Группа: старшая коррекционная.
Вид занятия: аппликация по замыслу.
Тип занятия: репродуктивная деятельность с элементами творчества.
Тема: «Избушка на курьих ножках».
Ключевые задачи:
- Формировать умение находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках.
- Закреплять навыки работы с бумагой.
- Развивать пространственную ориентацию: способность к многоплановой композиции, создавая изображение слоями: задний план – лес и передний – избушка.
- Развивать творчество, фантазию.
- Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел.
- Закреплять навыки правильной речи.
- Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.
Операционные задачи:
- Знать приёмы использования аппликативных способов для создания образа сказочной избушки на курьих ножках.
- Знать приёмы работы с бумагой: складывания «гармошкой», техника обрывания.
- Уметь пользоваться карандашом, трафаретом, ножницами
- Уметь находить средства художественной выразительности (избушка скособочилась, крыша покрыта снегом и др.).
- Уметь ритмически правильно проговаривать считалку.
- Уметь выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук.
- Проявлять усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
- Уметь делать приятное сказочному персонажу.
Дидактическая стратегия: беседа, вопросы, демонстрация, логоритмика, релаксация, игровая форма занятия.
Предварительная работа.
Открытие и постоянное посещение мастерской Деда Мороза. Рисование, аппликации, лепки на темы «Зима», «Лес», «Здания».
Литературная викторина по русским народны сказкам, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде наиболее известных сказочных героев и их жилья. Рассматривание сказочных иллюстраций в детских книжках. Чтение литературных произведений о сказочном лесе для обогащения представлений.
Материалы, инструменты, оборудование:
- Иллюстрация избушки на курьих ножках;
- лист синего картона;
- прямоугольник белой бумаги;
- набор цветной бумаги;
- ножницы;
- клей ПВА;
- клеевые кисточки;
- подставки для кисточек;
- клеёнки;
- простые карандаши;
- трафареты леса и курьих ножек;
- салфетки матерчатые;
- розетки для обрезков;
- вата;
- фланелеграф.
Содержание занятия
Дети с воспитателем зовут Деда Мороза.
– Ау, Дедушка Мороз, где ты?
Воспитатель с детьми заходят в мастерскую к Деду Морозу.
– Никого! Давайте посмотрим, что нам сегодня приготовил Дед Мороз. Дети рассаживаются по местам, воспитатель подходит к мольберту и читает детям стихотворение С.Есенина «Колдунья»:
Косы растрёпаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая.
Тёмная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается
Ветер-певун с завываньем кликуш
Мчится в лесную дремучую глушь.
Машет колдунья руками костлявыми,
Звёзды моргают из туч над дубравами.
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С чёрною дрожью плывут облака...
Затем воспитатель показывает детям изображение избушки на курьих ножках и просит детей описать жилище Бабы-Яги. Уточняет и обобщает ответы детей: «Избушка Бабы-Яги стоит на двух ногах, на полянке в дремучем лесу – старенькая, сделана из брёвен, покосилась от ветхости, крыша покрыта ветками, соломой и поросла мхом; окошко маленькое». Далее воспитатель задаёт вопросы для пробуждения интереса и фантазии детей:
– Если у избушки есть ноги, она может ходить или бегать по лесу?
– Где находится ступа, в которой летает Баба-Яга?
– Как старенькая Баба-Яга забирается в свою избушку, ведь курьи ножки высокие?
– Есть ли у избушки крыльцо, не мешает ли оно избушке поворачиваться к лесу задом, а к Ивану царевичу передом?
Воспитатель предлагает детям сделать сказочную избушку на курьих ножках.
– Давайте сначала согреемся, а то в мастерской холодно.
Под музыку логоритмика с выполнением пальчиковой гимнастики:
Поиграем-ка немножко,
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, расжимаем.
В прядки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Воспитатель спрашивает, каким образом избушку и лес разместят, что и где будут наклеивать сначала (на заднем плане), а что потом (на переднем). Воспитатель предлагает детям на фланелеграфе показать компоновку элементов многоплановой композиции: сначала выкладывают лес – в верхней части, оставив
в нижней части место для лесной поляны, затем на поляне размещают избушку на курьих ножках – по центру или чуть сбоку, ниже. Воспитатель напоминает, что сначала надо всю избушку разместить на «поляне», не забыть о курьих ножках. Спрашивает детей, как они подготовят «брёвнышки». Как будут располагать пальцы на бумаге во время обрывания. Как покажут, что избушка скособочилась или переваливается с одной курьей ноги на другую? Каким способом вырежут густой дремучий лес, чем для этого воспользуются?
Дети размышляют, придумывают расположение композиции на листе и приступают к работе. Воспитатель напоминает детям, что не надо наклеивать детали пока не будет готова вся композиция.
После того как дети выложат свои композиции, воспитатель предлагает отдохнуть.
Физминутка.
У меня для вас сюрприз!
Закройте глаза.
Откройте! Где мы?
Мы на улице!
А одежду-то забыли!
А на улице мороз!
Щиплет уши, щиплет нос!
Руки наши замерзают!
Ноги наши не шагают!
Щёки белые совсем!
Значит надо не зевать,
В мастерскую убегать!
Ну вот, мы и вернулись, а в углу печка стоит тёплая, вы согрелись, вам стало жарко. Рассаживайтесь по местам. Давайте теперь всё наклеим.
Дети начинают делать аппликативные избушки для Бабы-Яги. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь: кому-то подсказывает, что избушку нужно чуть сместить и наклонить – тогда она выйдет кособокой; другому ребёнку правильно положить трафарет...
Детям, которые быстро справились с творческим заданием, предлагает из обрезков жёлтой бумаги сделать луну и звёзды, из ваты разложить «снег» на крыше, по поляне.
Сюрпризный момент: стук в дверь, входит Баба-Яга. Она рассматривает работы, хвалит и просит детей подарить ей избушки, но дети не согласны: их работы не видел Дед Мороз. Дети обещают Бабе-Яге переслать свои работы по почте после того, как их посмотрит хозяин мастерской.
В благодарность Баба-Яга дарит волшебные орешки и описание новой подвижной игры «Баба-Яга».
Подвижная игра «Баба-Яга»
Правила игры: Выбирается Баба-Яга. Она чертит круг и остаётся в нём. Остальные играющие дразнятся за кругом:
Бабка-Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
– У меня нога болит.
Дети продолжают дразнилку, забегая в круг, а Баба-Яга пытается осалить. Выходить за круг ей нельзя.
Пошла на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.