КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
“Настоящая программа обращена к актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме – психологическое стимулирование и актуализация процесса развития интеллектуальных способностей учащихся начальной и средней коррекционной школы – интернат VIII вида. Индивидуальные коррекционные задания отражают структуру интеллектуальных способностей, общей осведомленности: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, пространственного представления, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Основной принцип организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида, компенсирующего обучения – принцип коррекционной направленности – предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. А также необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе обучения, и усвоения школьной программы. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают от других в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется низким уровнем развития памяти, внимания, логического мышления и общей осведомленности . Предлагаемая программа создавалась с целью поднять уровень интеллектуальных способностей и общей осведомленности учащихся коррекционной школы - интернат VIII вида.
В качестве диагностической методике для отбора учащихся для индивидуальных занятий была взята методика исследования вербально-логического мышления. За основу данной методики взят тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, модифицированный Э.Ф. Замбацявичене, для диагностики умственного развития младших школьников. Методика состоит из 4-х субтестов, направленных на выявление осведомленности (1-й субтест), сформированности логического действия-классификации, способности к абстрагированию (2-й субтест), сформированности логического действия “умозаключение по аналогии” (3-й субтест) и сформированности обобщающих понятий (4-й субтест). В полном варианте каждого из субтестов 10 заданий, в кратком варианте - 5.
Исследование мышления учащихся среднего звена школы проводилось по методике “Тесты мыслительных операций”, опробованной В.И. Екимовой включающей субтесты: “Выделение существенных признаков”, “Выявление общих понятий”, “Анализ отношений понятий”, “Сравнение понятий”.
ПОЯСНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Приступая к описанию непосредственно программы “Развитие интеллектуальных способностей и общей осведомленности учащихся начальной, средней коррекционной школы – интернат VIII вида необходимо отметить, что большинство игр и упражнений взято из известных источников (список литературы прилагается).
Занятия скомпонованы по блокам, включающим в себя занятия на развитие каких-либо психических функций, необходимых для успешного обучения в коррекционной школе VIII вида. Как показывает диагностика на протяжении ряда лет, самые большие трудности учащиеся коррекционных школ VIII вида испытывают в развитие общей осведомленности, развитие речи, пересказа. Поэтому в своей программе я даю на каждом уроке задания на развитие общей осведомленности. Также есть проблемы восприятие пространственных соотношений. Поэтому в конце декабря – начале января в предлагаемую программу я ввела отдельный блок “Развитие восприятия пространственных соотношений”, в который включены игры и упражнения на закрепление понятий “большой – маленький”, “Близкий – далекий”, “Правый – левый”, “Перед – за”.
Цель программы:
- содействовать развитию интеллектуальных способностей:
- словарного запаса и общей осведомленности.
- пространственных представлений, логического мышления.
- развивать память, внимание, восприятие,
- коммуникативные способности.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- коррекция недостатков познавательно - интеллектуальной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- обучение управлению эмоциями.