Слова, дополняющие, "дорисовывающие" действия

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. познакомить с деепричастием как частью речи, с грамматическими признаками, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении;
  2. предупреждение ошибок при употреблении в речи.;
  3. способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел:
Я по значению похоже на глагол!
П. Чесноков.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы с вами приступим к изучению новой части речи, которая может дополнять, «дорисовывать» действия. Звучит загадочно. Обратимся к эпиграфу, может, он приоткроет нам тайну. Какие ключевые слова вы могли бы выделить в эпиграфе?
Вот нам и предстоит сегодня, проведя некоторые исследования, найти ответ на вопрос: что же это за удивительная часть речи, которую с наречием спутать можно и по значению похожа на глагол?

3. «Зачем пойдешь, то и найдешь»
Мухи ужас(?)ные модницы. Они останавливают(?)ся возле каждого куска пр..глянувшейся им узорчатой паутины. Осматривая ее и осторожно ощупывая, спрашивают у добродушного толстяка Паука Почем ми(л, лл)иметр? И платят обычно дорого. (Ф.Кривин)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  2. Объясните орфограммы в словах.
  3. Озаглавьте данный текст. Докажите, что это текст.

Задание выполняется в рабочих картах. (Приложение 1)
2. Работа с таблицей.

Слова, выражающие основные действия

Слова, дополняющие, «дорисовывающие» действия

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как иначе называются слова, выражающие основные действия? (глаголы)
- А слова второго столбика носят название ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Чтобы узнать, с чем связано данное понятие, обратимся в «Справочное бюро»

4. «Справочное бюро»
Выступление заранее подготовленных учеников.
В словаре Шанского сказано, что название этой части речи образовано сложением частицы дее и существительного причастие. Что такое ПРИЧАСТИЕ нам уже знакомо, остается выяснить значение первой части слова дее. Оказывается, дее – это часть слова деять, то есть делать. Также мы можем ее обнаружить в словах деятель, дееспособный.
Деятель – это лицо, проявившее себя в какой-либо общественной деятельности.
Дееспособный – способный к деятельности, к действиям.
Таким образом, термин деепричастие, возникший еще в 17 веке, можно объяснить как причастность к действию.
Вывод. Действительно, данная часть речи обозначает добавочное действие глагола.

5. «Ум хорошо, а четыре лучше»
Работа в группах по 4 человека.
Задание для первой группы.
Ответьте на вопросы:

  1. От какой части речи зависят слова второго столбика?
  2. На какие вопросы они отвечают?
  3. Данные слова относятся к самостоятельным частям речи или к служебным? Свое мнение обоснуйте.
  4. Какое грамматическое значение имеют слова осматривая и ощупывая, если они дополняют, «дорисовывают» основное действие?

План вашего ответа.

  1. Деепричастие – это ________________________________ часть речи.
  2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______________________________________
  3. Деепричастие зависит от _________________________________________________
  4. Деепричастие обозначает _____________________________ действие.

Задание для второй группы.
Ответьте на вопросы:

  1. От каких слов, какой части речи образовались слова осматривая, ощупывая?
  2. С помощью какой морфемы образовались данные слова?

Дополнительный материал для наблюдения.
Проведите исследование: образуйте от предложенных глаголов деепричастия по образцу.
Думать – что делать? – что делая? – думая
Прочитать – что сделать? – что сделав? - …………………………….
Улыбнуться – что сделать?  ………………………………….? - ……………………………………………………
План вашего ответа:

  1. Деепричастие образуется от ______________________________________________
  2. Деепричастие образуется при помощи суффиксов ____________________________

Задание для 3 группы.
Проведите небольшое исследование
Известно, что деепричастия образуются от глаголов, у которых есть такие морфологические признаки, как вид, возвратность, время, спряжение, наклонение. Проведите небольшое исследование и ответьте на следующий вопрос: какие морфологические признаки глагола унаследовало деепричастие? Свою точку зрения докажите на пример слов осматривая, улыбнувшись.
План вашего ответа:
Деепричастие имеет глагольные признаки:

  1. ____________________________________________
  2. _____________________________________________

Задание для 4 группы.
Сравните следующие словосочетания:

Платят дорого

Спрашивают осматривая

 

 

 

 

 

 

  1. Укажите части речи слов, входящих в данные словосочетания.
  2. Проспрягайте глаголы вместе с зависимыми словами.
  3. Сделайте вывод: при изменении глагола по лицам и числам изменяются ли зависимые?
  4. Как бы вы ответили на вопрос: почему деепричастие «порою спутать можно с наречием»?

План вашего ответа:

  1. Деепричастие –это __________________________________ часть речи.
  2. Своей неизменяемостью деепричастие похоже на _____________________

Задание для 5 группы.

  1. Если причастие с зависимыми словами называется ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, то как будет называться деепричастие с зависимыми словами?
  2. В предложенном тексте используются одиночные деепричастия или обороты? Свое мнение докажите.
  3. Каким членом в предложении будут являться одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами, если известно, что к деепричастию можно задать вопрос не только что делая? или что сделав?, но и как?

План вашего ответа:

  1. Деепричастие с зависимыми словами называется _______________________ оборотом.
  2. В предложении как одиночное деепричастие, так и  _______________________ оборот является _________________________________________________________

Во время выступлений групп заполняется рабочая карта, вносятся дополнения.
6. «Дело мастера боится»

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями.

  1.  Море играло маленькими волнами,

 

рождало их, украшало бахромой пены,

 

сталкивало друг с другом.

 

  1. Изредка порывы ветра приносили с

 

собой сухие листья и бросали их в костер.

 

  1. Белочка распушила хвост и прыгала

 

по веткам.

 

  1. Море бушевало, и корабль трепало,

 

как щепку.

 

  1. Различаются ли по смыслу первый и второй варианты предложений?
  2. Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия?
  3. Одно и то же лицо (предмет) или разные лица совершают основное действие и добавочное?
  4. В каком предложении вам не удалось заменить глагол деепричастием? Почему?
  5. Как вы думаете, какова роль деепричастий в речи?

7. «Хорошие речи приятно и слушать»
1. Можно ли сказать?

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
  2. Прощаясь с друзьями, один из них пожелал мне всего хорошего.
  3. Подходя к лесу, мне стало холодно.

Ошибки исправляем устно.

__________________________________________
2.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!
(Р.Саути)
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Каков тип и стиль текста?
4. Какую роль играют в данном тексте деепричастия?

5. Вы, наверное, обратили внимание на наличие в словах дрожащих, свистящих и шипящих согласных. С какой целью автор использовал этот прием в тексте? Как называется подобный прием?
6. Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?

8. «Не учась и лаптя не сплетешь»  Тест.
1. Что обозначает деепричастие?
А) Основное действие
Б) Признак предмета по его действию
В) Признак действия
Г) Добавочное действие

2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
А) Глагола и прилагательного
Б) Глагола и наречия
В) Глагола и существительного
Г) Глагола и числительного

3. Выделите деепричастие:
А) закрыт
Б) закрывшийся
В) закрыв

4. Определите вид деепричастий: рассказав, позвонив, подъехав, не заметив
А) совершенного вида
Б) несовершенного вида

5. Укажите суффиксы деепричастия:
А) –вши-              Б) –ш-              В) –ящ-                  Г) –а-

6. В каких предложениях есть деепричастный оборот?
А) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
Б) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
В) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
Г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш урок. Вернемся еще раз к эпиграфу и теме урока. Теперь, когда мы провели небольшие исследования, можем ответить на вопрос: что это за удивительная часть речи, которая может дополнять, «дорисовывать» действия, «по значению похожа на глагол» и «с наречием порою спутать можно»?
Чем деепричастие похоже на глагол?
Почему деепричастие можно спутать с наречием?
С помощью каких морфем и от какой части речи образуются деепричастия?
Какие морфологические признаки деепричастия вы можете назвать?
Каким членом в предложении является?

Домашнее задание: подобрать 5 пословиц, в которых встречаются деепричастия