Пояснительная записка
По программе на изучение курса (первый год
обучения) выделено 35 часов.
Курс “Краеведение” расчитан на учащихся 7
класса (1 час в неделю).
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и истории.
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
– Проблемности
– Краеведческий принцип
– Деятельностный принцип
Формы обучения: школьная лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.
Основные цели курса
– Сформировать активную жизненную позицию
любви к своему округу, городу
– Формирование знаний учащихся о православных
святынях своего города, района, округа.
Задачи курса
- Расширить и углубить знания учащихся при изучении своего города, округа.
- Показать роль г. Сургута в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Формирование основ географического мышления.
- Сформировать знания учащихся о особенностях природы своего города, района и необходимости ее охраны.
- Сформировать знания учащихся о православных святынях своего города, района, округа.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края края;
- этапы развития города Сургута;
- крупнейшие предприятия города Сургута и их специализацию.
- православные святыни своего города, района, округа.
Объяснять:
- взаимосвязь между компонентами природных комплексов своего края;
- роль географических знаний в решении проблем города, экологические проблемы;
- особенности топонимики своего города, района, округа.
Краеведческий подход к изучению материала:
- непосредственное ознакомление учащихся с местными особенностями природы;
- изучение топонимики, геральдики города, района, отдельных территорий округа;
- использование собранных материалов на занятиях при изучении курса “География ХМАО”.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурсия | ||
1. | Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” | 1 | ||
2. | Географическое положение города Сургута, координаты. | 1 | 1 | |
3 | Рельефа и полезных ископаемых своего края. | 1 | 1 | |
4 | Природные условия своего края (климат, внутренние воды, почвы). | 3 | 1 | 1 |
5 | Растительный и животный мир, его охрана. | 2 | 1 | |
6 | История основания города. | 1 | 1 | |
7 | Основные вехи его развития. | 1 | 1 | |
8 | Роль города Сургута в экономике округа и страны. | 1 | 1 | |
9 | Общий обзор предприятий города. | 1 | 1 | 1 |
10 | Изучение топонимики, геральдики города, района. | 1 | 2 | |
11 | Православные святыни своего города, района, округа. | 2 | 2 | 1 |
12 | Обобщение: подведение итогов, викторина | 1 | 1 | |
Итого | 16 | 10 | 6 |
Резерв времени 3 часа.
Содержание программы
1. Введение (1 час)
Цели и задачи курса “Краеведение”: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.
2. Географическое положение города Сургута, координаты (2 часа)
Географическое положение города Сургута, его географические координаты.
Практическая работа: изучение особенностей географического положения города Сургута, Сургутского района, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
3. Рельефа и полезных ископаемых своего края (2 часа)
Рельеф и полезные ископаемы Сургута, Сургутского района, округа.
Практическая работа: изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
Работа с образцами горных пород своей местности.
4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (5 часов)
Изучение климата, внутренних вод, почв своего края. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования.
Практическая работа: наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.
Экскурсия: на метеостанцию города Сургута. Знакомство с методами наблюдения.
5. Растительный и животный мир, его охрана (3 часа)
Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края, его охраной. Проблемами стоящими перед экологами.
Экскурсия: в зоопарк станции юных натуралистов города Сургута. Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.
6. История основания города (2 часа)
Изучение различных источников географической информации по истории основания города Сургута. Выпуск буклета.
Экскурсия: в исторический музей города Сургута.
7. Основные вехи его развития (2 часа)
Этапы освоения, заселения и развития города.
Характеристика населения города.
Состав и численность населения. Демографическая
ситуация.
Заполнение таблицы: этапы формирования города
(по материалам экскурсии)
Экскурсия: Обзорная экскурсия по городу (на автобусе).
8. Роль города Сургута в экономике округа и страны (2 часа)
Сургут – крупнейший промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа. Задачи и перспективы развития.
Практическая работа: Выпуск газеты: “Наш город”, презентация “Сургут”.
9. Общий обзор предприятий города (3 часа)
Выступления учащихся с докладами.
Практическая работа: Заполнение таблицы “Крупнейшие предприятия города и их специализация”
Экскурсия на предприятие, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: “Мир профессий и профессиональных требований”
10. Изучение топонимики, геральдики города, района (3 часа)
Понятие о геральдике. Геральдика города Сургута, Сургутского района, округа.
Изучение происхождения названий города, улиц города Сургута, рек, озер, отдельных территорий.
Практическая работа: Составление буклетов, сообщений, докладов.
11. Православные святыни своего города, района, округа (5 часов)
Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города, района, округа.
Практическая работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
Экскурсия: в Старый Сургут.
12. Обобщение: подведение итогов, викторина (2 часа)
Обобщение знаний. Подведение итогов.
Викторина “Наш город”.
Библиография
Литература для учителя:
- География Тюменской области. Учебное пособие для 7-8 классов. С.Т. Будьков. В.А. Лезин Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство” 1989.
- Школьный учебник. География Ханты-Мансийского автономного округа. 8-9 класс. В.В. Бакулин и др.под ред. Э.В. Ким Москва “Экопрос” 1996, 2000.
- Великие стройки Сибири М.И. Помус Москва “Знание” 1978.
- Моя земля. И. Захаров, Сургут “Нефть Приобья” 1999.
- История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
- Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын”, 1983.
- Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
Литература для обучающихся:
- Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
- Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. В.Д. Старков. Л.А. Тюлькова Тюмень ИПП “Тюмень” 1996.
- Долгая дорога к нефти. Авт. Коллектив А. Зубарев Н. Козлови др. Сургут “Нефть Приобья” 1997.
- История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
- Материальная культура юганских ханты. А.М. Тахтуева Сургут “Северный дом”, 1993.
- Моя земля. И. Захаров Сургут “Нефть Приобья” 1999.
- Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН. Сост. Г.В. Длужневская Б.Б. Овчинникова и др. Екатеринбург “Виролл ЛТД” 1993.
- Редкие животные Тюменской области В.А. Азаров Г.К. Иванов Свердловск: “Средне-Уральское книжное издательство” 1981.
- Где у растения дом. Я. Марголин, Москва “Детская литература”, 1981.
- Загадки минералогии Б.И. Сребродольский Москва “Наука” 1987г.
- Рассказы о растениях-переселенцах. Книга для внеклассного чтения учащихся 5-7 классов). Б.Н. Головкин Москав “Просвещение” 1984.
- Великие сибирские реки. В.С. Антонов Москва “Знание” 1976.
- С чего начинается Родина…Сост. Е. Токаренко Е. Ермолина Москва “Здоровье и общество”. 2003.
- Вторичные ресурсы экономики. А. Красновский Москва “Знание” 1990.
- Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын” 1983.