Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. “Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось” [3]. В результате “пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается в целом успеваемость” [3].

Автор данной работы, будучи учителем иностранного языка, также столкнулся с низкой мотивацией учащихся при обучении детей 5 и 6 классов. В качестве примера обозначения данной проблемы и попытки её решения можно рассмотреть 6 классы. При работе с учащимися этих классов автором был сделан вывод, что при организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.

При работе над решением данной проблемы автор решил обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и попытаться применить их на уроках. Ниже перечислены основные технологии, используемые автором:

1) использование межпредметных связей;

2) информационные технологии;

3) игровые методы обучения;

4) методы организации самостоятельной работы учащихся.

Использование межпредметных связей играет важную роль при обучении иностранному языку. Междисциплинарная интеграция является одним из важнейших направлений реформирования образовательных систем, указанных в документах ЮНЕСКО [4].

Наилучшим вариантом использования межпредметных связей в 6 классе с точки зрения автора является использование на уроках по чтению текстов, относящихся к истории и географии Великобритании и адаптированных учителем с точки зрения возрастных особенностей детей. Учащимся очень интересны рассказы о битвах древних римлян и бриттов, Робине Гуде, короле Артуре и рыцарях Круглого Стола и т.д. В качестве основных пособий для подготовки к таким урокам автор использует следующие:

  1. К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман “Страницы британской истории” Обнинск, 2007.
  2. Воронова Е.Г. “Легенды о короле Артуре” М., 2009.
  3. Гурьева Ю.Ф. “Глубоки корни …: Очерки по краткой истории Британии” Обнинск, 2000.

При этом автором было также составлено планирование уроков по развитию навыков чтения на 2010/2011 учебный год с использованием адаптированных текстов из данных пособий (см. файл “Приложение 1”). Следует отметить также, что в связи со сложностью многих заданий, представленных авторами данных текстов с целью проверки усвоенного материала, учителем разрабатываются собственные задания для детей с учётом основных требований программы (примеры таких заданий даны в файле “Приложение 2”) .

Информационные технологии приобретают в настоящее время всё большее и большее значение. “Компьютер как средство обучения обладает способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог” [2]. На уроках развития навыков чтения в 6 классе с целью более яркой и увлекательной подачи материала и организации игровой деятельности учащихся автор разрабатывает компьютерные презентации в формате Power Point. Как показывает опыт, использование компьютерной презентации на уроке является важнейшим приёмом, усиливающим эмоциональное воздействие на детей и способствующим вовлечению их в работу. Одна из таких презентаций представлена автором на конкурс “Презентация к уроку” (см. файл “Презентация”).

Игровые методы обучения также широко применяются в современной школе. “Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре” [1]. Как показывает практика, детям очень интересно и увлекательно работать на уроках, организованных на соревновательной основе (викторины, КВН, “Что? Где? Когда?” и т.д.). Повышается и ответственность учащихся – каждый понимает, что от его внимательной работы зависит результат той команды, за которую он играет.

Методы организации самостоятельной работы учащихся являются одними из наиболее актуальных при организации обучения в современной школе. “Только в том случае, когда активная работа самого ученика наблюдается и в классе в присутствии учителя, и вне класса при самостоятельной подготовке, можно считать, что обучение иностранному языку хорошо организовано и является эффективным” [2]. Среди этих методов на уроках автором применяются следующие:

  1. Использование дальтон-заданий.
  2. Предоставление учащимся заданий на выбор, с учётом их возможностей.
  3. Групповая работа.

В качестве примера использования некоторых из этих технологий автор предлагает рассмотреть урок, посвящённый развитию навыков чтения вслух и про себя, и проведённый учителем в классах 6 “Б” и 6 “В” ГОУ СОШ № 113. План-конспект данного урока представлен ниже:

Тема урока: “The Anglo-Saxons and the Vikings” (“Англо-саксы и Викинги”).

Цель урока: развитие навыков чтения вслух и про себя (ознакомительное чтение); развитие представлений о культуре и истории страны изучаемого языка через чтение английской поэзии и текстов по лингвострановедению.

Задачи урока:

  1. Образовательные: научить находить информацию из текста при помощи приёмов содержательной идентификации и смыслового выбора, развитие навыков произношения.
  2. Воспитательные: Формирование доброжелательной атмосферы в классе, познавательного интереса к предмету.
  3. Развивающие: Ознакомление с интересными фактами из истории страны изучаемого языка, погружение в её культуру через чтение английских стихов.

Оборудование: распечатки с текстами из пособия К.И. и М.Ю. Кауфман “Страницы Британской истории”, адаптированными учителем к уровню знаний учащихся; задания к текстам, составленные учителем (см. файл “Приложение 2”); компьютерная презентация “The Anglo-Saxons and the Vikings” (см. файл “Презентация”).

Этап урока Деятельность учащихся и деятельность учителя
Организационный момент Подготовка к уроку, приветствие, разделение класса на команды
Вовлечение в учебную деятельность
  1. Учитель показывает детям портрет короля Альфреда, задает вопрос: What was this man? Дети высказывают свои предположения.
  2. Учитель показывает ученикам картинку с изображением Викингов: What were these people? What did they do on the British Isles? Дети высказывают свои предположения.
Развитие навыков чтения вслух Конкурс капитанов команд. Капитаны по очереди читают отрывки из стихотворения Уильяма Уордсворта “Daffodils”. Одновременно звучит музыка Вивальди (концерт для лютни с оркестром).
Викторина “Что мы знаем об истории Британии?” С помощью компьютерной презентации команды отвечают на вопросы, связанные со знаниями по истории Англии, которые они усвоили до этого урока
Ознакомление с текстом
  1. Работа со словарём для текста “The Anglo-Saxons and the Vikings”: повторение слов за учителем, чтение в парах, слушание ошибок.
  2. Повторение текста по абзацам за учителем.
  3. Перевод текста по абзацам. Во время перевода участники команд ищут в тексте заданные учителем слова и словосочетания.
Развитие навыков чтения про себя
  1. Команды с помощью компьютерной презентации отвечают на вопросы викторины “Британская история с 5 по 9 века”.
  2. Соревнование между командами: “Кто быстрее поставит предложения в правильном порядке?” (2 человека у доски). Одновременно другие участники команд с помощью текста составляют словосочетания.
Индивидуальная работа Учащиеся получают распечатки с индивидуальными заданиями на выбор в соответствии со своими желаниями и возможностями:
  1. Продолжить предложения, пользуясь текстом
  2. Исправить ошибки в предложениях
  3. Ответить на вопросы
Подведение итогов и объявление домашнего задания Выявление победителей среди команд, награждение наиболее активных учащихся символическими “орденами умников”, выставление оценок, запись домашнего задания в дневник

В целом необходимо отметить, что данный урок прошёл достаточно успешно, увлекательно и в высоком темпе. Учащимся очень понравились компьютерные викторины и соревновательные виды деятельности, их работу отличали активность и положительный эмоциональный настрой. При индивидуальной работе учащиеся с разными способностями выбирали те задания, которые были им посильны или наиболее интересны.

Таким образом результаты проведённого урока по теме “The Anglo-Saxons and the Vikings” показывают насколько актуально и необходимо применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в средней школе.

Список литературы

  1. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. – Минск, 2008.
  2. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб, 2005.
  3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М., 2008.