Цели:
- Выработка умений и навыков находить существительные, определять склонение и падеж существительных, правильно писать окончания.
- Выработка умения рассуждать при написании окончаний существительных.
- Закрепление знаний о написании окончаний существительных 1,2 склонения.
- Умение работать с учебником.
- Закрепление знаний о родном городе, об А.С. Пушкине.
- Овладение приемами проверки.
- Развитие внимания к окружающему миру.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие воображения учащихся, воспитание интереса к учению, привитие любви к родному городу.
Оборудование: Мел, доска, рисунки дерева и листьев, муляжи яблок.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие москвичи!
Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Знаний и по родному городу!
Наши гости – учителя желают вам счастливого пути! Желаю вам больше улыбок <Рисунок1> и меньше грусти. <Рисунок2>.
1. Организационный момент.
Встают учащиеся, которые за классную работу получили “5” (им дается красивая обложка с цифрой “5”) – эту “5” и “4” ставлю в журнал.
2. Сообщение темы и цели урока
– Что сейчас изучаем на уроке русского языка? (Правописание окончаний имен
существительных 1,2 склонения.)
– Сегодня будем закреплять эту тему. Что для этого надо уметь и знать? (Уметь
определять склонение и падеж существительных и знать, какие пишутся окончания
-е, -и.)
3. Проверка домашнего задания (устно), упр. 354.
– Для чего выполняли дома это упражнение? (Чтобы запомнить и правильно писать окончания существительных и разбирать предложение по частям речи и членам предложения.)
– Т.К. все учащиеся ходят в группу, то работа проверена отметку (эти тетради у учителя).
– Дети открывают учебник, упр. 354.
“Волшебные листья”.
На магнитной доске рисунок дерева без листьев <Рисунок3>. Учащиеся читают слова. Учащиеся прикрепляют рисунок листьев дуба <Рисунок4>, за правильный ответ. В учебнике в упражнении слова в скобках, дети устно говорят склонение, падеж и окончание. Все учащиеся показывают светофор. Если “зеленый”, то ответ правильный, и ученик прикрепляет “волшебный” лист дуба.
Слова: в центрЕ площадки, в кассЕ, на вокзалЕ, на верхушкЕ елкИ, за лесОМ, над речкОЙ, на востокЕ, в мартЕ.
4. Город “Чистописание”.
На стенде муляжи яблок. (Что это? Муляжи. Объяснить смысл слова “муляжи”.)
О яблокЕ (П.п.) – 6 букв, 7 звуков.
Почему звуков больше? (свои примеры): о ямЕ, о ящикЕ, о яблочкЕ, к яблонЕ (Д.п.), к яблонькЕ (Д.п.) – 8 букв, 8 звуков.
5. Словарная работа. Город слов.
– Как называется наша Родина?
Россия (И.п.), слова – близкие по значению, к РодинЕ, к ОтчизнЕ (Д.п.), об ОтечествЕ (П.п.).
Ребусы:
- (100, рисунки лиц) к столицЕ (Д.п.)
- (рисунок “мост” <Рисунок5>, А) о МосквЕ
- (И) к ВитЕ (Д.п.), далее однокоренные слова: о ВикторЕ (П.п.), к ВитенькЕ (Д.п.).
- (ЗИ___ИДА) к ЗинаидЕ (Д.п.), далее однокоренные слова: к ЗинЕ, о ЗиночкЕ (П.п.)
6. Чтобы отправиться в путь, надо вспомнить, над каким правилом будем работать?
(Письмо в тетради)
Учащиеся объясняют вслух только правописание окончаний и прикрепляют “волшебный” листок за правильный ответ. Все учащиеся показывают на наглядности падеж, склонение, окончание.
(Пособие: в первом столбике – все гласные и цифра 1, во втором столбике – падежи и цифра 2,3. Движением пуговицы показывают правильный ответ):
в тетраДкЕ
по путеВкЕ
в помеТкЕ
в маршрутЕ
у останоВкИ
(Эти слова записаны на доске.)
Ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет только окончание. За правильный ответ – “волшебный” листок.
Какое слово лишнее? (у останоВкИ). Эти слова учащиеся пишут в тетради.
В каком стихотворении А.С. Пушкин говорит о дубе?
(Учащиеся читают вслух 4 строчки: “У лукоморья дуб зеленый…”).
– Портрет А.С. Пушкина <Рисунок6>
– Памятник А.С. Пушкину <Рисунок7>
Этот памятник стоит в центрЕ Москвы на Пушкинской площадИ. Это первый памятник Пушкину в России. Он создан на средства, собранные народом, без участия царского правительства. Открытие прошло, как большое всенародное торжество. Памятник всем понравился. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идет по городу.
7. Разбор предложения.
В темницЕ (с, 1 скл, П.п.) там царевна (с, 1 скл, И.п.) тужит (гл,н.в.), а серый (п) волк (с, 2 скл, И.п.) ей (м, Д.п.) верно служит (гл, н.в.)
8. Река “Падеж”.
– А если мы ответим на вопрос, то сказки оживут.
1. В сказке оно само разговаривало со своей хозяйкой, а та потом его разбила.
– В сказкЕ о мертвой царевнЕ и о семи богатырях хозяйка тужила о зеркалЕ.
2. Сколько просьб выполнила рыбка?
– В сказкЕ о рыбакЕ и рыбкЕ старик просил о корытЕ, об избЕ (4 желания выполнила)
9. Обучающее сочинение.
___________Зимние постельки.
___________Снежные спаленки.
(На доске иллюстрации зимы <Рисунок8>, а учащиеся постепенно прикрепляют к ней иллюстрации животных)
Учитель: “Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой?”
Запись в тетради:
На улицЕ мороз трещит. Каждый спит в своей спаленкЕ.
Лисица улеглась в теплой постелькЕ в своей норкЕ. Белочка в моховом гнездышкЕ уснула. Медведь в берлогЕ лежит. Бобер спит в хатЕ из бревен. Тетерев уснул в снежной перинЕ, а старый воробей решил подремать в скворечникЕ. Ежик спит в норочкЕ под кучей хвороста.
Тепло под снежной перинОЙ!
10. Итог.
Учились писать окончания существительных 1,2 склонения в Д. и П. падежах.
Я веду каждый год “Мамину тетрадь”. Что это такое? Все учатся, начиная с 7 февраля и по 7 марта, пишут классные работы в одной новой тетради. На первом месте тетради пишем такой текст:
Я маму жду. Придет домой, а на столе – подарок мой.
Дорогой мамочке в день 8 марта! Я целый месяц готовила эту тетрадь. Если где-то
написано не совсем красиво, извини, родная. Буду расти, учиться старательно.
Твоя дочь Оксана.
Мальчики пишут этот текст в мужском роде.
Твой сын Алексей.
Обложка тетради.
Тетрадь для мамочки.
Сверху тетради поставить печаткой цифру 5 красного цвета, их столько, сколько пятерок в этой тетради.
Последний лист в тетради – сочинение о своей маме.
На каждом уроке в этой тетради мы пишем число (в этой тетради слова классная работа не пишем). Эта тетрадь находится целый месяц только в школе, а 8 Марта дети дарят её в подарок маме. Эта работа очень нравится детям, они стараются больше получить “5”.
Образец:
Седьмое февраля.
(даже зеленым цветом слова о маме, женщине, о празднике)
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Далее пропустить 1 строчку и чистописание. Я беру чистописание в журнале “Начальная школа” №4, 1991 г., стр.48 (детям очень нравится).
Далее классная работа по плану учителя.
Я приведу примеры слов для мам:
– С чего начинается Родина? Родина каждого из нас начинается с мамы.
– Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает.
– Ближе матери друга нет.
– При солнышке тепло – при матери добро.
– А маме песенку свою вы подарите, птицы.
– Да мало ль я чего хочу, но мама спит – и молчу!
– Пусть всегда будет мама!
– Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама!
– С Вас, родные наши мамы, будем брать пример во всём!
– Птицы решили звонче пропеть бы – нынче 8 Марта настало!
– Нынче праздник! Нынче праздник! Праздник бабушек и мам! Это самый добрый
праздник, он весной приходит к нам!
– Это праздник послушанья, поздравленья и цветов, прилежанья, обожанья, праздник
самых лучших слов!
С 13 марта я веду тетрадь “для друзей”. Здесь только классные работы и эту тетрадь учащиеся берут домой. В этой тетради пишут все учащиеся друг друга. Мне это очень помогает в работе.