Цели и задачи:
- познакомить учащихся с разными решениями освещения при создании художественного образа;
- дать оценку психологической значимости выбора художником того или иного типа освещения;
- научить учащихся выражать эстетические суждения и давать оценки представленным художественным образам.
Оборудование:
- Учитель – компьютер, проектор, слайдовая презентация PowerPoint.
- Учащиеся – альбомы, краски, кисти.
Интерес к изучению любого предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому применение компьютерной техники на уроках ИЗО позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, позволяет приблизить учащихся к произведениям искусства, быть более внимательными к деталям.
Ход урока
- Включается презентация
Слайд 1 – Художник располагает обширным арсеналом средств для создания выразительных образов.
Слайд 2 – Живописное решение характера освещения – одно из таких средств, позволяющих художнику раскрыть его замысел. Благодаря колористическому богатству оттенков, цвета оживают под действием света.
Слайд 3 – Если свет находится перед моделью и светит прямо в лицо, то форма головы уплощается, выделяются только глаза и губы. Примером такого освещения может служить «Портрет дочери Александра III» В. Серова. Художник создал светлый и спокойный образ.
Слайд 4 – Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно.
Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность. Репродукция с картины Н. Пукирёва «Неравный брак» даёт возможность убедиться в этом.
Слайд 5 – Что хотел подчеркнуть художник В.Серов в «Портрете Верочки Мамонтовой»? Возможно, одним из главных героев этого полотна является льющийся отовсюду свет, наполняющий пространство и окружающий девочку со всех сторон? и на контрасте – образ жизненно-активной, весёлой, очаровательной Верочки, на минуточку присевшей за стол по просьбе художника.
Слайд 6 – На картине художника В.И. Сурикова«Портрет дочери» мы видим хорошо освещённую дневным светом маленькую девочку. Это привычное, естественное для зрителя освещение. Оно психологически привычно и понятно – поэтому зрителю передаётся спокойствие и простота замысла художника.
Слайд 7 – Когда источник света находится сзади модели, мы отчётливо видим её силуэт. Здесь художник хочет привлечь наше внимание к нежному профилю детского личика.
Слайд 8 – Источник света может быть естественным, то есть солнечным, и искусственным.
Пример освещения модели искусственным освещением сзади модели – образ Христа в картине Рембрандта «Христос в Эммаусе». Фигура Христа словно освещена вспышкой молнии – как известно из Евангельского текста ученики узнали Его только тогда, когда Он преломил хлеб, но Он стал невидим для них. Такое решение освещения позволяет художнику более эмоционально, драматически передать атмосферу происходящего, завуалировать формы, погрузить нас в атмосферу таинственности.
(В рамках соответствующих уроков МХК можно использовать слайды с репродукциями картин Караваджо и Рембрандта на Евангельские сюжеты о Чуде в Эммаусе и Явлении блудного сына. Светом, с наибольшей выразительностью на них художник выявляет композиционный центр произведения)
Задание: рассмотрите фотографическое изображение, опишите освещение модели и сделайте быструю зарисовку красками у себя в альбомах.
В заключение следует сказать, что художники широко и с успехом используют различные приемы освещения для проникновения во внутренний мир модели и всего произведения в целом.
Литература:
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб для ообщеобразоват. учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.Н.Неменского – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009
- staratel.com/articles/stati/zhivopis-2/pritcha-o-bludnom-syne.html – Притча о блудном сыне
- composition.iatp.by/webstr5.htm – Выделение сюжетно-композиционного центра
- foto.potrebitel.ru/data/4/26/p140portret.shtml – Классический портрет
- www.art-portrets.ru/opisanie_portreta.html Художник Игорь Казарин