Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. “Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось” [3]. В результате “пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается в целом успеваемость” [3].
Автор данной работы, будучи учителем иностранного языка, также столкнулся с низкой мотивацией учащихся при обучении детей 5 и 6 классов. В качестве примера обозначения данной проблемы и попытки её решения можно рассмотреть 6 классы. При работе с учащимися этих классов автором был сделан вывод, что при организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.
При работе над решением данной проблемы автор решил обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и попытаться применить их на уроках. Ниже перечислены основные технологии, используемые автором:
1) использование межпредметных связей;
2) информационные технологии;
3) игровые методы обучения;
4) методы организации самостоятельной работы учащихся.
Использование межпредметных связей играет важную роль при обучении иностранному языку. Междисциплинарная интеграция является одним из важнейших направлений реформирования образовательных систем, указанных в документах ЮНЕСКО [4].
Наилучшим вариантом использования межпредметных связей в 6 классе с точки зрения автора является использование на уроках по чтению текстов, относящихся к истории и географии Великобритании и адаптированных учителем с точки зрения возрастных особенностей детей. Учащимся очень интересны рассказы о битвах древних римлян и бриттов, Робине Гуде, короле Артуре и рыцарях Круглого Стола и т.д. В качестве основных пособий для подготовки к таким урокам автор использует следующие:
- К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман “Страницы британской истории” Обнинск, 2007.
- Воронова Е.Г. “Легенды о короле Артуре” М., 2009.
- Гурьева Ю.Ф. “Глубоки корни …: Очерки по краткой истории Британии” Обнинск, 2000.
При этом автором было также составлено планирование уроков по развитию навыков чтения на 2010/2011 учебный год с использованием адаптированных текстов из данных пособий (см. файл “Приложение 1”). Следует отметить также, что в связи со сложностью многих заданий, представленных авторами данных текстов с целью проверки усвоенного материала, учителем разрабатываются собственные задания для детей с учётом основных требований программы (примеры таких заданий даны в файле “Приложение 2”) .
Информационные технологии приобретают в настоящее время всё большее и большее значение. “Компьютер как средство обучения обладает способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог” [2]. На уроках развития навыков чтения в 6 классе с целью более яркой и увлекательной подачи материала и организации игровой деятельности учащихся автор разрабатывает компьютерные презентации в формате Power Point. Как показывает опыт, использование компьютерной презентации на уроке является важнейшим приёмом, усиливающим эмоциональное воздействие на детей и способствующим вовлечению их в работу. Одна из таких презентаций представлена автором на конкурс “Презентация к уроку” (см. файл “Презентация”).
Игровые методы обучения также широко применяются в современной школе. “Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре” [1]. Как показывает практика, детям очень интересно и увлекательно работать на уроках, организованных на соревновательной основе (викторины, КВН, “Что? Где? Когда?” и т.д.). Повышается и ответственность учащихся – каждый понимает, что от его внимательной работы зависит результат той команды, за которую он играет.
Методы организации самостоятельной работы учащихся являются одними из наиболее актуальных при организации обучения в современной школе. “Только в том случае, когда активная работа самого ученика наблюдается и в классе в присутствии учителя, и вне класса при самостоятельной подготовке, можно считать, что обучение иностранному языку хорошо организовано и является эффективным” [2]. Среди этих методов на уроках автором применяются следующие:
- Использование дальтон-заданий.
- Предоставление учащимся заданий на выбор, с учётом их возможностей.
- Групповая работа.
В качестве примера использования некоторых из этих технологий автор предлагает рассмотреть урок, посвящённый развитию навыков чтения вслух и про себя, и проведённый учителем в классах 6 “Б” и 6 “В” ГОУ СОШ № 113. План-конспект данного урока представлен ниже:
Тема урока: “The Anglo-Saxons and the Vikings” (“Англо-саксы и Викинги”).
Цель урока: развитие навыков чтения вслух и про себя (ознакомительное чтение); развитие представлений о культуре и истории страны изучаемого языка через чтение английской поэзии и текстов по лингвострановедению.
Задачи урока:
- Образовательные: научить находить информацию из текста при помощи приёмов содержательной идентификации и смыслового выбора, развитие навыков произношения.
- Воспитательные : Формирование доброжелательной атмосферы в классе, познавательного интереса к предмету.
- Развивающие : Ознакомление с интересными фактами из истории страны изучаемого языка, погружение в её культуру через чтение английских стихов.
Оборудование: распечатки с текстами из пособия К.И. и М.Ю. Кауфман “Страницы Британской истории”, адаптированными учителем к уровню знаний учащихся; задания к текстам, составленные учителем (см. файл “Приложение 2”); компьютерная презентация “The Anglo-Saxons and the Vikings” (см. файл “Презентация”).
Этап урока | Деятельность учащихся и деятельность учителя |
Организационный момент | Подготовка к уроку, приветствие, разделение класса на команды |
Вовлечение в учебную деятельность |
|
Развитие навыков чтения вслух | Конкурс капитанов команд. Капитаны по очереди читают отрывки из стихотворения Уильяма Уордсворта “Daffodils”. Одновременно звучит музыка Вивальди (концерт для лютни с оркестром). |
Викторина “Что мы знаем об истории Британии?” | С помощью компьютерной презентации команды отвечают на вопросы, связанные со знаниями по истории Англии, которые они усвоили до этого урока |
Ознакомление с текстом |
|
Развитие навыков чтения про себя |
|
Индивидуальная работа | Учащиеся получают распечатки с
индивидуальными заданиями на выбор в
соответствии со своими желаниями и
возможностями:
|
Подведение итогов и объявление домашнего задания | Выявление победителей среди команд, награждение наиболее активных учащихся символическими “орденами умников”, выставление оценок, запись домашнего задания в дневник |
В целом необходимо отметить, что данный урок прошёл достаточно успешно, увлекательно и в высоком темпе. Учащимся очень понравились компьютерные викторины и соревновательные виды деятельности, их работу отличали активность и положительный эмоциональный настрой. При индивидуальной работе учащиеся с разными способностями выбирали те задания, которые были им посильны или наиболее интересны.
Таким образом результаты проведённого урока по теме “The Anglo-Saxons and the Vikings” показывают насколько актуально и необходимо применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в средней школе.
Список литературы
- Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. – Минск, 2008.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб, 2005.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М., 2008.