Урок русского языка во 2-м классе (УМК "Гармония) с использованием ИТК

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема: Звук один, а буквы две.

Цели:

  • формирование навыков правописания  удвоенных согласных  в корне слова;
  • формирование понятия о здоровом  образе жизни;
  • развитие устной и письменной  речи;
  • обогащение словарного запаса.

Оборудование: индивидуальные карточки, сигнальные карточки, грамзапись.

(Приложение 1)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

(Звучит грамзапись (Приложение 3) о спорте).

– Урок начнем с отгадывания загадок.

1) Загадка эта нелегка
Пишут всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … хоккей.

2)  Многим нам она знакома
В ней купаться можно дома,
Что же это за предмет?
Догадались или нет?

3) Простудился  я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлился, охрип,
У меня, наверно, … грипп.

4) Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … класс.

(Слайд 1-2) (Приложение 2)

 

 

 

Учащиеся называют слова:

1) Хоккей

2) Ванна

3) Грипп

4) Класс

II. Выявление проблемы урока.

– Произнесите слова. Что вы заметили?

– Какой вывод сделаем?

Вывод: две буквы за руки взялись, и в долгий звук они слились.

(Слайд 3)

– Значит, какие буквы поставили в словах?

– Запишите слова в тетрадь.

– Звук произносится более долго.

– Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.

III. Целеполагание.

– О чем будем говорить на уроке?

– Наш урок звучит так: «Звук один, а буквы две»

(Слайд 4)

– Об удвоенных согласных в корне слова.

IV. Ознакомление с новыми умениями.

1. Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная.

– Как определили?

Ванна, класс, грипп, хоккей.

(Слайд 5)

2. Работа с учебником.

– Прочитайте самостоятельно правило, данное в учебнике на странице 76.

– Что нового узнали о правописании удвоенных согласных?

(Стук в дверь, входит мальчик)

К нам в гости пришел Спортик. Знает он об этих буквах многое и своими знаниями он хочет поделиться с вами.

– В середине корня и в конце корня.

– Подобрали однокоренные слова.

Выделяют корень.

Чтение правила про себя.

 

 

Такие слова надо запомнить, в них непроверяемые орфограммы.

V. Физминутка.

(Слайд 6-7)  

VI. Упражнения на усвоение новых знаний.

Коллективная работа: назовите спортивные предметы и вид спорта.

– Какой рисунок лишний, почему?

(Слайд 8-9)

Спортик: Ребята, постарайтесь ответить на вопросы:

– А почему на месте одного звука бывают две буквы?

Рассказ Спортика: упражнение 459.

– А теперь я хочу узнать, как внимательно вы слушали меня? Что можете предположить о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные?

Спортик: Ребята, я принес для вас задания и думаю, что они вам  понравятся.

 

VII.Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа: записать слова с удвоенными согласными.

Работа в группах:

а) Творческая работа в парах: замените одним словом словосочетания.

Карточка 1.

  • Место, где продают билеты (касса).
  • Спортивный бег (кросс).
  • Большое желание есть (аппетит).
  • Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

б) Индивидуальная работа по карточкам: списать, вставить пропущенные буквы.

Карточка 2.  

  • Вся   гру…а   заболела   гри…ом.
  • Хо…еист  должен быть  а…уратным.
  • Мама накормила  ребят  а…етитными пирогами.
  • Ми…ионы  людей  любят спортивные игры.

в) Исправь ошибки.

Карточка 3.  

  1. Петя  взял  клюшку  с  шайбой  и  побежал играть в  футбол.
  2. Если  хочешь  быть здоров, дольше  спи  в  постели.
  3. Да  здравствуют лень и беспорядок!

– Спортик, ты доволен работой ребят? 

(Слайды 10-12)

Задания проговариваются.

VIII. Проверка самостоятельной работы.

– Да, вы успешно справились с моими заданиями. Но я еще раз хочу убедиться, что вы запомнили слова, в которых пишется удвоенная согласная.  

IX. Физминутка.

Звучит музыка. Спортик проводит физминутку.

(Слайд 13)

 

X. Упражнение на перенос в сходную ситуацию.

Спортик: Приготовьте сигнальные карточки.

Суббота, работа, забота, краны – ванны, группы – крупы, болею – аллея, колос – класс.

Спортик: Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.

 

XI. Рефлексия. Оценивание учащихся.

– Какое открытие сделали сегодня на уроке?

– Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке.

(Слайд 14)

Оцените свою работу:

  • Я научился ...
  • Я узнал …
  • Я запомнил …
  • Я сделал открытие …

(Слайд 15)

 
XII. Итог урока. Домашнее задание.

Задания по вариантам (по степени сложности): третий ряд – упражнение 463, стр. 77;  первый и второй ряды – записать несколько предложений о спорте, используя слова с удвоенными согласными, по желанию написать мини-сочинение о спорте, которым занимаетесь.

– Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными.

Записывают домашнее задание.