Цели и задачи урока:
- актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Имя существительное»;
- развивать орфографическую зоркость,
- развивать внимание, мышление, память;
- обогащать словарный запас и способствовать развитию устной и письменной речи;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
1. Приветствие. Посадка.
Слайд 1.
2. Объявление темы, целей урока.
Всему название дано: и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
– О какой части речи это стихотворение?
Сегодня очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени существительном. Нам предстоит обобщить полученные знания.
Нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи: будем развивать свою устную и письменную речь.
А ещё мы поговорим о нашем северном крае. Послушайте стихотворение В. Ледкова «Моя тундра»
Слайд 3.
Ты ещё не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки,
словно чумы,
Подпирают небо?
А по небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи – тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.
Но не думай,
Но не думай,
Край мой
Вовсе не угрюмый.
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй!
– Как поэт говорит о нашем крае? (Край мой вовсе не угрюмый)
– Надеюсь, что доброту, щедрость, теплоту полярного края ощутите и вы на нашем уроке.
Работа в парах.
– Подчеркните в стихотворении имена существительные.
Проверка. Почему вы решили, что это имена существительные?
II. Актуализация знаний.
1. Оформление работы в тетради.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Число, классная работа.
2. Минутка чистописания (по образцу в тетрадях).
3. Турнир знатоков имени существительного.
Цель: выявить знатоков темы «Имя существительное».
Слайд 3.
Тест «Имя существительное»
Выберите верное утверждение.
-
а) Имя существительное - это часть слова.
б) Имя существительное - это член предложения.
в) Имя существительное - это часть речи. -
а) Имя существительное обозначает действие предмета.
б) Имя существительное обозначает предмет.
в) Имя существительное обозначает признак предмета. -
а) Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
б) Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
в) Имя существительное отвечает на вопросы что делает? что сделает? -
а) Имена существительные бывают трёх родов: мужского, женского и среднего.
б) Имена существительные бывают только мужского и женского рода. -
а) Имена существительные по числам не изменяются.
б) Имена существительные изменяются по числам. -
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:
а) Что?
б) Кто?
в) Что делает? -
Собственные имена существительные:
а) река, Печора;
б) река, город;
в) Печора, Нарьян-Мар -
С мягким знаком после шипящих пишутся существительные
а) среднего рода
б) женского рода
в) мужского рода
Слайд 4.
Проверка.
1в, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7в, 8б.
Дети оценивают свою работу.
- Попробуйте обобщить всё сказанное. Что может рассказать о себе имя существительное?
Итоги турнира.
4. Повторение пройденного.
Задание 1:
Слайд 5.
– Распределите имена существительные в два столбика и запишите.
Вода, олень, берёза, песец, куропатка, гриб.
– Как распределили слова?
–Образуйте от слов вода, гриб однокоренные одушевлённые имена существительные.
– Что общего у наших одушевлённых существительных? (Это животные, которые живут в нашем крае.)
Рассказы детей о животных.
Вспомните, на какие группы можно разделить имена существительные? (Собственные и нарицательные?)
Задание 2. Кроссворд «Наш край».
Слайд 6.
- Какой город – крепость был раньше столицей Печорского края. (Пустозерск)
- Здание в городе, где хранятся редкие исторические вещи, картины, документы. (Музей)
- Жилище оленеводов. (Чум)
- Северная ягода. (Морошка)
- Столица Ненецкого автономного округа. (Нарьян-Мар)
- Название улицы, на которой стоит наша школа. (Ленина)
– Какое слово получилось по вертикали? (Печора)
– Назовите имена собственные, использованные в кроссворде. Подчеркните их одной чертой.
Как пишутся собственные имена существительные?
Красив наш край в любое время года. Светит над тундрой солнце. Пасутся олени. Растёт ягода морошка.
Задание 3. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите словосочетания. Укажите род имён существительных.
Слайд 7.
… край, … тундра, … солнце, … морошка, … снег, … олень.
– Какого рода бывают имена существительные? Как определить род имён существительных?
Жизнь в тундре трудно представить себе без оленя. Олени для ненцев – это жизнь.
Народная мудрость даёт нам немало пословиц и поговорок об этих животных, издавна прирученных человеком.
Задание 4:
Слайд 8.
– Составьте пословицы:
а) проверяется, в, олень, дороге
Олень проверяется в дороге.
б)тундры, судят, о человеке, по его, оленям
О человеке тундры судят по его оленям.
Это пословицы нашего края.
– Объясните, как вы их понимаете.
Спишите пословицы, определите число имён существительных.
Проверка. Как определить число имён существительных?
5. Игра «Узнайте падежи».
- Я совсем не виноват,
Что именительному брат.
А ещё, что удивительно,
Я родня ещё родительному. (В. П.)
Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске и получает карточку с названием падежа.
-
Бываю я доволен чем – то,
Бываю я доволен кем – то,
А с кем – то я творю добро –
Ведь в людях главное оно. (Т. п.) -
Я, ребята, ни при чём,
Что не знаю ни о чём.
Ни о ком совсем не знаю.
Узнать себя вам предлагаю. (П. п.) -
Я имён не называю,
Я секрет не открываю.
Я спрошу лишь «Кто?» да «Что?» -
Это он, она, оно! (И. п.) -
И не рад я никому,
Ничему я не учу.
Только вам скажу я честно –
Всем понравиться хочу! (Д. п.) -
Никого не вижу,
Ничего не слышу,
Никого не знаю,
Ничего, никому не скажу. (Р. п.)
– А теперь «Встаньте дети, встаньте в ряд. Именительный падеж – командир, а вы отряд». (Ребята перестраиваются в порядке падежей.)
В заполярье растёт вкусная ягода – морошка. Все северяне её любят. Мы даже свою тундру иногда называем морошковой землёй.
Ученик читает стихотворение А. Пичков «За морошкой»
По тропинке, по дорожке
Собирать идём морошку.
У речушек,
У озёр
Выткан розовый узор.
Этих вкусных спелых ягод
Нам не съесть, наверно,
за год.
Брызжет,
брызжет алый сок,
две морошки в туесок.
Ну, а третью –
эх, народ,
Собираем прямо в рот!
– С чем автор сравнивает морошку, которая растёт на болоте, у озёр?
Слайд 9.
Списать 1 часть стихотворения. Определить падеж выделенных имён существительных.
По тропинке – разобрать существительное как часть речи.
6. Итог урока.
– Чем мы занимались на уроке?
– Что такое имя существительное?
– Что нового узнали о нашем крае?
7. Домашнее задание.
Напишите 3- 4 предложения о нашем крае. Подчеркните имена существительные.