Урок русского языка на тему "Буква Э". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Формирование у учащихся умения правильно различать и отображать на письме звук и букву Э.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;                                                              
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развивать словарный состав учащихся.

2. Образовательные: 

  • научить детей правильно различать и отображать на письме звук и букву Э;
  • совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
  • познакомить со словами с буквой Э.

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;
  • воспитание положительного отношения  к учёбе.
  • воспитание  интереса к русскому языку.

Оборудование: мел, доска, карточки (Приложение 2Приложение 3), ПК, мультимедийная установка, презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Учитель:

Ты проверь себя. Дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

Ученики: Оформляют тетради.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня наш разговор пойдет о букве Э.

3. Чистописание.

Учитель: Посмотрите на букву Э. На что она похожа? (Приложение 1) (слайд 2)

Ученики озвучивают свои ассоциации (перевёрнутая С, часть Ж, часть Х, перевёрнутая Т, ласточка и другое).

Учитель:  Очень хорошо. Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как пишется буква Э? (слайд 3, 4, 5)

Учитель  комментирует анимацию: Маленькую или строчную букву Э мы пишем во всю строку – сверху донизу, заглавную букву Э пишем, выходя за пределы верхней строки.

Еще раз посмотрим, как пишется заглавная буква Э.  Мы её пишем, выходя за пределы верхней строки. (слайд 3, 4, 5).  Теперь, пропишем в воздухе заглавную букву Э.  Приготовили руку.

Ученики прописывают в воздухе заглавную букву Э  вместе с учителем.

Учитель: Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Э три раза.

Ученики выполняют.

Учитель: Снова смотрим на экран (слайд 3, 4, 5).  Вспомним, как пишется строчная буква Э.  Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки. Теперь, пропишем в воздухе заглавную букву Э. Приготовили руку.

Ученики: прописывают в воздухе строчную букву Э вместе с учителем.

Учитель: Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Э три раза.

Ученики выполняют.

Учитель: Смотрим на доску. Соединения каких букв вы здесь видите?

Ученики: Соединения букв Э и М, Э и С.

Учитель: Прописываем на следующей строке соединения этих букв три раза.

Ученики выполняют.

4. Работа над новым материалом.

Учитель: Чем интересна буква Э?

Ученики: Не так много слов на букву Э в русском языке.

Учитель: И в основном эти слова заимствованные. Кто знает слова на букву Э?

Ученики  называют слова на букву Э.

Учитель: Посмотрите на экран. Здесь представлены слова на букву Э. Прочитаем хором  эти слова. (слайд 6)

Ученики читают хором слова.

Учитель: какой звук слышится первым?

Ученики: Звук [э].

Учитель: На следующей строке записываем эти слова через запятую. Подчеркиваем букву Э.

Ученики выполняют.

Учитель: Мы с вами выяснили, что чаще всего буква эпишется в начале слова и слышится звук [э]. А иногда звук [э] слышится в середине слова. Произнесите слова, которые вы видите на слайде. (слайд 7)

Ученики: Клей, крем, ветер.

Учитель: Какой звук слышим?

Ученики: Звук [э].

Учитель: Слышим звук [э], а пишем букву Э. Почему?

Ученики: Звучит мягко.

5. Физминутка. (слайд 8)

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище вправо – влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (покружиться)

6. Закрепление изученного материала.

На доске написаны слова Муз…й, …хо, в…к, …скимо.

Учитель: Подумайте, в каких словах вы поставите букву Э, а в каких звук [э] только слышим и произносим, а пишем букву Е.

Ученики: Музей, век – пишем букву Е, так как звучит мягко, в словах  эхо, эскимо – пишем букву Э, так как буква Э находится в начале слова и мы четко слышим звук [э].

Учитель: Запишите эти слова в два столбика: в один слова с буквой Э, в другой с буквой Е.

Ученики выполняют задание.

Учитель:  Что такое век?

Ученики: Единица времени

Учитель: Сколько лет в веке?

Ученики: 100 лет.

Учитель: В каком веке живем?

Ученики: Мы живем в 21 веке.

Самопроверка (с доской).

7. Словарная работа

Учитель: Посмотрите на слово эскимо. Что такое эскимо?

Ученики: Мороженое на палочке.

Учитель: Составьте предложение со словом эскимо.

Ученики составляют предложения. Наиболее удачное предложение записывают.

Учитель: Я знаю стихотворение про эскимо.

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке.
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочке.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква Э.

Учитель: Какие слова кроме слова эскимо с буквой Э вы услышали в стихотворении?

Ученики называют.

Учитель: Какое правило вы должны помнить?

Ученики: Большая буква в именах.

Учитель: Взяли в руки по эскимо и открываем учебник на стр. 23. Наши друзья для нас приготовили задание.

8.  Закрепление изученного материала.

Два ученика работаю по карточкам у доски: выписывают предложения, вставив нужную букву в словах. (Приложение 2)

Два учащихся работаю на карточках со словами, в которых пропущены буквы (выписывают слова, вставив нужную букву). (Приложение 2)

Учитель: Все остальные работаем с упражнение 38. (Приложение 3)

Ученики списывают упражнение, ставят над каждым словом знак ударения.

Учитель: Проверяем.

Ученики проверяют упражнение по предложение.

Учитель: Что такое Москва?

Ученики: Столица нашей родины.

9. Подведение итогов.

Учитель: С какой буквой мы сегодня работали?

Ученики: Мы работали с буквой Э.

Учитель: Как узнать, где буква э, а где только слышим и произносим звук [э]?

Ученики обобщают сведения (звучит мягко – пишем букву Е, если звук [э] слышится в начале слова, пишем букву Э).

Учитель: Какие новые слова узнали?

Ученики называют.

Учитель: Что было самое сложное?

Ученики озвучивают.

Учитель:  Встаньте те, кто сегодня хорошо работал.

Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали!

Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

10.  Домашнее задание.

Упражнение 39. (Приложение 3)