Цели:
- Учить различать слова с корнями-омонимами и однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа.
- Расширять словарный запас детей.
- Упражнять в точном употреблении слов в словосочетаниях и предложениях.
- Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание.
- Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении положительных результатов.
Оборудование: плакат с изображением дерева, слова-карточки (рассада, посадки, садовод, садовник, сад), стихотворение «Как растут слова» Е. Измайлова, карточки с родственными словами, магнитофон, диск с записями спокойной музыки (Дидюля), макет солнышка, ручки, карандаши, тетради.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Психогимнастика.
Висит макет солнышка. Ребята, ярко светит солнышко, оно тёплое и ласковое, поднимите своё лицо к его лучам, расслабились. Подул лёгкий ветерок, немного напряглись, подул сильный ветер, «съёжились», ветер утих и опять засветило солнышко, расслабились. Ребята, сейчас, я улыбнусь вам, а вы мне, теперь улыбнитесь друг другу и начнём наше занятие.
Дети садятся за столы.
Логопед:
А сейчас проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
II. Сообщение темы занятия.
1. Чтение стихотворения «Как растут слова» Е. Измайлова.
На доске висит макет дерева.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Слова рассада, сад, садовод, садовник, посадки, вывешиваются на дерево.
Логопед: Ребята, прочтите слова, которые выросли на дереве.
– Какая общая часть у этих слов? (корень)
– У каждого человека есть родственники и у каждого слова тоже есть родственные слова, то есть родственные слова.
– Ребята, послушайте другое стихотворение.
Слон.
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
– Какие слова похожи в произношении? (Слон, заслон, прислонился, слонялся.)
– Можно ли их назвать однокоренными? Давайте разберёмся, объяснив каждое слово.
(Слон – это животное. Слоняться – бродить без дела. Заслон – перегородка. Прислониться – опереться.)
– Как вы думаете, эти слова родственные?
Дети делают вывод: все эти слова разные по смыслу, то есть они не являются родственными.
Логопед: Мы убедились, что кроме однокоренных слов есть ещё слова с похожими по звучанию корнями. Такие слова мы сегодня будем рассматривать и учиться их различать от однокоренных.
2. Логопед: Укажите корень в словах:
гора-горе-горел |
вода-водил |
– Близки ли по значению слова каждого ряда? Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни-«близнецы»?
3. Пальчиковая гимнастика: «Дирижёр» (Под музыкальное сопровождение).
4. Логопед: К каждому из этих слов подберите по два однокоренных слова и запишите их в тетрадь.
гора – …,
горе – …,
гореть – … .
5. Игра «Четвёртый лишний».
Слова записываются на доске.
Стол, столбы, столовая, столик. (1 учащийся)
Ком, комната, комнатный, комнатка. (2 учащийся)
Пять, пятачок, пятка, пятёрка. (3 учащийся)
Сад, посадка, садовник, досада. (4 учащийся)
6. Физминутка. (Музыкальная)
«На зарядку становись».
7. Выписать группы родственных слов. (Работа в тетради)
Логопед: Ребята, на столах у вас лежат карточки со словами. Нужно записать слова в 2 столбика, разбив их на группы однокоренных слов.
Подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз.
8. Логопед: Нужно запомнить и вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов.
Предложения на отдельных карточках. Показываются детям в течении 10 секунд, затем карточка убирается.
- Скоро сказка … , да не скоро дело … .
- Хватит тебе, молодцу горе … .
- Не впервой волку зиму … .
- Молодое растёт, а старое … .
- Всё живое хочет … .
9. Логопед: Ребята, на столах у вас карточки со словами. Нужно соединить линиями слова, которые являются родственными.
Пруд |
Мостик |
Следопыт |
– Какое слово не имеет родственников?
Дети: Град.
Логопед: Найдите слову град «родственников».
III. Итог.
– Близки ли по значению следующие пары слов?
Корова – телёнок |
Лошадь – жеребёнок |
– Могут ли эти слова считаться родственными словами, если не имеют одинаковый корень?
– Какие слова могут считаться родственными?