Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по вопросам"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

1. Научить изменять имена существительные по вопросам. (Цель сформулирована через деятельность учителя)

2. К концу урока я научусь самостоятельно изменять имена существительные по вопросам и, возможно, смогу научить этому других. (Цель сформулирована через результат учебной деятельности)

Задачи для учителя:

  • создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как изменяются имена существительные по вопросам;
  • учить изменять окончания имён существительных в зависимости от связи с другим словом и от заданного к нему вопроса.

Задачи для учащихся:

  • учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
  • научиться выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;
  • научиться изменять имена существительные по вопросам.

В соответствии с поставленными задачами мною выбраны и осуществлены следующие формы организации работы детей:

  • индивидуальная работа (работа с учебником, индивидуальная творческая работа на этапе рефлексии);
  • работа в парах (на этапе включения нового материала в систему знаний);
  • фронтальная работа (диалог на этапе актуализации знаний);
  • дифференцированная работа (творческое задание по выбору, дифференцированное домашнее задание);
  • самостоятельная работа (работа с учебником, творческая работа на этапе рефлексии, выбор домашнего задания).

Исходя из особенностей урока “открытие” нового знания, я определила следующую структуру его содержания:

1. Организационный момент.

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

- определения затруднения, его место и причину;

- определение необходимости нового знания.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

5. Первичное закрепление.

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе .

7. Повторение.

- включение нового материала в систему знаний;

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Учитывая задачи и содержание урока, считаю необходимым использование следующих методов:

  • по внешним признакам деятельности (диалог, работа с книгой);
  • по степени активности познавательной деятельности (проблемный);
  • по логичности подхода (индуктивный);
  • метод создания ситуации выбора и успеха (дифференциация творческой работы и домашнего задания).

Содержание урока, на мой взгляд, отвечает требованиям дидактического принципа доступности (задания подобраны в соответствии с возрастными и психологическими особенностями третьеклассников).

Принцип научности находит отражение в соответствии темы урока с УМК, тематическим планированием.

Имеет место на уроке и принцип наглядности (карточки-задания, “лесенка успеха”).

Принцип последовательности “открытия” новых знаний прослеживается в соответствии с этапами урока.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Эпиграф урока

“Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп;
необходимо, однако, чтобы каждая
из них питала своё пламя
собственным горючим материалом”.
Ауэрбах

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный Знакомство с учащимися.

- Какую часть речи изучаете на уроках русского языка?

- Что нового узнали на прошлом уроке об имени существительном?

Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

- Ребята, я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

Включение учащихся в деятельность.

Выделение содержательной области.

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

Записывают в тетрадях число.

Минутка чистописания У тридцати трёх полосатых поросят,
Тридцать три хвостика торчат.

- Какой буквой на письме обозначаем этот звук?

Пропишите слово “тигр”.

Определяют, какие звуки повторяется в скороговорке.

Называют и прописывают буквы: Т т

Словарная работа Отгадайте загадки:

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я… (Тетрадь)

Он целый день звенел в бору.
Густом, от инея белёсом.
А ночью, подойдя к костру,
Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)

- Какие словарные слова ещё начинаются с буквы Т?

Записывают слова-отгадки в тетрадь.

 

 

 

Называют и записывают словарные слова.

Актуализация знаний Ведёт подводящий диалог:

- К какой части речи относятся записанные слова?

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

Участвуют в диалоге.

 

Приводят примеры.

Постановка учебной проблемы - Я думаю, что ваши знания и умения помогут вам сформулировать и выполнить задание после чтения текста.

- Что можете сказать об основе этого слова?

- Что изменилось?

Формулируют задание:

- Какое слово употребляется в каждом предложении?

- Какой частью речи является?

- Одинаковая, постоянная, твёрдая.

- Окончание.

Складывается ситуация затруднения: Почему?

“Открытие” нового знания Стимулирует исследовательскую деятельность

- Почему решили, что надо задать разные вопросы?

- Выпишите имена существительные с вопросами.

- Надо задать разные вопросы к слову “тигр”.

Задают к слову “тигр” вопросы от других слов и записывают на доске.

Формулирование темы урока Результат исследовательской деятельности Имена существительные изменяются по вопросам.
Физкультминутка Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто наш упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Повторяют слова физкультминутки и движения.
Первичное закрепление Обратимся к учебнику с. 81, упр. 74.

Ненавязчиво контролирует.

Формулируют задания:

- списать текст;

- выписать из предложений словосочетания со словом “сосна”.

Исправляют ошибки и фиксируют своё затруднение.

Самостоятельная работа Учебник с. 81, упр. 75.

Приводит эталон выполнения задания.

Создаёт ситуацию успеха!

Демонстрация нового знания в типовой ситуации.

Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта выполнения задания.

Самооценка – самостоятельное фиксирование достижения успеха. Создаётся ситуация успеха!

Зарядка для глаз Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней,
Пробежаться глазками.
Следят только глазами за указкой учителя.
Повторение Включение в систему знаний.

Раздаёт карточки. Можно обсуждать и советоваться в парах.

С данными парами слов составляют словосочетания.

Восстанавливают деформированный текст. Находят формы одного слова.

Домашнее задание Дифференцированное: учебник с. 82, упр.76, с. 83, упр. 78 Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневники, задают вопросы.
Рефлексия Организует анализ познавательной деятельности учащихся.

- Какое новое “открытие” сделали для себя? (Какую тайну языка “открыли”?)

- Что получилось сразу, легко и быстро?

- Над чем пришлось задуматься?

- Что надо учесть на будущее?

- Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо!

- А какое у вас настроение после сегодняшнего урока?

Помогает учащимся оценить свой уровень “открытых” знаний.

- Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

? – у меня остались вопросы.

З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.

У – Я умею изменять имена существительные по вопросам.

М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.

Выбирают соответствующее личико, выбор аргументируют.

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Учащиеся работают с “Лесенкой успеха”.

Приложение