Цели:
- становление познавательного интереса к природе, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения;
- воспитание любви к Родине;
Оборудование: Компьютер, магнитофон.
Ход урока
Орг. момент
-Тема нашего урока: «Люби природу»!
«Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю. Берегите!»
-Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину».
- Мы – хозяева нашей природы.
Мы – ребята своей страны.
Все земные богатства народа
Охранять мы надежно должны.
- Рыбы любят затоны речные,
Птицы – воздух, а звери – леса.
Наши степи, массивы лесные –
Это наша земная краса.
- Нам моря и озера знакомы.
Полюбился пшеничный простор.
Мы изучим свои водоемы
И загадки задумчивых гор.
- Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумели завлечь.
- Охранять зорко нашу природу –
Это Родину значит беречь.
-Человек многим обязан природе, ведь наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом за тепло, любовью за любовь! Все богатство нашей природы принадлежит нашему народу, а значит, и вам, детям!
- Скажите, какие сокровища природы вы знаете?
- Не все из нас, к сожалению, по настоящему любят и берегут природные
сокровища: леса, поля, реки, и живых ее обитателей. Есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар.
ДЕТИ:
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей, злодей.
Учитель:
-Скажите, ребята, что является причиной пожара?
ДЕТИ:
-Не затушенный костер, искра от автомобиля, гроза, брошенный окурок или спичка, оборванные провода, засуха, замыкание проводов.
Учитель:
-Молодцы, ребята. Из всех перечисленных причин пожара вы можете сделать вывод - по чьей же вине происходит большее количество пожаров?
ДЕТИ:
-По вине человека.
Учитель:
-Да, это так.
- Девяносто из ста пожаров возникают по вине человека. Страшное зрелище - лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
- Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна. то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! (20 мешков зерна ).
- У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
- Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров.
-А сейчас, загадка!
-А теперь послушаем следующее стихотворение.
Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая… Но мы любили, дети,
Ее - она ведь первою была
Для нас и, значит, лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как-будто люди целью задались
Убить ее - и своего добились.
Учитель:
-Скажите, какая речка протекает в нашем городе?
Учитель:
-Скажите, какие правила поведения у водоёмов должны соблюдать люди?
Дети:
-Не сваливать отходы в реку, не мыть машины у реки, не бросать бутылки в воду, не мусорить на берегу.
-Молодцы, ребята! Всегда считалось, что вода - это жизнь. В ней нуждается все живое. И, конечно, все вы любите летом купаться. Давайте встанем и сделаем маленькую разминку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.
Учитель:
- А теперь, ребята, послушайте загадки.
-Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
-Посмотрю я в окошко – идёт длинный Антошка. (Дождь)
-Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают, тут изгнивают. (Листья)
-Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер)
-На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)
-Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)
-По синему морю, белые гуси плывут. (Облака)
-Ни огня, ни жару не имею, а всё пожигаю. (Молния)
- Ребята, скажите, какие правила человек должен помнить, чтобы охранять природу?
-Не брать животных домой;
-Не шуметь;
-Не оставлять без присмотра костры;
-Не разорять гнезда;
-Не ломать ветки;
-Не ловить бабочек;
-Не рвать цветы;
-Не топтать муравейники;
-Не мусорить;
-Не повреждать кору на деревьях;
-Не топтать грибы;
-Не отпускать собаку с поводка.
Учитель:
-Молодцы, ребята, вы очень внимательные, все сказали правильно.
-Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг нас столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за саженцами, подкармливать птиц зимой.
ДЕТИ:
Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
-Это наша большая Родина.
-У каждого из нас есть и маленькая родина.
-Это место, где человек родился и рос.
-А, сейчас, мы обратимся к книге.
-Давайте прочитаем стихотворение Г.Ладонщикова «Родная земля».
-Каким словом называет автор Родину в своём стихотворении?
-Как называется наша малая родина?
-В каком крае мы живём?
Песня «Наш край».
- Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться. - Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. - Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя. - Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Учитель:
-На этом наш урок заканчивается, и в заключение послушайте стихотворение:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Итог урока
Учитель:
Три колдуна у природы есть:
Вода, земля и воздух три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возродится снова.
-Спасибо за работу!
Приложение (занятие на тему "Судьба природы - наша судьба")