Цели:
- В ходе урока научить ребёнка анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы и формировать собственные суждения.
- Воспитывать отрицательное отношения к угнетению и неравенству, уважение к личности, а так же терпимость, толерантность к чужим идеалам и высказываниям.
- В результате совместной работы на уроке определить историческое значение Крестьянской войны под предводительством Пугачева.
Оформление: репродукции картин, посвященных крестьянской войне под предводительством Пугачева; выставка книг о Емельяне Пугачеве; карта “Россия в 1760–1800 гг”.
Общие рекомендации: в ходе урока, перед изучением нового материала, класс необходимо разделить на группы (допускается деление на группы в начале урока).
План.
- Вступительное слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Заключительный этап урока.
- Объявление домашнего задания.
Ход урока
1)
Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро...
Так Александр Николаевич Радищев писал о XVIII веке. Да, действительно, XVIII столетье – бурная и противоречивая эпоха отечественной истории.
С одной стороны – великие достижения: реформы времён Петра I и Екатерины II, громкие победы в Северной, семилетней, русско-турецких войнах, взлёт во всех областях науки, культуры; с другой – ужасы крепостничества, которое мало чем отличалось от рабства, бироновщина с засильем немцев, разгул казнокрадства, взяточничество.
Недаром Радищев, обозревая внутренние взором современную ему Россию, страну богатую талантами и несчастную одновременно, писал о безумии и мудрости века, завершавшего свой путь в мировой истории.
2) На предыдущем уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.
Вопрос 1: Докажите, что в XVIII веке позиции дворян действительно окрепли.
С чем это было связано?
Защита кластера: “Усиление позиций дворянства”. (см. Приложение 1)
Комментарий: В XVIII веке произошло формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия, имеющего лишь права при почти полном отсутствии обязанностей.
Вопрос 2: Как усиление позиций дворянства повлияло на положение народа?
Защита кластера: “Ухудшения положения народа”. (см. Приложение 2)
Комментарий : И так, мы видим, что в то время, когда росли привилегии дворян, крестьяне утратили остатки гражданских прав и свобод.
Вопрос 3: Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?
Комментарий: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну.
3) Мы сегодня уже упоминали слова:
помещик
произвол
крепостные
восстание
Я предлагаю к ним добавить:
освободитель
правительство
войска
неудача
поражение
и Пугачев
(Слова вывешиваются на доске.)
Наша сегодняшняя тема: “Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева”.
а) Мозговой штурм.
Задание учащимся: Составьте рассказ из предложенных слов.
Работая в группах, учащиеся составляют рассказ. Каждая группа озвучивает результаты своей работы, после чего учитель раздает текст “Восстание под предводительством Е.И.Пугачева” и предлагает узнать как же на самом деле развивались события Пугачевского восстания в России. При работе с текстом учитель использует прием “чтение текста со стопами”.
б) Осмысление.
Чтение текста со стопами.
Текст составлен учителем на основе материала учебника. Он содержит последовательное развитие мысли и событий. Учитель разбивает его на отдельные логические части. Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя). Затем учитель задает вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше? Предположите дальнейшее развитие событий. и т.д.). Учитель дает возможность каждой группе высказать свои суждения, учащиеся читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным (см. Приложение 3).
Параллельно ведется работа с картой.
в) Рефлексия.
Предложенный текст не содержит материала о том, как сложилась судьба Пугачева после разгрома восстания.
Учащимся задается вопрос: Как, по вашему мнению, сложилась дальнейшая судьба Пугачева?
Задание: Придумайте окончание рассказа.
Выслушав варианты учащихся, учитель рассказывает:
12 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и выдан правительству казачьей верхушкой. 16 сентября началось следствие. До прибытия в Москву, Пугачева допрашивали в Яицком городке.
4 ноября, рано утром, Пугачева ввезли в Москву. Он сидел, скованный по рукам и ногам, внутри железной клетки на высокой повозке. Все улицы заполнили толпы народа. Дворяне, офицеры, духовенство, все богатые люди ликовали. Простой народ молча смотрел на “государя” – своего заступника. Тюрьму устроили на Монетном дворе. Камеру, в которой сидел Пугачев, окованный кандалами, прикованный цепью к стене, охраняли десять солдат Преображенского полка и рота второго гренадерского полка. Заседание суда было назначено на 30 декабря. Пугачев понимал, что положение безвыходно и был готов к неизбежному. Приговор, утвержденный императрицей, определил Пугачеву наказание — четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города, положить их на колеса, потом сжечь.
Утром 10 января толпы людей заполнили Большую площадь, где предстояла казнь.
Показались сани с высоким помостом. На нем сидел Пугачев. Он был в длинном тулупе, все время крестился и говорил: – “Прости народ православный! Отпусти мне, в чем я согрешил перед тобой! Прости, народ православный!”
Экзекутор подал знак, и палачи сорвали с Пугачева тулуп, опрокинули его навзничь, и в этот миг его отрубленная палачом окровавленная голова показалась в воздухе, на спице, остальные части тела – на колесе. Останки Пугачева вместе с эшафотом и санями вскоре сожгли.
И хоть Пушкин говорил: “Не приведи господи видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный...” все же он сочувствовал Пугачеву и сожалел по поводу его казни. “Емеля, Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык и не подвернулся под картечь? ”. Именно эти слова вложил он в уста главного героя повести “Капитанская дочка ”.
4) События пугачевского восстания дали очень богатый материал и литературе, и живописи и простому русскому человеку.
(Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг и репродукции картин.)
Кроме “Капитанской дочки ” А.С. Пушкина можно вспомнить и поэму С. Есенина “ Пугачев ”, роман В.Я. Шишкова “Емельян Пугачев”, посмотреть репродукции картин. Становиться ясно что, несмотря на всю противоречивость этого восстания, имя и дела Пугачева стали одной из самых выдающихся страниц истории Отечества.
Закрепление нового материала:
1. Каковы были причины восстания?
Ответ: Произвол помещиков и бесправие крестьян.
2. В чем историческое значение восстания?
Комментарий: Ожесточенность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Власть вынуждена была искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в жизни России. Очень ярко о значении этого восстания говорил историк М. Я. Эйдельман: “ В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять ”. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы. Так народное возмущение привело к укреплению того строя, против которого направлялось.
Д/3: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина параграф 25, а так же по выбору: задания в рабочей тетради к параграфу 25, синквейн на тему “Пугачев” и кластер “Крестьянская война под предводительством Пугачева”.