Особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, занимает формирование фонематического восприятия. Умение воспринимать и различать звуки речи необходимо формировать у детей с ОНР как можно раньше. От уровня сформированности основ фонематического восприятия зависит становление звукового анализа и синтеза.
Для формирования умения различать слова, близкие по звуковому составу, предлагаю детям игру “ Доскажи словечко”. Такие рифмовки просты, но в тоже время интересны детям.
1. Закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
- Первый раз, первый раз
Я шагаю в первый … (класс) - Соберу всё по порядку:
Книги, ручку и … (тетрадку) - У Катюши день рожденье,
Будем кушать мы… (варенье) - Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее… (ноги) - Мёрзнут щёки, мёрзнет нос
Ведь на улице … (мороз) - Рассказали мне детишки,
Что читают дома… (книжки) - На сцене играют актёры,
На ринг выходят… (боксёры) - Заглянул Иван в буфет,
Очень много там … (конфет) - Вечер, вечер, вечерок,
Дует с моря … (ветерок) - Вот сидит среди ветвей
Голосистый … (соловей) - Посмотри, на нашей ёлке
Есть колючие… (иголки) - Если заблужусь в лесу,
Громко крикну я… (ау) - Испеку я для Алёшки
И ватрушки и … (лепёшки) - Встали утром две сестрички
Заплетают им … (косички)
2. Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок должен закончить вторую строку одним из двух предложенных и подходящим по рифме словом. Вспомогательным материалом может служить наглядность: читая рифмовку, логопед показывает две картинки. Ребенок должен указать на ту картинку, которая подходит к четверостишью.
В ходе игры проводится работа по обогащению и уточнению словарного запаса детей: даётся толкование слов, редко употребляемых в речи. С этими словами составляются словосочетания, предложения.
- Весело шагал Иван
Он в руке держал… (портфель, банан) - По реке плывёт рыбак
На крючок поймал… (рыбу, башмак) - Рассказала мне Иришка
Что в лесу гуляет… (белка, мишка) - Приходил домой к нам гость
Он у нас оставил… (шляпу, трость)
Трость – тонкая палка для опоры при ходьбе. Толковый словарь русского языка Ушакова.
- Рассказали мне ребята,
Что в лесу растут… (ягоды, опята)
Опёнок – съедобный гриб с желтоватой
шляпкой и тонкой ножкой (обычно растущий
группами у корней деревьев, на пнях, на
поваленных деревьях). Новый
толково-образовательный словарь русского языка.
Автор Е.Ф. Ефремова.
Побежала мышка в норку
Прихватив с собою… (сыр, корку)
Побежали мы на… (речку, горку)
У неё пустая… (миска, чашка)
Миска – глубокая металлическая, деревянная или глиняная посуда. Толковый словарь русского языка Ушакова.
- Залетел в окно комарик
И проткнул воздушный… (шарик, шар) - На столе стояла плошка
Рядом с ней лежала… (вилка, ложка) - Ночью мне приснился сон,
Будто в гости едет… (конь, слон) - Растопила Маша печку
И зажгла скорее… (лампу, свечку) - По тропинке шел олень
На пути он встретил… (пень, дерево) - Вышла Оля на крылечко
И увидела… (колечко, ведро) - Громко плачет Игорёшка
У него пропала… (ручка, кошка) - Светит солнышко в окошко
Ожила весною… (бабочка, мошка) - Ой, ребята, верь не верь
Не могу открыть я… (окно, дверь) - У Степана мёрзнут ножки
Одевай скорей… (сапожки, валенки) - Смотрит в воду Игорёшка:
“Где же плавает…? (сом, рыбешка)
Воздушный шар – воздухоплавательный аппарат, состоящий из оболочки, наполненной газом легче воздуха, к которой прикреплена корзина для пассажиров. Толковый словарь русского языка Ушакова.
Сом – крупная хищная рыба семейства сомовых. Новый толково- словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.Ф. Ефремова.
- Жил в лесу весёлый гном
Он себе построил… (дом, печку)