Цели урока:
- Развивать логическую память, умение делить слова на слоги.
- Расширение объёма словаря, развитие творческого воображения, аналитических способностей, умения систематизировать предметные и звуковые представления.
- Умение различать гласные/согласные звуки, твёрдые/мягкие согласные звуки.
- Продолжать знакомить детей с протяжённостью слов.
Ход занятия
Дети собираются на ковре.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие и побывать в одном интересном городе. Называется этот город «Речь», и живут там удивительные жители-звуки.
Городок небольшой, всего две улицы и 33жителя.
На одной улице живут жители-звуки, которые всё время что-то поют: «А-а-а, О-о-о». Этих жителей всего 10. Называют они себя гласными звуками, т.к. при произношении этих звуков голос свободно льётся «У, И, А, Ы...» Гласные считают себя очень важными, т.к. умеют петь.
А на другой улице живут совершенно противоположные жители. Они не умеют петь, и при произношении встречают преграду. Несмотря на то, что их значительно больше, чем гласных, они всегда соглашаются с ними и зовутся согласными звуками.
В зависимости от настроения, согласные звуки бывают мягкими или твёрдыми. Это зависит от того, рядом с каким гласным звуком согласный звук стоит.
Жители города «Речь» стараются жить дружно и весело. Очень часто они устраивают праздники, во время которых гласные и согласные жители собираются на главной площади города и водят дружные хороводы. Становясь в пары или цепочки, звуки образуют слова. Слова получаются у них разные: бывают слова предметы, которые отвечают на вопрос «Кто?» или «Что?». Эти слова могут быть одушевлёнными (живые) или неодушевлёнными (неживые), бывают слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы, Какой?, Какая?, Какое?, бывают слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать?
Слова могут быть длинными или короткими. Перестраиваясь в танце, жители города делят слова на слоги.
Им очень нравятся такие праздники. Ведь встречаясь вместе, жители города образуют всё больше и больше новых слов, из которых потом составляют рассказы, сказки, стихи.
В общем, без дела жители города «Речь» никогда не сидят.
Я думаю, что вас заинтересовал этот город и поэтому давайте отправимся в гости к его жителям.
Прежде чем отправится в путь, вы должны приобрести билеты. Но билеты получат те из вас, кто правильно определит, одушевлённый или неодушевлённый предмет. (Ответившим детям раздать предметные карточки, которые и являются их посадочным билетом.)
Кто приобрёл билет, прошу занять своё место. Наш поезд отправляется.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем...».
Внимание, наш поезд прибыл в город «Речь». Можете выйти из вагона и прогуляться. (На ковре разложены вырезанные из цветной бумаги цветы с буквами.)
Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Только она волшебная, ведь на ней растут не просто цветы, а цветы – звуки. И многие вам уже знакомы.
Давайте, нарвём цветов и поставим их в вазу. Я буду называть вам звук, а вы должны отыскать его на цветочной поляне.
Василиса, сорви цветок с «Песенкой Комара» (З).
Тёма, а ты с «Песенкой Жука» (Ж).
Маша, с «Песенкой Ветра» (Ш).
Тима, с «Песенкой Насоса» (С).
А теперь, пусть каждый из вас отыщет цветок, со звука которого начинается ваше имя: В, Е, Т, А, Т, М, Л, О, С. (Цветы приклеить на ватман, где предварительно нарисована ваза.)
Рисунок 1
- Замечательный у нас получился букет. Только вот почему-то у некоторых цветов серединка чёрного цвета, а у некоторых – красного. Кто знает почему? (Гласные и согласные.)
- Какие звуки мы называем гласными? (Которые можем свободно произносить, петь.)
- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые при произношении встречают во рту преграду.)
- Давайте, продолжим нашу прогулку по городу. Как называется место, где растут фруктовые деревья? (Фруктовый сад.)
- Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом дереве? (Яблоко, груша, лимон, апельсин.)
Рисунок 2
- Как назвать это одним словом? (Фрукты.)
Сейчас мы будем собирать урожай. К Зайчику в корзину соберём фрукты, в названии которых два слога, а к Незнайке – фрукты, в названии которых три слога.
Индивидуальная работа на листах (рисунок 3 из рабочей тетради Е.В.Колесниковой).
Рисунок 3
- Какие фрукты находятся в корзине у Зайки? (Груша, лимон.)
- Какие фрукты в корзине у Незнайки? (Яблоко, лимон.)
- Вы молодцы, помогли жителям города «Речь» заготовить фрукты на зиму.
- Но наш поезд ждёт нас, нам пора отправляться в обратный путь.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем...».
- Наше путешествие заканчивается, и давайте подведём итог (как итоговая работа – построение «кластера»).
Рисунок 4
- Из чего состоит наша речь? (Из звуков.)
- Какими бывают звуки? (Гласные и согласные.)
- Согласный звук может быть... (Твёрдым или мягким.)
- Какими бывают слова? (Длинные и короткие.)
- Как узнать, сколько слогов в слове? (Разделить на слоги: прохлопать, протопать.)
- На какой вопрос отвечают одушевлённые слова? (Кто?)
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые слова? (Что?)
- Вам понравилось путешествовать?
Тогда давайте по чаще навещать жителей города «Речь», ведь без них мы не сможем научиться читать и писать.
Я благодарю вас за урок.