Зарождение демократии в Афинах

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • подвести ребят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (следствие, объект).
  • воспитание взаимопомощи, уважения к людям, умения строить диалог в ходе парной и групповой работы, умения выслушать собеседника и высказать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Новые понятия: реформы, демократия.

Оборудование: карта “Древнейшая Греция”, карточки для работы в парах, памятки, схема.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

Отсроченная отгадка

Учитель: Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.

  1. Кому принадлежат эти слова?
  2. Что он имел в виду?

Ответы на эти вопросы вы узнаете в течение урока.
Ознакомьтесь с темой и планом урока, сформулируйте цели урока.

План изучения нового материала.

  1. Борьба демоса с аристократами.
  2. Реформы Солона.

(Учащиеся: мы должны узнать, что такое “реформы”, что такое “демократия”, и как она появилась в Афинах.)

3. Повторение

1. Работа по карте.

В истории знай точно даты и года,
И помни: ты без карты никуда.

Учитель: Как вы помните, в Древней Греции образовалось много государств. Каждое такое государство греки называли “полис”. Одним из самых знаменитых полисов были Афины.

Задание:

  1. Покажите территорию Афинского государства, опишите его местоположение.
  2. Назовите и покажите на карте три района Аттики.
  3. Покажите самый крупный город Аттики.

2. Вопросы:

  1. Назовите группы населения в Афинах и их основные занятия.
  2. Расскажите о законах Драконта, с какой целью и в чьих интересах были проведены эти законы?

4. Изучение нового материала

1. Изучение первого вопроса плана

1) Работа с классом – фронтальная (на доске заранее помещена схема “Состав населения Аттики в эпоху Солона”).

 

Учитель: рассмотрите схему и ответьте на вопросы:

  1. Что вы знаете о рабах – должниках?
  2. Какая связь между рабами – должниками и демосом?

Вывод: Афинский демос был недоволен тем, что правителей (архонтов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.

2) Работа в тетради

Демос добивался:

  1. права участвовать в управлении страной;
  2. отмены долгового рабства;
  3. передела земли.

Вывод: к началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.

2. Изучение второго вопроса плана

1) Объяснение учителя.
    В 594г. до н.э. Солон в целях примирения аристократов и демоса провёл реформы.

2) Словарная работа.
    Реформы – преобразования в какой-либо сфере.

3) Личность Солона (рассказ учителя).

Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Потомок царской фамилии, он много путешествовал, был философом, оратором, поэтом, воином. Чтобы поправить расстроенное состояние, вынужден был заняться торговлей. Стал очень популярным во время войны с Персидским царством за о. Саламин. В 594г. до н.э. был выбран одним из правителей. “Богатые знали его как человека зажиточного, бедные – как честного”.

4) Учитель: А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали рассказ: игра “Данетка” (учитель зачитывает утверждения, а ребята ставят в тетради против каждого вопроса знаки “+” (“да”) или “– ” (“нет”), затем проверяем, хвалим внимательных)

  1. Солон родился в бедной семье.
  2. Он был домоседом.
  3. Солон был философом, оратором, поэтом, воином.
  4. Популярность приобрёл во время войны с Персидским царством за о.Саламин.
  5. Был выбран одним из правителей в 600 г. до н.э.

5) Законы Солона 594 год до н.э. (работа с учебником (групповая) – составление таблицы). Учитель консультирует, направляет.

Суть закона Основное содержание
1. Прощение долгов Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2. Запрет обращать в рабство за долги Все рабы – должники были освобождены, а проданых за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны.
3. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4. Регулярный созыв Народного собрания. В работе народного собрания принимали все афинские граждане.
Значение: заложили основы демократии.

6) Словарная работа

Демократия – власть народа.

5. Физкультминутка

Ребята, вы знаете, что в минуты отдыха греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Вот и мы сейчас немного отдохнём. Слушайте внимательно, отвечайте быстро. Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:

  1. До сих пор болят кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое! (Геракл)
  2. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)
  3. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?! (Прометей)

6. Закрепление пройденного материала

1. Индивидуальная работа “Лови ошибку!”

Задание: прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

Тексты.

  1. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
  2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше не стало.
  3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

2. Индивидуальная работа в паре (формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (следствие, объект)).

План работы в паре.

  1. Работа в парах по карточкам.
  2. Обсуждение полученных результатов и формирование единого понимания следствия и объекта.

Памятка

  1. Следствие – это изменения, которые произошли под влиянием данной причины
  2. Объект – это то, на что направлено действие и отвечает на вопрос “Что?”
  3. Причина – это факты, события, явления, приведшие к изменению.
  4. Причинно-следственная связь – когда одно обязательно вызывает изменения другого

Карточка 1

Задание для самостоятельной работы.

Прочитай вопрос.

Выдели следствие.

Почему в Афинах стала складываться демократия?

Проверь соседа.

Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа. После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему правильный ответ.

Правильные ответы на вопрос: “Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?”

Следствие – Солон вызвал недовольство и знати и демоса.

Объект – недовольство.

Карточка 2

Задание для самостоятельной работы.

Прочитай вопрос.

Выдели следствие.

Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Проверь соседа.

Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа. После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему правильный ответ.

Правильные ответы на вопрос: “Почему в Афинах стала складываться демократия?”

Следствие – в Афинах стала складываться демократия.

Объект – демократия.

7. Подведение итогов (рефлексия)

1. Учитель: вспомним загадку, которую я загадала в начале урока –

Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.

  1. Кому принадлежат эти слова?
  2. Что он имел в виду?

Кто знает её отгадку?

(Учащиеся: эти слова принадлежат Солону. Его законы вызвали недовольство и знати и простонародья.)

2. Учитель: вспомните цели, сформулированные в начале урока. Достигли ли мы их?

(Учащиеся: да, мы узнали, что законы Солона, несмотря на недовольство знатных и простонародья, положительно повлияли на жизнь людей в Афинском государстве. Афинский бедняк осознавал себя гражданином и знал, что его не сделают рабом за долги. Бедные граждане участвовали в Народном собрании, а став судьями, могли судить даже знатных. Поэтому знать вынуждена была считаться с демосом. В управлении Афинами возросла роль демоса, стала устанавливаться демократия (народовластие)).

3. Что получилось, не получилось на уроке? (можно спросить желающих)

4. Над чем нужно продолжать работать? (спросить сначала у слабых учащихся, затем у сильных)

5. Оценивание деятельности каждого учащегося и класса в целом .

8. Домашнее задание

1. Задание для всего класса – прочитать §30, ответить на вопросы.

2. Дифференцированные задания:

  • подготовить письменный ответ на вопрос: Мог ли Солон своими реформами удовлетворить интересы и демоса, и знати?
  • выполнить задания по карточке (письменно):
А. 1. В каком городе Солон был избран архонтом?
2. В какой области?
3. В какой стране?
4. В какой части света?
Б. 1. В каком году Солон стал архонтом?
2. Какой год был следующим за этим годом?
3. Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон?
4. В каком веке были установлены законы Солона?