая группа озвучивает результаты своей работы, после чего учитель раздает текст “Восстание под предводительством Е.И.Пугачева” и предлагает узнать как же на самом деле развивались события Пугачевского восстания в России. При работе с текстом учитель использует прием “чтение текста со стопами”.

б) Осмысление.

Чтение текста со стопами.

Текст составлен учителем на основе материала учебника. Он содержит последовательное развитие мысли и событий. Учитель разбивает его на отдельные логические части. Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя). Затем учитель задает вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше? Предположите дальнейшее развитие событий. и т.д.). Учитель дает возможность каждой группе высказать свои суждения, учащиеся читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным (см. Приложение 3).

Параллельно ведется работа с картой.

в) Рефлексия.

Предложенный текст не содержит материала о том, как сложилась судьба Пугачева после разгрома восстания.

Учащимся задается вопрос: Как, по вашему мнению, сложилась дальнейшая судьба Пугачева?

Задание: Придумайте окончание рассказа.

Выслушав варианты учащихся, учитель рассказывает:

12 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и выдан правительству казачьей верхушкой. 16 сентября началось следствие. До прибытия в Москву, Пугачева допрашивали в Яицком городке.

4 ноября, рано утром, Пугачева ввезли в Москву. Он сидел, скованный по рукам и ногам, внутри железной клетки на высокой повозке. Все улицы заполнили толпы народа. Дворяне, офицеры, духовенство, все богатые люди ликовали. Простой народ молча смотрел на “государя” – своего заступника. Тюрьму устроили на Монетном дворе. Камеру, в которой сидел Пугачев, окованный кандалами, прикованный цепью к стене, охраняли десять солдат Преображенского полка и рота второго гренадерского полка. Заседание суда было назначено на 30 декабря. Пугачев понимал, что положение безвыходно и был готов к неизбежному. Приговор, утвержденный императрицей, определил Пугачеву наказание — четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города, положить их на колеса, потом сжечь.

Утром 10 января толпы людей заполнили Большую площадь, где предстояла казнь.

Показались сани с высоким помостом. На нем сидел Пугачев. Он был в длинном тулупе, все время крестился и говорил: – “Прости народ православный! Отпусти мне, в чем я согрешил перед тобой! Прости, народ православный!”

Экзекутор подал знак, и палачи сорвали с Пугачева тулуп, опрокинули его навзничь, и в этот миг его отрубленная палачом окровавленная голова показалась в воздухе, на спице, остальные части тела – на колесе. Останки Пугачева вместе с эшафотом и санями вскоре сожгли.

И хоть Пушкин говорил: “Не приведи господи видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный...” все же он сочувствовал Пугачеву и сожалел по поводу его казни. “Емеля, Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык и не подвернулся под картечь? ”. Именно эти слова вложил он в уста главного героя повести “Капитанская дочка ”.

4) События пугачевского восстания дали очень богатый материал и литературе, и живописи и простому русскому человеку.

(Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг и репродукции картин.)

Кроме “Капитанской дочки ” А.С. Пушкина можно вспомнить и поэму С. Есенина “ Пугачев ”, роман В.Я. Шишкова “Емельян Пугачев”, посмотреть репродукции картин. Становиться ясно что, несмотря на всю противоречивость этого восстания, имя и дела Пугачева стали одной из самых выдающихся страниц истории Отечества.

Закрепление нового материала:

1. Каковы были причины восстания?

Ответ: Произвол помещиков и бесправие крестьян.

2. В чем историческое значение восстания?

Комментарий: Ожесточенность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Власть вынуждена была искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в жизни России. Очень ярко о значении этого восстания говорил историк М. Я. Эйдельман: “ В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять ”. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы. Так народное возмущение привело к укреплению того строя, против которого направлялось.

Д/3: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина параграф 25, а так же по выбору:  задания в рабочей тетради к параграфу 25, синквейн на тему “Пугачев” и кластер “Крестьянская война под предводительством Пугачева”.