Основной целью урока является обобщение знаний о глаголе как части речи.
Для этого, в течение всего урока, учащиеся выполняют различные задания, требующие применения знаний полученных при изучении этой темы. Урок проведен с использованием ИТ и здоровьесберегающих технологий. При использовании ИТ были использованы электронные учебные пособия “Русский язык”, тренажёр “Мозаика”, тренажёр “Выбери вопрос” под редакцией Молокова Ю.Г. и Молоковой А.В.
Все схемы к данному уроку выводились на экран, что позволило активизировать внимание обучающихся в течении всего урока, так как эти схемы составлялись постепенно по ходу изучения тем в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся. Уделялось внимание активной двигательной деятельности детей: работа по цепочке за компьютером, работа со смарт-доской, дети перемещались по классу во время игры, которая была направлена на закрепления умений находить глаголы в неопределенной форме. Все этапы урока связаны друг с другом. На всех этапах урока прослеживается совместная деятельность учителя и обучающихся с самостоятельной деятельностью обучающихся. Используются разнообразные формы работы: фронтальная, дифференцированная, индивидуальная, самостоятельная, работа в паре, работа с консультантом, а так же самопроверка и взаимопроверка. В конце урока проводится тест для проверки знаний обучающихся. Благодаря тому, что тест, с правильными ответами после выполнения работы был выведен на экран, дети самостоятельно проверяют свою работу и выставляют себе оценки. Урок можно использовать при изучении темы “Глагол как часть речи. Обобщение” в любой программе и системе обучения.
Цель урока: обобщение знаний о глаголе как части речи.
Задачи:
Образовательные:
– развивать умение выделять глагол среди
других частей речи;
– изменять глаголы прош.вр. по родам,
– закреплять навык определения числа, времени у
глаголов;
– писать НЕ с глаголами;
– закреплять умение образовывать глаголы
неопределенной формы от существительных,
– развивать умение разбирать слова по составу
– обобщить знания о глаголе как части речи.
Развивающие:
– развивать умение применять теоретические
знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность
обучающихся, внимание.
– развивать умение говорить грамотно.
Воспитывающие:
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: компьютер, ноутбук, мильтимедийный проектор, экран.
Учебные пособия: учебник “Русский язык” Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3-й класс, 2 часть.– Москва: “Баласс”, 2009г.; “Дидактический материал к учебнику “Русский язык” Комисарова Л. Ю. 4 класс. – Москва: “Баласс”, 2009г.; электронное учебное пособие “Русский язык” под редакцией Молокова Ю.Г. и Молоковой А.В.
Ход урока
Совместная деятельность учителя и обучающихся |
Самостоятельная деятельность обучающихся |
I. Организационный момент
– Урок русского языка. Оформление работы в тетрадях. Обучающиеся пишут в тетрадях число, классная работа. |
|
II. Введение в тему– Определим тему нашего урока. – К какой части речи относятся слова? – Что мы знаем о глаголе? – Как будет называться тема урока? – Глагол. (тема открывается на доске) – Чем будем заниматься на уроке? – Обобщать. (Тема открывается на доске) – Какую перед собой поставим цель? – Повторить всё изученное о глаголе. |
|
III Обобщение
изученного материала 1.Время и число глагола – Какое задание можно придумать к этим словам? – Можно у глаголов определить время. Задание выполняется устно. – Что мы повторили? – На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? – На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? – На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени? – Какое ещё задание можно придумать к этим словам? – Можно у глаголов определить число. Задание выполняется в тетрадях самостоятельно. Проверка на экране. – Что мы повторили? – Когда глагол стоит в единственном числе? – Когда он обозначает действие нескольких предметов. – Когда глагол стоит во множественном числе? – Когда он обозначает действие одного предмета. |
Компьютер (работа по цепочке) Рус.яз. “Что делает? Что сделал?” Тренажёр “Выбери вопрос” Волк испугал козлят. Что делает? Проверить работу за компьютером Выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях |
2.Изменение глаголов по родам Работа с учебником с.105 упр.5 Спиши глаголы. В каком они времени? Укажи время, обозначь суффикс прошедшего времени –л -. Измени по родам глаголы в прошедшем времени. – Выполняем только дополнительное задание. – В каких столбиках глаголы стоят в прошедшем времени? – Работаем с первым столбиком у доски. – Какой род у глаголов первого столбика? м.р. увидел догадался вынимает заметил додумался вытаскивает приметил сообразил извлекает Задание выполняется по вариантам. 2 столбик – 1 вариант 3 столбик – 2 вариант Взаимопроверка – Что мы повторили сейчас? – Какие глаголы изменяются по родам? – Что указывает на то, что глагол стоит в прошедшем времени? – Они имеют суффикс –л – |
Компьютер ( работа с
консультантом) Рус.яз. “Что делает? Что сделал?” Тренажёр “Мозаика” Лето что сделало? кончилось Самостоятельная работа |
3.Начальная форма глагола – У каких глаголов нельзя определить время и число? а) Игра “ Найди глагол в неопред.форме” В классе на стенах и мебели есть слова. Вы должны выбрать из них только глаголы в неопределенной форме. Каждый ученик берет только одно слово. Первый ряд размещает слова на левой стороне доски, второй – на центральной, третий – на правой стороне. Слова: петь, играть, крикнуть, спросить, узнать, ходить, уметь, молчать, стричь, пахать, искать, солить, спасти, звать, идти, спать, любить, сохнуть, ждать, кричать, спорить, учить, ныть, хранить, летать, ворчать, дрожать, дочь, дети, родной, мокрая, бегал, смотрят. б) образование глаголов неопред.формы – Я читаю словарные слова, а вы образуете глаголы в неопределенной форме, записываете их в тетради. – Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание? – На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме и как пишутся словарные слова. -На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
Проверка. Читает один ученик. Сигналы. – Что указывает, на то, что данные глаголы стоят в неопределенной форме? или – Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? – Суффиксы –ть,ти, глагольные суффиксы. (На экране герои мульт. фильма. Предметы передвигаются, мигают, появляются и исчезают. Дети следят за предметами.) в) Разбор слов по составу 1 вар. – разбирают первые два слова По одному человеку с каждого варианта работают с этими словами за доской. мечтать морозить Проверка. Доска. – Что мы повторили сейчас? – Повторили какие глаголы относятся к неопределённой форме глаголов. – На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? – Что делать? Что сделать? – Почему они относятся к глаголам в неопределенной форме? – У этих глаголов нельзя определить время, число. – Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? – Суффиксы –ть,ти, глагольные суффиксы. |
|
Физминутка Как
нитка-паутиночка |
|
4. Правописание не с
глаголами. Выборочное письмо. Дидактический материал с.75 упр.145 Выборочное списывание. – Прочитай отрывок из стихотворения. – Найди и выпиши глаголы с частицей НЕ. – Обозначь орфограмму-пробел. – Какое нужно вспомнить правило? – Как пишется глагол с частицей НЕ?
Комментированное письмо по цепочке. |
|
III. Закрепление знаний о глаголес.115 учебника ( работа в паре) |
Проверка работы вслух . |
IV. Итог урока– Подведём итог урока.– Тема урока? – Какую ставили цель? – Проверим, как с ней справились. – На столах тесты. Проверим, насколько хорошо вы повторили изученный материал. – Соедините левую часть таблицы с правой. Проверка – выводится на экран таблица – Кто выполнил работу без ошибок? Сигналы. |
|
V. Рефлексия– Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”. Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий. Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки. Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий. На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый. – Вы высоко оценили свои знания. Завтра мы будем писать диктант по теме “Глагол”, и я надеюсь, вы подтвердите свои знания хорошими оценками. – Спасибо за урок. |