Не зря говорят, что здоровье - это ловкость, гибкость, красота и конечно же хорошее настроение. Нашу с вами встречу, дорогие родители, мне хочется провести в форме беседы, поговорить о здоровье наших детей, о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, рассказать, как и чем занимаются наши дети в детском саду.
Вы все знаете, что детские годы - самые важные в жизни человека и как они пройдут, будет зависеть от нас с вами. Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, бодрыми и наша с вами цель и задача воспитать их такими. Но многие дети часто болеют. Иные родители даже воспринимают это как неизбежность: выздоровеет, мол, поздоровеет, а пока его надо защищать и оберегать. А уж как берегут! Тщательно охраняют от холода и сквозняков. Но, увы, дети все равно простужаются. Опять вызов врача, опять лекарства, потом еще более тщательный надзор: при ребенке не открывают форточку, умывается он теплой водой, ходит дома в теплой одежде. А ребенка снова где-то продуло, растет он, взрослеет, но не очень здоровеет. Его преследуют насморки, ангины, пневмонии. В своей практике мы наблюдали, что при разной температуре на улице, детей одевают одинаково. Согласитесь, чем старательнее вы их кутаете, тем они чаще болеют. Почему? Дети, как правило, не стоят на месте, постоянно находятся в движении. И если они очень тепло одеты, то быстро потеют, а это прямая дорога к простуде. Ведь движение - это радость для ребенка. А на воздухе - двойная радость, лишняя одежда сковывает движения, создает трудности и неудобства. В связи с этим хочется пожелать, чтобы вы одевали своих детей по погодным условиям, чтобы ваши дети могли свободно двигаться и получать радость от прогулки.
Даже при самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода, уже значительно ослаблена. Несомненно, что единственное надежное средство - закаливание. Надо тренировать, совершенствовать, развивать врожденные защитные силы организма у ребенка, добиваться их наилучшего действия. Ведь не зря говорят в народе: "Хилый человек в шубу, здоровый в мороз".
Давайте вспомним, какие вы знаете закаливающие процедуры, которые можно применить к нашим детям, это:
1. Воздушные ванны:
а) с постепенным снижением температуры воздуха;
б) увеличением длительности процедур при одной температуре.
2. Водные процедуры:
а) обтирание (сухое, влажное);
б) обливание ног (ножные контрастные ванны);
в) душ (контрастный);
г) купание.
3. Хождение босиком.
4. Полоскание горла холодной водой.
5. Русская парная баня.
6. Солнечные ванны: "Куда редко заглядывает солнце, туда чаще приходит врач".
Да с помощью этих средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма, но высокого эффекта можно достичь только при проведении постепенных и систематических закаливающих процедур.
В нашем детском саду для укрепления здоровья детей мы используем ряд комплексных мероприятий по закаливанию: ежедневно перед сном и после сна дети, начиная с ясельной группы, ходят по массажным дорожкам "здоровья". После каждого приема пищи поласкают горло водой комнатной температуры, умывают лицо, руки от кисти до локтевого сустава, проводится систематическое проветривание групп. Для занятий с
детьми в физкультурном зале имеется необходимое современное оборудование: маты, хоппы для прыжков, диски "Здоровье", мягкие модули, мячи всех размеров и т.д. Для активной деятельности детей на свежем воздухе используются: лыжи для занятий зимой, волейбольная сетка, бадминтон, мячи, скакалки, городки, серсо и т.д. На физкультурных занятиях дети занимаются в облегченной одежде, босиком. Это одно из доступных средств закаливания. Жаль тех детей, которым мама строго настрого запрещает снимать колготки, носки. Многие родители (в частности запрещающие детям и не посещающие открытые занятия, каждодневно демонстрирующие детям плохой пример в отношении: утром еще не успев встать с постели, нащупывающие ногами тапочки) просто не имеют ни малейшего представления, как и чем ребенок занимается на физкультурных занятиях. Дети на физкультурных занятиях бегают, прыгают, играют, они все время в движении. От занятий босиком дети получают огромное удовольствие. Приучайте ребенка к ходьбе босиком с самого раннего детства. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем - по деревянному полу. Повседневно массировать стопы можно с помощью скалки или круглой палки. Полезно совместить этот вид закаливания с ежедневными ножными ваннами с постепенным снижением температуры воды. Происходит закалка всего организма - приучайте ребенка ходить босиком по песку, по траве, по земле, по камушкам, особенно очень полезно по свежескошенной траве и по росе, если представится такая возможность. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность, ведь подошвы ног - одна из самых рефлексогенных зон организма человека. Человек испытывает удовольствие. И, конечно же, ходьба босиком предупреждает и лечит плоскостопие. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, не уставая прыгать, его ноги должны быть здоровы.
Плоскостопие - это деформация стопы, часто встречающаяся у наших детей. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, то значит у него плоскостопие. Проверить и легко исследовать стопу вашего ребенка вы можете в домашних условиях. Попросите его наступить на лист бумаги мокрой стопой, обведите карандашом получившейся контур, тем самым выяснив, какая стопа у вашего малыша. Причина плоскостопия может быть разной: слабость мышц и связок стопы, большая масса тела или ношение неподходящей обуви (слишком узкая или свободная, без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком выше 1 см.) - все это может вызвать нарушение стопы. Для профилактики и лечения плоскостопия существует много упражнений, которые мы проводим с детьми на физкультурных занятиях в игровой форме. Такие как:
- "кораблик" - сидя на полу с согнутыми коленями и подошвы ног прижаты друг к другу, постепенно выпрямлять колени вперед
- "художник" - сидя, фломастер зажат пальцами ног, рисовать на листе бумаги различные фигуры, поочередно
- "гусеница" - сидя на полу с согнутыми коленями, передвижение обеими пятками вперед, за счет сгибания и выпрямления пальцев ног
- "мельница" - сидя на полу, ноги вместе, прямые, описывать ступнями круги в разных направлениях
- "маляр" - сидя, ноги врозь, большим пальцем одной ноги "раскрашиваем" другую ногу
- "барабанщик" - сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу пальцами ног, пятки не касаются пола
- "сборщик" - и.п. то же, собирать пальцами ног различные мелкие предметы, разложенные на полу и т.д.
Все эти упражнения вы можете легко использовать дома в совместных играх с детьми. Поверьте, дети с удовольствием включатся в игру, если в ней принимают участие мама или папа.
Так же закаливают, укрепляют здоровье, предохраняют от простуд и бронхитов дыхательные упражнения. "Дыхание - есть жизнь. И если вы хорошо дышите, будите жить долго" - гласит санскритская пословица. Есть много методик дыхательной гимнастики, но наша с вами цель научить наших маленьких детей дышать через нос, осуществлять профилактику заболевания, верхних дыхательных путей. Дыхательные упражнения в детском саду мы тоже проводим в игровой форме (особенно с маленькими детьми), а в старшем дошкольном возрасте проводим задержку дыхания в игровых моментах, т.е. задача одна, а реализовать ее можно по-разному.
Так у малышей более простые дыхательные упражнения, основанные на вдохе-выдохе:
*сделать вдох и на выдохе сказать: "у-у-у" - самолет летит; подуть на одуванчик - "фу-фу-фу"; подразнить гусей - "га-га-га"; помяукать как кошечка - "мяу-мяу-мяу"; покаркать как ворона - "кар-кар-кар"; как лает собачка - "гав-гав-гав"; корова ищет хозяйку - "му-му-му"; уточка зовет своих деток - "кря-кря-кря"; пчелка прилетела - "з-з-з"; петушок на заборе - "ку-ка-ре-ку":
А с детьми начиная с 4 лет такие как:
- "часики" - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить тик-так;
- "паровозик" - ходить по комнате, делая круговые движения согнутыми руками, приговаривая "чух-чух-чух" (20-30сек.);
- "дровосек" - стоя, сделать вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед с произнесением "ух";
- "песенка водички" - вдох через нос, выдох предельно затягивается, воздух выходит через рот, издавая свистящий звук "с";
- "барабанщик" - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Присесть, похлопать по коленям ладонями со звуком "бам-бам", выдох, встать - вдох
- "качели" - стоя, руки опущены. Присесть, руки опустить на колени произнося "ух", встать, руки поднять над головой "ах";
- "гуси летят" - медленная ходьба по комнате. На вдох - руки поднять в стороны, выдох - опустить со звуком "га-га-га";
- "задувание свечи" - стоя, сделать свободный вдох и задержать дыхание. Сложить губы трубочкой, сделать три коротких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу: "фу-фу-фу".
- "покорители космоса" - сесть по-турецки, расслабиться, приготовиться к полету:
а) полет на луну - на выдохе тянем звук "а", медленно поднимая левую руку вверх, достигая луны, медленно опускаем
б) полет к солнцу - так же, но звук "а" громче и длиннее, только поднимается теперь правая рука. Достигнув образно солнце, возвращаемся
в) полет к инопланетянам - на выдохе звук "а" нарастает до предела по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск, поднимать обе руки вверх. Появляется ощущение легкости, радости:
Все эти несложные упражнения вы, дорогие родители, тоже можете применять для совместных игр с вашими малышами, желательно на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.
Немаловажную роль для укрепления здоровья наших детей играет и правильный режим дня. Очень важно, с каким настроением вы проснулись, как начался ваш день. Здорово, когда утром идешь на работу и видишь, как ребенок наперегонки бежит с мамой или папой в детский сад, оба довольные, смеются, с утра получают заряд бодрости и хорошее настроение.
Важно просыпаешься ли ты утром отдохнувшим, а для этого важно вовремя ложится спать (особенно нашим детям). Не случайно замечено воспитателями нашего детского сада, что самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверно потому, что в выходные дни не соблюдается привычный для них режим дня, живут по расписанию взрослых: поздно встают, не гуляют, поздно укладываются спать. И мы еще удивляемся, почему же они так капризны. Недаром в народе говорят: "Сон - лучшее лекарство". Воспитатели не зря просят вас утром не опаздывать, не нарушать режим детского сада. Утром во всех группах проводится гимнастика. Комплексы, входящие в утреннюю гимнастику, включаются упражнения для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, не забывается и о дыхательной системе. Гимнастика проводится под музыку, что создает положительный настрой и поднимает настроение у ребенка. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность, а если ребенок часто пропускает или опаздывает на нее, то он сильно отстает от других детей. Проявляется это во всем: не умеет делать построения, не знает, как выполнять упражнения со спортивным оборудованием, чувствуя свою неловкость, думает, что он хуже всех. Хотя ребенок, как вы понимаете, ни в чем не виноват..
Несоблюдение режимного дня, нерегулярное питание, отсутствие отдыха на свежем воздухе могут вредно влиять на здоровье наших детей. А ведь правильный режим дня - это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет успешно выполнить всю работу и хорошо отдохнуть, а кто умеет правильно отдыхать - тот умеет хорошо работать.
Какой ребенок не любит кататься на велосипеде, играть с мячом, прыгать через веревочку, играть в бадминтон, кататься на санках, лыжах, качелях. В играх дети развиваются, игры для детей являются лучшим средством активного отдыха, приносят большую пользу для физического развития ребенка. В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании, где незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Вы можете спросить: "Надо ли постоянно играть с детьми?". Уверена надо. Игра нужна для того, чтобы заинтересовать детей новыми знаниями, чтобы им захотелось на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким мышатам, чтобы, одновременно получая информацию и двигаясь, они познавали окружающий мир, учились любить его и действовать в нем.
В зависимости от природных двигательных особенностей одни дети хорошо прыгают, быстро бегают, другие метко бросают. Поэтому, уважаемые родители, перед нами стоит еще одна задача развивать у детей все основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие. Спросите как? Очень просто, опять же в игровой форме. Например, если вы знаете, что ваш ребенок плохо метает, то находясь, может где-нибудь у ручья, предложить побросать камушки "кто дальше", если плохо прыгает предложить перепрыгнуть через какое-нибудь препятствие. Для него эта будет игра, а в результате ребенок получит радостное настроение и хорошую мышечную нагрузку. Хвалите чаще детей за любые достижения, радуйтесь вместе с ними новым их удачам.
Еще одна из основных задач развития детей является формирования правильной осанки. Осанка - один из важнейших показателей здоровья. У многих детей наблюдается нарушение осанки. Почему происходит нарушение осанки? Причин много: неправильная поза при сидении, плохо подобранная мебель, одежда, обувь, и т.д. Но главная причина - слабость мышечных групп ( мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). Выход один: нужны упражнения для их укрепления. Но как заинтересовать ими детей? Не забывайте, что дети очень любят, играя изображать кого-либо. Поэтому различные упражнения, полезные для укрепления осанки, то же надо проводить в игровой форме.
Например, предложить попутешествовать по дну моря, войти в образ морских обитателей и передать тот или иной образ в движениях ("рыбка", "медуза", "краб", "водолаз":). Тем самым дети, играя, укрепляют все мышцы групп, выпрямляют и растягивают суставы позвоночника.
А вот несколько советов для вас, дорогие родители, как уберечь свой позвоночник от излишних нагрузок:
1. Если предстоит делать какую-нибудь работу на полу - опуститесь на колени с упором на руку.
2. Если поднимаете какой-то тяжелый предмет - то не наклоняйтесь, а опуститесь на колени или присядьте. Тяжелую сумку или тем более ребенка удобнее держать не пред собой, а как бы "подсадить" себе на бедро. Если две сумки, тяжесть делится пополам.
3. Если трудитесь у кухонного стола или гладите белье - для разгрузки позвоночника, одну ногу поставьте на маленький стул.
4. Машина по нынешним временам не роскошь, а средство передвижения - после двух часовой езды сделайте перерыв: пройдитесь, сделайте несколько упражнений.
5. Если вы подолгу службы работаете стоя - то разгрузить позвоночник можно так: прислонитесь спиной к стене, чтобы ноги были дальше от нее, а колени чуть согнуты и вы как бы повисните. Расслабьтесь, дома после работы отдохните лежа, но обязательно положив что-нибудь под ноги.
6. При длительной работе за письменным столом - хороший отдых "ходьба" на коленях и локтях. Хорошо бы несколько раз в день на чем-нибудь повисеть.
7. Во время сна ваш позвоночник в идеале должен быть прямой линией, а шея должна поддерживаться невысокой подушкой.
8. Плавайте, ходите на лыжах, бегайте трусцой, ездите на велосипеде, все эти виды спорта хорошо будут тренировать ваш позвоночник.
Свой позвоночник вы так же можете проверить и на гибкость. "Вы можете уходить от старости до тех пор, пока у вас сильный и гибкий позвоночник" - говорят йоги. Гибкость зависит от того в каком состоянии суставы и позвоночник, насколько они подвижны. Хорошо, если вы сможете сделать следующие упражнения:
А) в положении стоя наклониться вперед - вниз и, не сгибая коленей, коснуться ладонями пола;
Б) в положении сидя на полу, наклонившись вперед, коснуться лбом коленей;
В) стоя спиной к стене 25-30см. поднять руки вверх и коснуться кистями стены;
Г) в положении стоя выполнить мах ногой вперед - вверх до уровня головы, затем в сторону и назад по уровню пояса;
Д) сделать "мостик" с прямыми руками и ногами
Если вы чувствуете, что некоторые из этих упражнений сделать не можете, значит, вам тоже необходимы тренировки (для плечевых, тазобедренных суставов, для позвоночника). Приступайте, не откладывая, к совместным с детьми занятиям, разучиванием несложных упражнений (учитывая возраст вашего малыша) и тогда вы удивитесь, на что способно ваше тело. Тем самым покажите пример вашему ребенку и получите удовольствие и двойную радость от совместного общения друг с другом. "Ведь ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - гласит народная мудрость. Но помните, что дети склонны подражать движениям, манере держаться, речи взрослого, поэтому надо показывать детям идеальный образец движения, насколько это возможно. Для создания настроения включите веселую музыку. Под музыку поднимается настроение, музыка придает движениям выразительность, увеличивается интенсивность занятия, развивается внимание, умение слышать музыку и выполнять в соответствующем темпе упражнения.
Во время занятий обязательно разговаривайте, хвалите и подбадривайте ребенка: "Умница, Танечка, ты как я уже дотянулась до кончиков пальцев ног!" и т.д.
Но нужно обращать внимание, при совместных занятиях с детьми, на первые признаки утомления детей. Они проявляются в вялом поведении, бледности, снижении аппетита, нервозности и т.д. Для снятия утомления и сохранение здоровья ребенка важен свежий воздух, витамины и смена деятельности.
Итак, что нужно, чтобы оздоровить ребенка дома:
- раньше ложиться и раньше вставать
- каждый день без исключения быть на свежем воздухе (прогулки, сюрпризы, соревнования, походы, бег)
- чаще открывать в комнатах форточки, в особенности перед сном
- соответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму
- проводить утреннюю гимнастику (в игровой форме, в виде ритмики, аэробики)
- прививать правила личной гигиены с самых ранних лет
- стараться есть в определенные часы, есть больше фруктов и овощей
- играть в подвижные игры
- спортивные игры (ходьба на лыжах, хоккей с шайбой, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, велосипеды, бадминтон, городки, малый теннис и баскетбол, плавание)
- знать диагностику здоровья ребенка (узких специалистов)
Вот такие нехитрые правила. Казалось бы, что тут особенного? Ведь многие нам хорошо известны. Но именно это и доказывает их мудрость, проверенную веками.
Для того чтобы ребенок понимал, что такое здоровье и нездоровье можно с ним разобрать и обсудить вот такие несложные пословицы:
- Дал бы Бог здоровье, а счастье найдем
- Здоров будешь - все забудешь
- Здоровьем слаб, так и духом не герой
- Здоровье не купишь - его разум дарит
- Не рад больной и золотой кровати
- Здоровье дороже золота
- Чистота залог здоровья
- У кого болят кости, тот не думает в гости
- У кого что болит, тот о том и говорит
- Ребенком был хил, так и взрослым гнил
- Быстрого и ловкого человека болезнь не догонит
- Здоровье дороже богатства
- Здоровому человеку врач не надобен
- Больному все горько
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест
- В здоровом теле здоровый дух
Хочется пожелать, чтобы движения и спорт доставляли радость вам и вашим детям, чтобы все были здоровыми и счастливыми.