Работа по проектному методу в образовательном процессе

Разделы: Работа с дошкольниками


Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую. Мною наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников: в экстремальной ситуации и быту направлена на выработку исследовальских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию креативности и логического мышления).

Разработаны проекты:

1. "Сохранение жизни в экстремальных ситуациях" (см. приложение №1 разработка занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове")

2. "Ребенок в общении с людьми"

3. "Опасные ситуации на улицах"

4. "Правила поведения в природе"

5. "Пожарная безопасность"

Цель моей работы - развитие проектной культуры в образовательном процессе, с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных, творческих способностей;
  • воображение и творческого мышления;
  • коммуникативных навыков.

В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что работа со старшими дошкольниками, это наиболее лучший этап, где характерно этому возрасту, дети обладают более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза, самооценки, а также стремления совместной деятельности. В проектной работе можно объединить содержание образования из различных областей знания, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативное и нравственные качества. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

  • исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
  • детские проекты как бы копируют различные стороны бытия;
  • дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
  • проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою "самость", субъектность, особенно когда необходимо:

  • заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
  • открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
  • согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Таким образом, проектирование - одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

Конспект занятия

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

"Невероятные приключения на необитаемом острове"

(старший дошкольный возраст)

Проблема: "как выжить на необитаемом острове"

Игровая мотивация: "помочь маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров"

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

2) развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

  • экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
  • создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

4) активизировать речь;

5) совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь её прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него - стрелка к человечку просящему помощи.

Примерный текст записки: "Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказался на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

- Найти воду для питья;

- Найти пищу;

- Построить жильё.

3. Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде "Ленты выживания")

4. Поэтапное решение проблемы.

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. ( Наклеивают в начало картинку острова, фигуру человека, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов, наклеивают картинку с изображением побережья и далее - бутылки, банки т.п.)

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком. (На "Ленту выживания" наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Придумать и зарисовать различные типы жилья. ( придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Приготовит посуду для пищи. (Изготавливливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т.д. На "Ленту выживания" наклеивают картинку с посудой)

Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. " Можно ли пить такую воду сразу?" - "Нет. Она грязная". Проделывают опыт по фильтрованию воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают уловное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов).

Найти пищу - поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.

Игра "Угадай по запаху" - определить пригодность для чая. ( Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь на углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов. Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка или спички - просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Свободный кружок на "Ленте выживания". Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

5. Презентация "Ленты выживания". Танец "Робинзон"

6. Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию "Азбука выживания", видеофильм, спектакль и книгу рассказов "Необыкновенные приключения на необитаемом острове".

Распределение деятельности по этапам проекта "Приключения на необитаемом острове"

Этапы Деятельность воспитателя и педагогов Деятельность детей
1 2 3
1. 1. Формулирует проблему. Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на необитаемом острове, пока не прибудут спасатели. При постановке цели определяет продукт: "Азбука выживания", "Лента выживания".

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: "Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове"

3. Формулирует задачи. - Без чего человек не может жить? (вода, еда и жилище)

1. входят в проблему

2. вживаются в игровую ситуацию

3.принимают задачи

4.уточняют задачи проекта

 
 
 
       
 
2. 1. подводит к решению задач. 1. планируют деятельность.
  2. воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности , схематически отобразить на "Ленте выживания"). 2.объединяются в рабочие группы.

3. распределяют амплуа.

     
 
3. педагоги решают задачу организации деятельности.    
 
3. 1. Педагоги организуют работу над проектом (поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схематическое изображение этапа на "Ленте выживания", используя при этом картинки по выбору, дополняя их своими рисунками).

2. оказывают практическую помощь (при необходимости)

  1. ищут решение задачи.

2. выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

3. совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над "Лентой выживания".

 
     
 
   
 
4. 1. воспитатель принимает участие в защите проекта "Лента выживания" (помогает по необходимости)   1.договариваются о защите проекта.

2. представляют продукт деятельности.

 
 
 
   
         
 
     
5. 1. выдвигает новую проблему : "Школа выживания для малышей" (решение проблем в экстремальных условиях). 1. определяют цели нового проекта:

-создать энциклопедию "Азбука выживания", книгу рассказов "Необыкновенные приключения на необитаемом острове",

-снять видеофильм, поставить спектакль.