Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тема: Звук один, а буквы две.
Цели:
- формирование навыков правописания удвоенных согласных в корне слова;
- формирование понятия о здоровом образе жизни;
- развитие устной и письменной речи;
- обогащение словарного запаса.
Оборудование: индивидуальные карточки, сигнальные карточки, грамзапись.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Орг. момент
|
1. Готовность к уроку. 2. Актуализация знаний. (Звучит грамзапись (Приложение 3) о спорте). – Урок начнем с отгадывания загадок. 1) Загадка эта нелегка 2) Многим нам она знакома 3) Простудился я вчера, 4) Где доска и парта есть, (Слайд 1-2) (Приложение 2) |
Учащиеся называют слова: 1) Хоккей 2) Ванна 3) Грипп 4) Класс |
II. Выявление проблемы урока. |
– Произнесите слова. Что вы заметили? – Какой вывод сделаем? Вывод: две буквы за руки взялись, и в долгий звук они слились. (Слайд 3) – Значит, какие буквы поставили в словах? – Запишите слова в тетрадь. |
– Звук произносится более долго. – Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами. |
III. Целеполагание. |
– О чем будем говорить на уроке? – Наш урок звучит так: «Звук один, а буквы две» (Слайд 4) |
– Об удвоенных согласных в корне слова. |
IV. Ознакомление с новыми умениями. |
1. Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. – Как определили? Ванна, класс, грипп, хоккей. (Слайд 5) 2. Работа с учебником. – Прочитайте самостоятельно правило, данное в учебнике на странице 76. – Что нового узнали о правописании удвоенных согласных? (Стук в дверь, входит мальчик) К нам в гости пришел Спортик. Знает он об этих буквах многое и своими знаниями он хочет поделиться с вами. |
– В середине корня и в конце корня. – Подобрали однокоренные слова. Выделяют корень. Чтение правила про себя.
Такие слова надо запомнить, в них непроверяемые орфограммы. |
V. Физминутка. |
(Слайд 6-7) | |
VI. Упражнения на усвоение новых знаний. |
Коллективная работа: назовите спортивные предметы и вид спорта. – Какой рисунок лишний, почему? (Слайд 8-9) Спортик: Ребята, постарайтесь ответить на вопросы: – А почему на месте одного звука бывают две буквы? Рассказ Спортика: упражнение 459. – А теперь я хочу узнать, как внимательно вы слушали меня? Что можете предположить о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные? Спортик: Ребята, я принес для вас задания и думаю, что они вам понравятся. |
|
VII.Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа: записать слова с удвоенными согласными. Работа в группах: а) Творческая работа в парах: замените одним словом словосочетания. Карточка 1.
б) Индивидуальная работа по карточкам: списать, вставить пропущенные буквы. Карточка 2.
в) Исправь ошибки. Карточка 3.
– Спортик, ты доволен работой ребят? (Слайды 10-12) |
Задания проговариваются. |
VIII. Проверка самостоятельной работы. |
– Да, вы успешно справились с моими заданиями. Но я еще раз хочу убедиться, что вы запомнили слова, в которых пишется удвоенная согласная. | |
IX. Физминутка. |
Звучит музыка. Спортик проводит физминутку. (Слайд 13) |
|
X. Упражнение на перенос в сходную ситуацию. |
Спортик: Приготовьте сигнальные карточки. Суббота, работа, забота, краны – ванны, группы – крупы, болею – аллея, колос – класс. Спортик: Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями. |
|
XI. Рефлексия. Оценивание учащихся. |
– Какое открытие сделали сегодня на уроке? – Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке. (Слайд 14) Оцените свою работу:
(Слайд 15) |
|
XII. Итог урока. Домашнее задание. | Задания по вариантам (по степени сложности): третий ряд – упражнение 463, стр. 77; первый и второй ряды – записать несколько предложений о спорте, используя слова с удвоенными согласными, по желанию написать мини-сочинение о спорте, которым занимаетесь. – Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными. |
Записывают домашнее задание. |