Площадь прямоугольника. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: познакомить с правилом вычисления площади прямоугольника, повторить формулу нахождения периметра прямоугольника; развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения, делать выводы.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

- Ребята, как вы думаете, когда можно начать изучать новый материал?

(Если хорошо знаем пройденные темы)

- Правильно. А какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, активным, наблюдательным и т. д.)

- Начнем наш урок с разминки для ума.

Разделимся на 2 группы. 1-я группа- это дети, у которых на столах лежат синие карточки, будут по заданной программе строить на координатной плоскости фигуру, а вторая группа, с зелеными карточками, будет писать графический диктант.

(Группы сформированы с учетом индивидуальных способностей учащихся)

Задание для 1 группы.

У детей на карточках начерчена координатная плоскость, на которой они отмечают точки, выполняя задание учителя. Если работа выполнена без ошибок, то после соединения точек на координатной плоскости должен получиться прямоугольник.

- Первая точка по горизонтали: частное чисел 75 и 25.

- Первая точка по вертикали: найди 1/7 от 14

- Вторая точка по горизонтали: самое большое двузначное число уменьши на 96.

- Вторая точка по вертикали: какое число надо умножить на 20, чтобы получить 120?

- Третья точка по горизонтали: во сколько раз число 1000 больше, чем число 100?

- Третья точка по вертикали: ее мы найдем, решив задачу. Найди время, за которое автомобиль проедет 140 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.

- Четвертая точка по горизонтали: 1/6 часа, сколько это минут?

- Четвертая точка по вертикали: периметр квадрата = 24 см, найди длину стороны.

- Соедините точки. Какая фигура получилась? (Прямоугольник)

- Назовите координаты вершин прямоугольника.

(А (3;2) В (3;6) С (10;2) Д (10;6))

- Дайте определение прямоугольника.

- Какое свойство сторон прямоугольника вы знаете?

- Что такое периметр фигуры?

- Как найти периметр прямоугольника?

- В каких единицах измеряется периметр?

На доске:

P=(а+b) х2

Р=2а+2b, где а и b - стороны прямоугольника

Задание для 2 группы. Графический диктант.

Дети на карточках находят значения выражений. По направлению стрелки откладывают в тетради нужное количество клеток и отмечают точки; соединяют их и получают определенную геометрическую фигуру.

Если все вычисления правильные, то должен получиться квадрат.

- Какая фигура получилась? (Квадрат)

- Чему равна длина каждой стороны?

- Дайте определение квадрата через определение четырехугольника.

- Дайте определение квадрата через определение прямоугольника.

- Какова формула нахождения периметра квадрата?

III. Открытие новых знаний

- У каждого из вас на парте есть набор геометрических фигур.

- Возьмите самую большую и самую маленькую фигуру. Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? (Площадь)

- Докажите, что площадь треугольника меньше площади прямоугольника. Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.

- Какие еще фигуры имеют большую площадь, чем фигура 3?

- Можно ли наложением сравнить площади 2-й и 5-й фигуры? Обоснуйте ответ.

- Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую не помогает? (Надо взять единую мерку и измерить.)

- Какие единицы измерения площади вы знаете?

На магнитной доске - прямоугольник со сторонами 5 дм и 6 дм.

- Как можно измерить площадь этой фигуры? (Взять мерку и посчитать, сколько раз она уложится в этом прямоугольнике.)

- Какая мерка будет удобна? (Квадратный дециметр)

(Учитель предлагает детям достаточное количество мерок белого и красного цвета, а дети выкладывают их, а затем пересчитыванием находят площадь.)

- Как вы думаете, рационален этот способ? Почему? (Затрачено много времени и не всегда бывают под рукой нужные мерки)

- Подумайте, как иначе можно найти площадь прямоугольника?

Если у детей возникают затруднения, то учитель может помочь наводящими вопросами:

- Сможем ли мы узнать, сколько уложится квадратных дециметров по длине (ширине) прямоугольника, не выкладывая их? Чему равна длина? (4 дм)

- Чему равна ширина?(3 дм) Какой латинской буквой в математике принято обозначать длину и ширину?

Дети самостоятельно выводят формулу: S = a b

IV. Первичное закрепление

1. Практическая работа парах:

Измерьте в сантиметрах длину и ширину тетрадного листа, найдите его площадь.

Составьте и решите обратные задачи.

- Как найти длину (ширину) прямоугольника, зная его ширину (длину)?

Физминутка

2. Применение новых знаний

- А где в повседневной жизни нам может пригодиться навык вычисления площади прямоугольника? (Ответы детей)

- Представьте, что нам надо настелить линолеум в этой классной комнате. Длина класса 8 метров и ширина 6 метров. В магазине продают линолеум шириной 2 м и 3 м.

Сколько потребуется линолеума каждого вида, чтобы застелить пол в классе?

Дополнительный вопрос после решения:

какая покупка будет выгоднее, если цена погонного метра трехметрового линолеума - 254 рубля, а двухметрового - 180 рублей?

А теперь - задачи-шутки

Буквально на три минутки!

1. Площадь шапки-невидимки 58 квадратных сантиметров. Моль проела в ней 8 дырочек площадью 5 квадратных сантиметров каждая. Сколько квадратных сантиметров шапки осталось проесть прожорливым насекомым?

2. 5 комнат по 15 квадратных метров.

Общая площадь: Сколько же это?

3. Два второклассника - Коля и Толя -

Вместе находят периметр поля.

Ты помоги вычисленьям ребят,

Если известно, что поле - квадрат.

20 метров длина стороны

И никаких ведь нет данных иных.

Дети показывают ответы на индивидуальных карточках.

V. Рефлексия

- Довольны ли вы сегодня своей работой?

- Что сегодня тебе удалось на уроке?

- Закончите фразу: "Теперь я умею:"

- Кого бы вам сегодня особо хотелось отметить?