Тема урока: Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Задания со спичками.
Цель урока: продолжать развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей; выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию; решать нестандартные задачи; формировать мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Задачи:
- Образовательная задача формирует мыслительные и исследовательские умения и навыки, обеспечивающие готовность младших школьников выполнять логически-поисковые задания.
- Развивающая задача ориентирует учащихся на формирование знаний в процессе закрепления изученного материала и решения логически-поисковых задач; учит сравнивать, классифицировать и анализировать нестандартные задачи.
- Воспитательная задача воспитывает мыслительные и исследовательские умения.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, наглядный материал (изографы).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
“Мозговая гимнастика”:
- качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию на груди (30 секунд);
- “ленивые восьмёрки”: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками;
- “шапка для размышлений”: “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза;
- “зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;
- “стрельба глазами”: двигайте глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.
II. Разминка.
III. Развитие быстроты реакции.
Шифр:
А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
54687 (Лимон) | 7891 (Нора) |
4351 (Игла) | 68521 (Молва) |
2913 (Враг) | 1161 (Яма) |
3467 (Гимн) | 545411 (Лилия) |
являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.
РЫБА (К) ОМА (Р) АДА (Р) ОКО (Т) ОР (Ф) ЛА (Г) ОЛО (С) РО (К) ОРОВА
1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека. (Книга)
В этом году была холодная 11, 8, 4, 9. (Зима)
11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем)
Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”. (Кот)
(Кто много читает, тот и много знает.)
IV. Логически-поисковые задания.
V. Поиск закономерностей.
ГОР (ШОК) ОЛАД | КАР (ТОН) НА |
КАБ (ЛУК) ОШКО | ТАМ (БУР) КА |
ЗА (БОР) ЕЦ | БЕГЕ (МОТ) ОР |
ПО (ХОД) ОК | ОБЫ (ЧАЙ) КА |
НА (РОД) НИК | МЕ (ШОК) ОЛАД |
ТЕ (СТО) РОЖ | КИПА (РИС) УНОК |
КУ (СОК) ОЛ | УТКО (НОС) ОРОГ |
СО (КОЛ) ЕСО | У (КОЛ) ЕСО |
VI. Веселая переменка.
VII. Изографы.
Используя изографы, отгадайте слова, которые спрятались на картинках. Из полученных слов составьте другие слова.
- ФОНАРЬ (Рис. 1): фон, нора, рано, ар, рань, ор.
- ЛУНОХОД (Рис. 2): ход, ухо, дух, худо, дуло, дол, лоно.
- ВЕРТОЛЕТ (Рис. 3): лето, тело, рот, отлёт, вол, вор, ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.
- ЯБЛОКО (Рис. 4): як, блок, око, лоб, кол, Коля, Оля.
VIII. Развитие пространственного воображения.
- Переложите одну спичку так, чтобы вместо мужского имени Толя, получилось женское имя.
- Из 13 спичек длиной по 45 мм каждая сложите так, чтобы получился метр.
IX.
Решение задач.“Учись решать, стараясь рассуждать”.
- В коробке синие, красные, зеленые карандаши – всего 20 штук. Из них синих карандашей в 6 раз больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше, чем синих. Сколько красных карандашей? (Синих – 12, зеленых – 2, красных – 20-14=6 штук).
- В семье 2 детей. Через 2 года мальчик будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. А девочка будет через 3 года втрое старше, чем 3 года назад. Кто старше? (НИКТО. По 6 лет).
- Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме? (0 часов).
X. Итог урока.
В ходе урока выполнялись логически-поисковые задания, решались нестандартные задачи, формировались мыслительные и исследовательские умения.