Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую. Мною наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников: в экстремальной ситуации и быту направлена на выработку исследовальских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию креативности и логического мышления).
Разработаны проекты:
1. "Сохранение жизни в экстремальных ситуациях" (см. приложение №1 разработка занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове")
2. "Ребенок в общении с людьми"
3. "Опасные ситуации на улицах"
4. "Правила поведения в природе"
5. "Пожарная безопасность"
Цель моей работы - развитие проектной культуры в образовательном процессе, с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных, творческих способностей;
- воображение и творческого мышления;
- коммуникативных навыков.
В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что работа со старшими дошкольниками, это наиболее лучший этап, где характерно этому возрасту, дети обладают более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза, самооценки, а также стремления совместной деятельности. В проектной работе можно объединить содержание образования из различных областей знания, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативное и нравственные качества. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- детские проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою "самость", субъектность, особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Таким образом, проектирование - одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
Конспект занятия
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
"Невероятные приключения на необитаемом острове"
(старший дошкольный возраст)
Проблема: "как выжить на необитаемом острове"
Игровая мотивация: "помочь маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров"
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1) развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
2) развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
4) активизировать речь;
5) совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия
1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь её прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него - стрелка к человечку просящему помощи.
Примерный текст записки: "Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказался на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!
Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.
2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Что такое остров?
Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал герой?
Дети: На необитаемый. А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Дети: Нужно:
- Найти воду для питья;
- Найти пищу;
- Построить жильё.
3. Определение конечного продукта.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде "Ленты выживания")
4. Поэтапное решение проблемы.
Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. ( Наклеивают в начало картинку острова, фигуру человека, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)
Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов, наклеивают картинку с изображением побережья и далее - бутылки, банки т.п.)
Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком. (На "Ленту выживания" наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)
Придумать и зарисовать различные типы жилья. ( придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)
Приготовит посуду для пищи. (Изготавливливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т.д. На "Ленту выживания" наклеивают картинку с посудой)
Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. " Можно ли пить такую воду сразу?" - "Нет. Она грязная". Проделывают опыт по фильтрованию воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают уловное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов).
Найти пищу - поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.
Игра "Угадай по запаху" - определить пригодность для чая. ( Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий)
Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь на углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов. Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка или спички - просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)
Свободный кружок на "Ленте выживания". Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)
5. Презентация "Ленты выживания". Танец "Робинзон"
6. Постановка новой проблемы
Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию "Азбука выживания", видеофильм, спектакль и книгу рассказов "Необыкновенные приключения на необитаемом острове".
Распределение деятельности по этапам проекта "Приключения на необитаемом острове"
Этапы | Деятельность воспитателя и педагогов | Деятельность детей | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
1. | 1. Формулирует проблему.
Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на
необитаемом острове, пока не прибудут спасатели.
При постановке цели определяет продукт: "Азбука
выживания", "Лента выживания". 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: "Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове" 3. Формулирует задачи. - Без чего человек не может жить? (вода, еда и жилище) |
1. входят в проблему 2. вживаются в игровую ситуацию 3.принимают задачи 4.уточняют задачи проекта |
|||||||
2. | 1. подводит к решению задач. | 1. планируют деятельность. | |||||||
2. воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности , схематически отобразить на "Ленте выживания"). | 2.объединяются в рабочие группы. 3. распределяют амплуа. |
||||||||
3. педагоги решают задачу организации деятельности. | |||||||||
3. | 1. Педагоги организуют работу над
проектом (поэтапно: поиск решений,
экспериментирование, продуктивная деятельность,
схематическое изображение этапа на "Ленте
выживания", используя при этом картинки по
выбору, дополняя их своими рисунками). 2. оказывают практическую помощь (при необходимости) |
1. ищут решение задачи. 2. выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3. совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над "Лентой выживания". |
|||||||
4. | 1. воспитатель принимает участие в защите проекта "Лента выживания" (помогает по необходимости) | 1.договариваются о защите
проекта. 2. представляют продукт деятельности. |
|||||||
5. | 1. выдвигает новую проблему : "Школа выживания для малышей" (решение проблем в экстремальных условиях). | 1. определяют цели нового
проекта: -создать энциклопедию "Азбука выживания", книгу рассказов "Необыкновенные приключения на необитаемом острове", -снять видеофильм, поставить спектакль. |
|||||||