Цель: путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить детей самостоятельности в суждениях, постановке вопросов, самостоятельном поиске ответов на них.
Задачи:
- дать представление о борьбе русского народа с польскими захватчиками, объяснить причины завоевательной политики поляков;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся через работу в группах;
- способствовать активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, самооценки;
- создать условия для воспитания у детей интереса к истории своего отечества, чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, кроссворд, карточки для работы групп, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой.
- Ребята, нам сегодня предстоит очень интересная работа. И чтобы у нас всё получилось, давайте начнём с того, что возьмёмся за руки в группах, пожелаем друг другу успехов и подарим улыбку.
II. Стадия вызова
Давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на последних уроках окружающего мира.
(о борьбе русского народа против захватчиков)
У вас на столе лежат карточки с таблицей. Я предлагаю вам заполнить 1 графу таблицы, т. е. записать всё, что вы знаете о борьбе русского народа против захватчиков.
1. Работа в группах
Разгадайте кроссворд. Приложение 2. Слайд 2
По горизонтали:
2. На каком поле произошла битва русских войск с монголо-татарами?
3. Что платила Русь монголо-татарам в тринадцатом веке?
5. Имя русского воина, вышедшего на поединок.
7. Около какой реки произошла Куликовская битва?
8. Первый правитель Золотой Орды.
9. Имя монголо-татарского воина, вышедшего на поединок.
По вертикали:
1. Московский князь Дмитрий ...
4. Сколько лет продолжались набеги на Русь после Куликовской битвы?
6. Главный военачальник Золотой Орды.
Давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд? Приложение 2. Слайд 3
Кто записал другие слова?
Ответы:
по горизонтали - 2. Куликово. 3. Дань. 5. Пересвет. 7. Дон. 8. Батый 9. Челубей;
по вертикали - 1. Донской. 4. Сто. 6. Мамай
2. Игра "Верные - неверные утверждения"
Прочитайте задание. У вас на столе лежат листики с утверждениями. Определите, какое это утверждение верное или нет, прикрепите к доске и докажите, почему вы его прикрепили в 1 или 2 столбик.
Задание 1. Приложение 2. Слайд 4
По отрывку из стихотворения К. Симонова определите, о каком сражении говорится. Когда оно происходило?
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
Утверждения
- 1103 год - война с половцами
- 1240 год - Невская битва
- 1242 год - битва на Чудском озере
- 1242 год - Ледовое побоище
Задание 2. Приложение 2. Слайд 5
Существует сказание:
"Старый отец, умирая, призвал к себе сыновей и велел им сломать веник. Сколько ни пытались сильные, здоровые парни переломить связанные прутья, им это не удалось сделать. И тогда отец предложил им развязать веник и каждый прутик сломать отдельно.
Легко с этой задачей справились сыновья".
- К каким историческим периодам можно отнести эту притчу?
Утверждения
- Раздробленность Руси
- Расцвет Руси
- Образование Руси
- Ссоры и войны между русскими князьями и боярами
- Объединение земель
III. Стадия осмысления
1. Презентация новых знаний
- Мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории. В тринадцатом веке враги обрушились на нашу Родину. Ее захватили монголо-татары, утвердив свое иго на многие годы. Воспользовавшись тяжелым положением, в это же время на страну обрушились немецкие рыцари. Их победил Александр Ярославович (Невский) с новгородцами. Перевернём ещё одну страницу истории нашей Родины. Сегодня мы поговорим о борьбе русского народа с польскими захватчиками.
Чтобы вы хотели узнать по этой теме на уроке?
Заполните вторую графу таблицы Приложение 1
Приложение 2. Слайд 6
В начале ХVII века русская земля переживала тяжёлые смутные времена. Умер Иван Грозный, а потом и двое его сыновей. Прекратился царский род. Бояре боролись за власть и не думали о том, что народ бедствует, голодает, а по русской земле разгуливают отряды польских завоевателей, которые уже приближались к Москве. Над страной нависла смертельная опасность
Новые правители Руси больше боялись своего народа, чем чужеземных врагов. 21 сентября 1610 года они тайно впустили поляков в Москву. В отличие от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Приложение 2. Слайд 7- 17
2. Приём "Инсерт" (пометки на полях)
- Знаком "галочка" (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
- Знаком "плюс" (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком "минус" (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком "вопрос" (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Прочитайте внимательно текст и отметьте на полях с помощью специальных обозначений: что в этом тексте вам уже знакомо, что для вас является новым, о чём бы вы хотели узнать более подробно.
В Нижнем Новгороде возникло народное движение, направленное на освобождение русской земли. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность как "выборный от всея земли человек". Он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать "всё золото и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих". Призывы Минина были услышаны и получили поддержку. В городе начали собирать средства на создание нового ополчения. Весь народ нижегородский принял в этом участие. Жители несли самое ценное и дорогое, что сумели накопить за свою жизнь. Они не жалели драгоценностей, дорогой посуды, денег, золотых изделий, дорогих тканей для покупки оружия. Они прекрасно знали, что если не помогут москвичам, то вскоре вся страна, вся Россия окажется под властью ненавистных врагов. Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский. В Нижний Новгород стали стягиваться ополченцы со всех концов страны. Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва на улицах столицы произошла 24 августа. Была она упорной и кровопролитной. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков. В память о подвиге Минина и Пожарского на Красной площади Москвы у собора Василия Блаженного гордо возвышается скульптурный памятник этим героям. С этим знаменательным событием в нашей истории связан новый праздник, который мы с 2005 года ежегодно отмечаем 4 ноября - день народного единства.
Освободительная борьба породила много народных героев. Сохранился рассказ о подвиге простого костромского крестьянина Ивана Сусанина. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнина, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. Ценой собственной жизни он завёл отряд захватчиков в глухие леса и не позволил им принести вред. Он был не одинок. Защищал свою страну весь русский народ. Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения.
Чтение стихотворения К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"
Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги, -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит".
Михаил Иванович Глинка передал этот эпизод в своей опере "Иван Сусанин". Звучит отрывок "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки. - Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры? Народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Приложение 2. Слайд 8 - 17
3. Приём "Синквейн"
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Учащимся предлагается слово 1. Сусанин 2. 3. 4. 5.
4. Приём "Толстые и тонкие вопросы". Приложение 2. Слайд 18
- Почему начало XVII века называют смутным временем?
- Почему правители впустили поляков в Москву?
- Кто возглавил войско народного ополчения?
- Чем закончилась борьба русского народа с польскими захватчиками?
- Как защищались русские люди от польских захватчиков?
- Какие черты характера проявляли русские люди в борьбе с польскими захватчиками?
Заполните последнюю графу таблицы Приложение 1
IV. Стадия рефлексии
Портфель знаний Приложение 2. Слайд 19
Что нового, интересного вы вынесете с собой с урока в этом портфеле?
Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание: прочитать текст учебника, с. 137-139; подготовить небольшое сообщение о героях, которые боролись с польскими захватчиками.
Литература
- А.О. Ишимова История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
- История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
- В.О. Ключевский Русская история. 800 редчайших иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005 г.
- И. О. Загашев, С. И. Заир - Бек, И.В.Муштавинская "Учим детей мыслить критически", Санкт - Петербург. Издательство "Альянс "Дельта", 2003 г.
- Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская "Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения", Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001 г.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
- Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
- https://lib.1sept.ru/2004/21/17.htm Ученик-исследователь. Учебная стратегия "Бортовой журнал". Учебная стратегия "Знаю - хочу узнать - узнал", "До и после"
- http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.
- RW-диски с записью оперы М. Глинки "Иван Сусанин".