Цели:
- подвести ребят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (следствие, объект).
- воспитание взаимопомощи, уважения к людям, умения строить диалог в ходе парной и групповой работы, умения выслушать собеседника и высказать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Новые понятия: реформы, демократия.
Оборудование: карта “Древнейшая Греция”, карточки для работы в парах, памятки, схема.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Отсроченная отгадка
Учитель: Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.
- Кому принадлежат эти слова?
- Что он имел в виду?
Ответы на эти вопросы вы узнаете в течение
урока.
Ознакомьтесь с темой и планом урока,
сформулируйте цели урока.
План изучения нового материала.
- Борьба демоса с аристократами.
- Реформы Солона.
(Учащиеся: мы должны узнать, что такое “реформы”, что такое “демократия”, и как она появилась в Афинах.)
3. Повторение
1. Работа по карте.
В истории знай точно даты и года,
И помни: ты без карты никуда.
Учитель: Как вы помните, в Древней Греции образовалось много государств. Каждое такое государство греки называли “полис”. Одним из самых знаменитых полисов были Афины.
Задание:
- Покажите территорию Афинского государства, опишите его местоположение.
- Назовите и покажите на карте три района Аттики.
- Покажите самый крупный город Аттики.
2. Вопросы:
- Назовите группы населения в Афинах и их основные занятия.
- Расскажите о законах Драконта, с какой целью и в чьих интересах были проведены эти законы?
4. Изучение нового материала
1. Изучение первого вопроса плана
1) Работа с классом – фронтальная (на доске заранее помещена схема “Состав населения Аттики в эпоху Солона”).
Учитель: рассмотрите схему и ответьте на вопросы:
- Что вы знаете о рабах – должниках?
- Какая связь между рабами – должниками и демосом?
Вывод: Афинский демос был недоволен тем, что правителей (архонтов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.
2) Работа в тетради
Демос добивался:
- права участвовать в управлении страной;
- отмены долгового рабства;
- передела земли.
Вывод: к началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.
2. Изучение второго вопроса плана
1) Объяснение учителя.
В 594г. до н.э. Солон в целях примирения
аристократов и демоса провёл реформы.
2) Словарная работа.
Реформы – преобразования в
какой-либо сфере.
3) Личность Солона (рассказ учителя).
Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Потомок царской фамилии, он много путешествовал, был философом, оратором, поэтом, воином. Чтобы поправить расстроенное состояние, вынужден был заняться торговлей. Стал очень популярным во время войны с Персидским царством за о. Саламин. В 594г. до н.э. был выбран одним из правителей. “Богатые знали его как человека зажиточного, бедные – как честного”.
4) Учитель: А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали рассказ: игра “Данетка” (учитель зачитывает утверждения, а ребята ставят в тетради против каждого вопроса знаки “+” (“да”) или “– ” (“нет”), затем проверяем, хвалим внимательных)
- Солон родился в бедной семье.
- Он был домоседом.
- Солон был философом, оратором, поэтом, воином.
- Популярность приобрёл во время войны с Персидским царством за о.Саламин.
- Был выбран одним из правителей в 600 г. до н.э.
5) Законы Солона 594 год до н.э. (работа с учебником (групповая) – составление таблицы). Учитель консультирует, направляет.
Суть закона | Основное содержание |
1. Прощение долгов | Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. |
2. Запрет обращать в рабство за долги | Все рабы – должники были освобождены, а проданых за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. |
3. Выборность судей | Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. |
4. Регулярный созыв Народного собрания. | В работе народного собрания принимали все афинские граждане. |
Значение: заложили основы демократии. |
6) Словарная работа
Демократия – власть народа.
5. Физкультминутка
Ребята, вы знаете, что в минуты отдыха греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Вот и мы сейчас немного отдохнём. Слушайте внимательно, отвечайте быстро. Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:
- До сих пор болят кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое! (Геракл)
- Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)
- Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?! (Прометей)
6. Закрепление пройденного материала
1. Индивидуальная работа “Лови ошибку!”
Задание: прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.
Тексты.
- Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
- Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше не стало.
- Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
2. Индивидуальная работа в паре (формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (следствие, объект)).
План работы в паре.
- Работа в парах по карточкам.
- Обсуждение полученных результатов и формирование единого понимания следствия и объекта.
Памятка
- Следствие – это изменения, которые произошли под влиянием данной причины
- Объект – это то, на что направлено действие и отвечает на вопрос “Что?”
- Причина – это факты, события, явления, приведшие к изменению.
- Причинно-следственная связь – когда одно обязательно вызывает изменения другого
Карточка 1
Задание для самостоятельной работы. Прочитай вопрос.
Выдели следствие.
Почему в Афинах стала складываться демократия?
Проверь соседа. Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа. После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему правильный ответ.
Правильные ответы на вопрос: “Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?”
Следствие – Солон вызвал недовольство и знати и демоса.
Объект – недовольство.
Карточка 2
Задание для самостоятельной работы. Прочитай вопрос.
Выдели следствие.
Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?
Проверь соседа. Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа. После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему правильный ответ.
Правильные ответы на вопрос: “Почему в Афинах стала складываться демократия?”
Следствие – в Афинах стала складываться демократия.
Объект – демократия.
7. Подведение итогов (рефлексия)
1. Учитель: вспомним загадку, которую я загадала в начале урока –
Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.
- Кому принадлежат эти слова?
- Что он имел в виду?
Кто знает её отгадку?
(Учащиеся: эти слова принадлежат Солону. Его законы вызвали недовольство и знати и простонародья.)
2. Учитель: вспомните цели, сформулированные в начале урока. Достигли ли мы их?
(Учащиеся: да, мы узнали, что законы Солона, несмотря на недовольство знатных и простонародья, положительно повлияли на жизнь людей в Афинском государстве. Афинский бедняк осознавал себя гражданином и знал, что его не сделают рабом за долги. Бедные граждане участвовали в Народном собрании, а став судьями, могли судить даже знатных. Поэтому знать вынуждена была считаться с демосом. В управлении Афинами возросла роль демоса, стала устанавливаться демократия (народовластие)).
3. Что получилось, не получилось на уроке? (можно спросить желающих)
4. Над чем нужно продолжать работать? (спросить сначала у слабых учащихся, затем у сильных)
5. Оценивание деятельности каждого учащегося и класса в целом .
8. Домашнее задание
1. Задание для всего класса – прочитать §30, ответить на вопросы.
2. Дифференцированные задания:
- подготовить письменный ответ на вопрос: Мог ли Солон своими реформами удовлетворить интересы и демоса, и знати?
- выполнить задания по карточке (письменно):
А. 1. В каком городе Солон был избран архонтом?
2. В какой области?
3. В какой стране?
4. В какой части света?Б. 1. В каком году Солон стал архонтом?
2. Какой год был следующим за этим годом?
3. Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон?
4. В каком веке были установлены законы Солона?