Цель: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, анализа произведения и слухового анализа.
Задачи урока:
- Активизация учащихся на уроках сольфеджио, развитие интереса к познавательной деятельности.
- Знакомство детей с самобытным творчеством выдающихся русских композиторов.
Оборудование:
- аудиозапись и ноты песни М.И. Глинки «Жаворонок»;
- фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (клавир);
- П.И.Чайковского «Евгений Онегин»;
- карточки: последовательность аккордов, последовательность интервалов;
- диктант, упражнение «Ступеневые дорожки».
Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно.
Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой. Оба эти предмета ведёт один педагог, что способствует удобному планированию используемого музыкального материала.
Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.
На уроке музыкальной литературы, прослушивая и анализируя с учащимися произведения, я непременно обращаю их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность.
Данный урок имеет своей целью раскрыть обратную взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио. Этот урок будет состоять из трёх разделов: музыкальный диктант, сольфеджирование, слуховой анализ.
План урока:
I. Ладо – интонационная работа.
II. Диктант (фрагмент Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»).
III. Слуховой анализ:
- Последовательность аккордов в тональности (фрагмент хора «Уж как по мосту, мосточку» из оперы Чайковского «Евгений Онегин»).
- Анализ произведения (М.Глинка «Жаворонок»):
- лад, размер, форма, темп;
- ритмические и мелодические особенности;
- гармонический анализ, модуляции и отклонения.
IV. Вокально-интонационная работа:
- Пение наизусть темы Краковяка из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
- Пение по нотам «Песни Вани» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
- Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин».
V. Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент.
Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).
I. Ладо – интонационная работа (10 минут).
1. В Н-dur (си мажор) пение.
а) Гаммы: натуральный и гармонический вид (вверх четвертными, вниз восьмыми; в пунктирном ритме).
Педагог предлагает всем учащимся спеть гамму вверх и вниз четвертными длительностями, а затем вверх – четвертными, а вниз – восьмыми длительностями. Учащиеся Лемешко А. и Благодарова А. поют гамму натурального вида в пунктирном ритме. Все учащиеся поют гамму гармонического вида вверх и вниз восьмыми длительностями. Благодарова Н. и Сероштан Н. поют гамму гармонического вида в пунктирном ритме.
б) Упражнения «Ступеневые дорожки» (см. Приложение 1): допевать до тоники все ступени.
Все учащиеся допевают до тоники все ступени, а затем Лемешко А. поёт это упражнение одна.
2. Последовательность аккордов и интервалов с проигрыванием на фортепиано и без.
а) Т3/5 Т6 Д4/3 Т3/5 М7/7 Д6/5 Т3/5 S6/4 Т3/5 (см. Приложение 1).
- Пение всеми учащимися последовательности аккордов (мелодически) с проигрыванием на фортепиано педагогом.
- Пение (без проигрывания) последовательности учащимися Благодаровой А. и Благодаровой Н (мелодически).
- Пение последовательности в гармоническом виде всеми учащимися без проигрывания на фортепиано.
б) На 1-й ступени б3, на 7-й ум5, на7-й ум7, на 1-й ч5, на 4-й б3, на 4-й ув4, на 3-й м6 (см. Приложение 1).
- Пение последовательности интервалов всеми учащимися с проигрыванием на фортепиано.
- Пение на два голова без проигрывания (Лемешко А. и Благодарова Н. – верхние ноты, а Благодарова А. и Сероштан Н. – нижние).
II. Диктант. Тема Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
В Н-dur, 8 тактов (15 минут) (см. Приложение 1).
а) Определение размера, количества тактов, анализ мелодии (скачками по звукам аккордов, поступенное, ритмические особенности, повторность);
Благодарова А. определила размер (3/4), количество тактов (8). Во время анализа мелодии отвечали учащиеся:
Лемешко А.: В мелодии есть скачки по звукам аккордов.
Благодарова Н.: Движение мелодии в основном поступенное.
Сероштан Н.: Ритмические особенности – пунктирный ритм.
б) Пение диктанта всеми учащимися на слог «та» после второго проигрывания.
в) Запись диктанта (5 проигрываний).
г) Пение диктанта с названием нот цепочкой всем классом с аккомпанементом педагога.
После последнего проигрывания все учащиеся поют диктант с названием нот цепочкой, а затем с аккомпанементом педагога (по 2 такта каждый).
III. Слуховой анализ (20 минут).
1. Последовательность аккордов: тема хора «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (см. Приложение 2).
Преподаватель: Давайте вместе с вами вспомним оперу «Евгений Онегин». Кто автор этой оперы и кто автор сюжета?
Лемешко А.: Это русский композитор 19 века П.И. Чайковский:
Благодарова Н.: Основой оперы стал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Преподаватель: Назовите главных героев этой оперы.
Сероштан Н.: Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский.
Преподаватель: Сейчас я буду играть аккордовую последовательность (хор «Уж как по мосту, мосточку»), а вы записывайте нижний звук аккордов. После второго проигрывания запишите функции, а третье проигрывание – проверочное.
Преподаватель играет последовательность аккордов, затем Благодарова А. называет аккорды, а все проверяют и исправляют ошибки.
2. Анализ произведения (песня М.Глинки «Жаворонок» (см. Приложение 3).
Перед прослушиванием учащимся задаются вопросы, на которые они должны будут ответить: определить композитора и эпоху, возможно, название произведения.
Сероштан Н.: Это романс М.И.Глинки «Жаворонок».
Лемешко А.: Он написан Глинкой на стихи Кукольника, из цикла «Прощание с Петербургом».
Преподаватель: После второго прослушивания определите форму, размер, темп и основной лад.
Лемешко А.: Форма куплетная, два куплета, есть вступление, проигрыш и окончание.
Благодарова А.: Размер 4\4, темп умеренный, минорный лад, но есть отклонения.
Преподаватель: А какие здесь ритмические особенности?
Благодарова Н.: Ритм пунктирный и четвертная с точкой и восьмая. В мелодии есть украшения (трели, форшлаги).
Преподаватель: По нотному тексту определите: тональность, начало частей, анализ выделенных фрагментов (ритм, аккорды, интервалы), развитие мелодии, характерные интонации.
Сероштан Н.: Тональность ми минор.
Учащиеся показывают начало каждой части.
Преподаватель: А теперь сделаем гармонический анализ выделенных в нотном тексте фрагментов 1 куплета.
Благодарова А.: Вступление: Т3\5, S6/4, Т3\5. Далее: Т3\5, S6\4, Т3\5, Ум3\5 на 2 ступени, Д6\5, Т3\5.
Благодарова Н.: Т3\5, S6\4, Т3\5, отклонение в соль мажор через Д7, отклонение в до мажор через Д7.
Лемешко А.: Отклонение в ля минор через Д6\5, возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.
Сероштан Н.: Повторяется отклонение в ля минор, далее возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.
Преподаватель: Определите выделенные интервалы в мелодии (15 такт).
Благодарова А.: Ум.5, ч 4.
Сероштан Н.: В мелодии есть поступенное движение, движение мелодии по звукам трезвучий (мажорного и уменьшенного).
IV. Вокально-интонационная работа (5-7 минут).
- Пение наизусть темы Краковяка из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» (см. Приложение 1).
- Пение по нотам «Песни Вани» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» фрагмент с аккомпанементом педагога (см. Приложение 5).
- Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (см. Приложение 4).
Преподаватель: Назовите автора оперы «Иван Сусанин».
Сероштан Н.: Это М.И. Глинка. Иван Сусанин – это народный герой, который завёл врагов в непроходимый лес и сам погиб, но предал свою Родину.
Преподаватель: Назовите других героев оперы.
Лемешко А.: Антонида, его дочь. Ваня – приёмный сын, Собинин – жених Антониды.
Преподаватель: А где в опере звучит Краковяк?
Благодарова Н.: Это один из польских танцев из второго действия. Ещё там звучат полонез, мазурка и вальс.
Все учащиеся поют по нотам Краковяк, а затем – наизусть.
Преподаватель: А теперь споём Песню Вани по нотам с аккомпанементом.
Поют все учащиеся, а затем цепочкой по 4 такта Сероштан Н. и Благодарова А.
Преподаватель: Пение двухголосного фрагмента из оперы «Евгений онегин» – «Хор девушек» из третьей картины.
Поют верхний голос Благодарова Н. и Благодарова А., Нижний голос Сероштан Н. и Лемешко А. Первый раз без сопровождения, второй раз с аккомпанементом педагога.
V. Подведение итогов урока.
- Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока.
- Оценка ответов обучающихся преподавателем и самими учащимися.
- Домашнее задание учащимся: пение мелодии двухголосного номера с поочерёдным проигрыванием другого.
Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько замечаний: в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание. Наиболее интересными были ответы Благодаровой Н., а лучший диктант был написан Благодаровой А. А как вы сами оцениваете свою работу?
Благодарова А.: Мне кажется, что интереснее писать диктант или петь мелодию из уже известных нам произведений.