Правописание безударных окончаний существительных 1, 2 склонений в дательном и предложном падежах, определение падежей

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Выработка умений и навыков находить существительные, определять склонение и падеж существительных, правильно писать окончания.
  2. Выработка умения рассуждать при написании окончаний существительных.
  3. Закрепление знаний о написании окончаний существительных 1,2 склонения.
  4. Умение работать с учебником.
  5. Закрепление знаний о родном городе, об А.С. Пушкине.
  6. Овладение приемами проверки.
  7. Развитие внимания к окружающему миру.
  8. Развитие речи учащихся.
  9. Развитие воображения учащихся, воспитание интереса к учению, привитие любви к родному городу.

Оборудование: Мел, доска, рисунки дерева и листьев, муляжи яблок.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие москвичи!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Знаний и по родному городу!

Наши гости – учителя желают вам счастливого пути! Желаю вам больше улыбок <Рисунок1> и меньше грусти. <Рисунок2>.

1. Организационный момент.

Встают учащиеся, которые за классную работу получили “5” (им дается красивая обложка с цифрой “5”) – эту “5” и “4” ставлю в журнал.

2. Сообщение темы и цели урока

– Что сейчас изучаем на уроке русского языка? (Правописание окончаний имен существительных 1,2 склонения.)
– Сегодня будем закреплять эту тему. Что для этого надо уметь и знать? (Уметь определять склонение и падеж существительных и знать, какие пишутся окончания -е, -и.)

3. Проверка домашнего задания (устно), упр. 354.

– Для чего выполняли дома это упражнение? (Чтобы запомнить и правильно писать окончания существительных и разбирать предложение по частям речи и членам предложения.)

– Т.К. все учащиеся ходят в группу, то работа проверена отметку (эти тетради у учителя).

– Дети открывают учебник, упр. 354.

“Волшебные листья”.

На магнитной доске рисунок дерева без листьев <Рисунок3>. Учащиеся читают слова. Учащиеся прикрепляют рисунок листьев дуба <Рисунок4>, за правильный ответ. В учебнике в упражнении слова в скобках, дети устно говорят склонение, падеж и окончание. Все учащиеся показывают светофор. Если “зеленый”, то ответ правильный, и ученик прикрепляет “волшебный” лист дуба.

Слова: в центрЕ площадки, в кассЕ, на вокзалЕ, на верхушкЕ елкИ, за лесОМ, над речкОЙ, на востокЕ, в мартЕ.

4. Город “Чистописание”.

На стенде муляжи яблок. (Что это? Муляжи. Объяснить смысл слова “муляжи”.)

О яблокЕ (П.п.) – 6 букв, 7 звуков.

Почему звуков больше? (свои примеры): о ямЕ, о ящикЕ, о яблочкЕ, к яблонЕ (Д.п.), к яблонькЕ (Д.п.) – 8 букв, 8 звуков.

5. Словарная работа. Город слов.

– Как называется наша Родина?

Россия (И.п.), слова – близкие по значению, к РодинЕ, к ОтчизнЕ (Д.п.), об ОтечествЕ (П.п.).

Ребусы:

  1. (100, рисунки лиц) к столицЕ (Д.п.)
  2. (рисунок “мост” <Рисунок5>, А) о МосквЕ
  3. (И) к ВитЕ (Д.п.), далее однокоренные слова: о ВикторЕ (П.п.), к ВитенькЕ (Д.п.).
  4. (ЗИ___ИДА) к ЗинаидЕ (Д.п.), далее однокоренные слова: к ЗинЕ, о ЗиночкЕ (П.п.)

6. Чтобы отправиться в путь, надо вспомнить, над каким правилом будем работать?

(Письмо в тетради)

Учащиеся объясняют вслух только правописание окончаний и прикрепляют “волшебный” листок за правильный ответ. Все учащиеся показывают на наглядности падеж, склонение, окончание.

(Пособие: в первом столбике – все гласные и цифра 1, во втором столбике – падежи и цифра 2,3. Движением пуговицы показывают правильный ответ):

в тетраДкЕ
по путеВкЕ
в помеТкЕ
в маршрутЕ
у останоВкИ

(Эти слова записаны на доске.)

Ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет только окончание. За правильный ответ – “волшебный” листок.

Какое слово лишнее? (у останоВкИ). Эти слова учащиеся пишут в тетради.

В каком стихотворении А.С. Пушкин говорит о дубе?

(Учащиеся читают вслух 4 строчки: “У лукоморья дуб зеленый…”).

– Портрет А.С. Пушкина <Рисунок6>
– Памятник А.С. Пушкину <Рисунок7>

Этот памятник стоит в центрЕ Москвы на Пушкинской площадИ. Это первый памятник Пушкину в России. Он создан на средства, собранные народом, без участия царского правительства. Открытие прошло, как большое всенародное торжество. Памятник всем понравился. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идет по городу.

7. Разбор предложения.

В темницЕ (с, 1 скл, П.п.) там царевна (с, 1 скл, И.п.) тужит (гл,н.в.), а серый (п) волк (с, 2 скл, И.п.) ей (м, Д.п.) верно служит (гл, н.в.)

8. Река “Падеж”.

– А если мы ответим на вопрос, то сказки оживут.

1. В сказке оно само разговаривало со своей хозяйкой, а та потом его разбила.

– В сказкЕ о мертвой царевнЕ и о семи богатырях хозяйка тужила о зеркалЕ.

2. Сколько просьб выполнила рыбка?

– В сказкЕ о рыбакЕ и рыбкЕ старик просил о корытЕ, об избЕ (4 желания выполнила)

9. Обучающее сочинение.

___________Зимние постельки.
___________Снежные спаленки.

(На доске иллюстрации зимы <Рисунок8>, а учащиеся постепенно прикрепляют к ней иллюстрации животных)

Учитель: “Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой?”

Запись в тетради:

На улицЕ мороз трещит. Каждый спит в своей спаленкЕ.

Лисица улеглась в теплой постелькЕ в своей норкЕ. Белочка в моховом гнездышкЕ уснула. Медведь в берлогЕ лежит. Бобер спит в хатЕ из бревен. Тетерев уснул в снежной перинЕ, а старый воробей решил подремать в скворечникЕ. Ежик спит в норочкЕ под кучей хвороста.

Тепло под снежной перинОЙ!

10. Итог.

Учились писать окончания существительных 1,2 склонения в Д. и П. падежах.

 

Я веду каждый год “Мамину тетрадь”. Что это такое? Все учатся, начиная с 7 февраля и по 7 марта, пишут классные работы в одной новой тетради. На первом месте тетради пишем такой текст:

Я маму жду. Придет домой, а на столе – подарок мой.
Дорогой мамочке в день 8 марта! Я целый месяц готовила эту тетрадь. Если где-то написано не совсем красиво, извини, родная. Буду расти, учиться старательно.
Твоя дочь Оксана.

Мальчики пишут этот текст в мужском роде.

Твой сын Алексей.

Обложка тетради.

Тетрадь для мамочки.

Сверху тетради поставить печаткой цифру 5 красного цвета, их столько, сколько пятерок в этой тетради.

Последний лист в тетради – сочинение о своей маме.

На каждом уроке в этой тетради мы пишем число (в этой тетради слова классная работа не пишем). Эта тетрадь находится целый месяц только в школе, а 8 Марта дети дарят её в подарок маме. Эта работа очень нравится детям, они стараются больше получить “5”.

Образец:

Седьмое февраля.

(даже зеленым цветом слова о маме, женщине, о празднике)

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Далее пропустить 1 строчку и чистописание. Я беру чистописание в журнале “Начальная школа” №4, 1991 г., стр.48 (детям очень нравится).

Далее классная работа по плану учителя.

Я приведу примеры слов для мам:

– С чего начинается Родина? Родина каждого из нас начинается с мамы.
– Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает.
– Ближе матери друга нет.
– При солнышке тепло – при матери добро.
– А маме песенку свою вы подарите, птицы.
– Да мало ль я чего хочу, но мама спит – и молчу!
– Пусть всегда будет мама!
– Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама!
– С Вас, родные наши мамы, будем брать пример во всём!
– Птицы решили звонче пропеть бы – нынче 8 Марта настало!
– Нынче праздник! Нынче праздник! Праздник бабушек и мам! Это самый добрый праздник, он весной приходит к нам!
– Это праздник послушанья, поздравленья и цветов, прилежанья, обожанья, праздник самых лучших слов!

С 13 марта я веду тетрадь “для друзей”. Здесь только классные работы и эту тетрадь учащиеся берут домой. В этой тетради пишут все учащиеся друг друга. Мне это очень помогает в работе.