Урок русского языка в 4-м классе. Урок-исследование на тему "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания об имени существительном, выявить признаки имени существительного, их многозначность, наблюдать над именами прилагательными, развивать умения и навыки учащихся работать с памяткой – алгоритмом, определять правильно безударные окончания имен существительных и прилагательных, воспитывать любовь к русскому языку, его многогранности, образности, точности и красоте,
  • формировать умения рассуждения, анализа, сравнения, воображения, расширять память, развивать речь, мышление учащихся.

Структура урока

1. Обобщение знаний об имени существительном.

1) Сравнение групп слов.
2) Многозначность.
3) Признаки имени существительного
4) Морфологический разбор имени существительного.

2. Наблюдение над именами прилагательными.

1) Вопросы, примеры, обобщения и выводы по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
2) Прилагательные нужны для красоты описания:
а) работа с двойным текстом;
б) проблема “ почему последний”?

3. Прилагательные нужны для точного описания:

а) работа с карточками;
б) работа с картинками – загадками.

4. Что описывают и уточняют имена прилагательные:

а) выявление признаков : величина, форма, вкус, цвет, материал;
б) роль прилагательных, постоянные признаки .

5. Правописание безударных окончаний имен прилагательных:

а) задание – игра “ Во всех падежах”;
б) работа над загадкой; составление предложения, его синтаксический разбор;
в) составление словосочетаний;
г) работа с пословицами;
д) работа с дидактическим материалом.

6. Вывод урока. Выставление оценок.
7. Итог. Ответы на главный вопрос урока.
8. Домашнее задание: описание внешности мамы.

Оборудование: карточки, таблицы, памятки, словари, вееры, картины.

Ход урока

На доске записан главный вопрос урока:

КАКУЮ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ ВЫПОЛНЯЮТ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?

-– Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

НОРКА, ГЛАДКАЯ, КРАСНЫЕ, ГАЛКА, ЛИСИЧКИ, РЫЖИЕ, БАНТИКИ, ПУШИСТЫЕ.

(Дети называют слова 1-ой и 2-ой группы, учитель меняет карточки местами.)

НОРКА ПУШИСТАЯ
БАНТИК РЫЖИЕ
ЛИСИЧКИ КРАСНЫЕ
ГАЛКА ГЛАДКАЯ

– По какому признаку вы определили слова в 1-ый столбик? ( Это имена существительные)

Докажите.

(Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы).

– Какой еще признак объединяет эти слова?

(Многозначность).

(Дети приводят по два значения каждого слова).

– Какие признаки имен существительных вы знаете?

(Постоянные и непостоянные)

ОДУШЕВЛЕННЫЕ ЕДИНСТЕВННОЕ И
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, РОДИТЕЛЬНЫЙ,
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДАТЕЛЬНЫЙ, ВИНИТЕЛЬНЫЙ,
ЖЕНСКИЙ, МУЖСКОЙ, ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ
СРЕДНИЙ РОД, РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1, 2, 3 СКЛОНЕНИЯ.

Запись на доске:

– сущ., одуш., собств., м. р., 2 скл., ед. ч., Д. п., второст. член предл. – дополн.

– сущ., одуш., нариц., ж. р., 1 скл., ед. ч., Р. п., второст. член предл. – дополн.

– сущ., одуш., нариц., 1 скл., мн. ч., И. п., глав. член предл. – подлежащее.

Предложение – ?

– Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на доске?

(Дети находят соответствующую запись – ЛИСИЧКИ)

– Что обозначает вопросительный знак?

(Во множественном числе нельзя определить род существительных, надо поставить его в единственное число).

– Как уточнить значение многозначных слов?

(По смыслу предложения, в котором это слово встретилось).

Обратимся ко 2-ой группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами.

(Дети приводят примеры).

– Что общего у всех этих слов?

(Они отвечают на одинаковые вопросы).

– Попробуем ответить: Для чего нужны в русском языке такие слова?

– Послушайте текст. ( Учитель читает 2 раза).

1) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
2) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

– О чем был первый текст? (О весне).

– О чем был второй текст? (О весне).

– Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)

– Докажите.

– Что отличает первый текст от второго?

(Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).

Во втором тексте используется прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или серебристый.

(Нет, прилагательное последний наоборот наиболее точно описывает снег).

Вывод: имена прилагательные нужны для точного описания).

ФИЗМИНУТКА.

Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.

(Каждому ученику дается карточка. Дети ставят стрелки.)

СНЕГ

ЗИМНИЙ ВЕСЕННИЙ
ПОСЛЕДНИЙ СЕРЕБРИСТЫЙ
ИСКРИСТЫЙ МЯГКИЙ
МОКРЫЙ РЫХЛЫЙ
КОЛЮЧИЙ БЕЛЫЙ
ГРЯЗНЫЙ СВЕЖИЙ СЕРЫЙ
ПУШИСТЫЙ  

(Идет обсуждение)

--– Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать даже его не видя.

Например:

БУРЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СПЕЛОЕ
МОХНАТЫЙ СЛАДКИЙ КРУГЛОЕ
КОСОЛАПЫЙ САХАРНЫЙ СОЧНОЕ
МЕДВЕДЬ АРБУЗ ЯБЛОКО

(Учитель называет прилагательные, дети угадывают предмет. Учитель показывает карточки).

– А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных. Начинайте со слова “ Я”.

(Я – смелый, сильный, вежливый и т. д.)

ИТОГ:

– Для чего нужны имена прилагательные?

(Для описания, уточнения).

– Что уточняют имена прилагательные? ( Имена существительные.

С помощью имен прилагательных можно описывать величину, форму, цвет, вкус, размер существительных.).

(Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, цвет, размер, вкус).

– Все это называется одним словом – признаки.

Мы ответили на главный вопрос урока:

– Роль прилагательных в тексте? (ОПИСАНИЕ).

– Зная это, сделаем выводы и обобщим:

Какова роль прилагательных?

– обозначает признаки предмета;
– отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
– часть речи;
– изменяется по родам, числам, падежам, что и существительное, которое с ним стоит;
– в предложении второстепенный член предложения – определение;
– согласуется с существительным;
– в словосочетании с существительным является зависимым словом;
– в переводе с греческого означает “ эпитет”, а с латинского “ прибавленное, приложенное”;
– бывает кратким.

Повторение правил (памятка-алгоритм).

ЗАДАНИЕ-ИГРА “ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ”. (ВЕЕРЫ).

– Послушайте стих “ Приключения зеленого листа” Ю. Карасевой и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ.

– Сколько падежей в русском языке? (6)

– Просклоняйте по вариантам словосочетания:

СИНИЙ ШАР СИНЯЯ ЛЕНТА СИНЕЕ НЕБО

(Работа в тетради).

ЗАДАНИЕ. ЗАГАДКИ. Отгадайте по признакам предметов.

1. Он уже не пышный, он уже не лыжный,
Он не из ваты, он ноздреватый, он уже не белый,
Он потемнелый, старый и добрый.

(Это весенний снег).

СОСТАВЛЕНИЕ предложений, разбор по картине

-.Запишите словосочетания в м. р., ж. р., с. р., мн. ч.( любые)

– Закончите пословицы:

Речь хороша короткая, а веревка …(длинная)

У ленивой лошади всегда повозка (тяжелая)

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб (белый)

Работа с дидактическим материалом.

ВЫВОД. ИТОГ УРОКА.

– Какова главная роль прилагательных в тексте (речи)?

– Как изменяется она?

– Как определять безударные окончания прилагательных?

– Какие постоянные признаки у прилагательных?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ОПИСАНИЕ МАМЫ.