Люби природу

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • становление познавательного интереса к природе, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения;
  • воспитание любви к Родине;

Оборудование: Компьютер, магнитофон.

Ход урока

Орг. момент

-Тема нашего урока: «Люби природу»!

«Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю. Берегите!»

-Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину».

  1. Мы – хозяева нашей природы.
    Мы – ребята своей страны.
    Все земные богатства народа
    Охранять мы надежно должны.

  2. Рыбы любят затоны речные,
    Птицы – воздух, а звери – леса.
    Наши степи, массивы лесные –
    Это наша земная краса.

  3. Нам моря и озера знакомы.
    Полюбился пшеничный простор.
    Мы изучим свои водоемы
    И загадки задумчивых гор.

  4. Всех ребят мы в большие походы
    Звонкой песней сумели завлечь.

  5. Охранять зорко нашу природу –
    Это Родину значит беречь.

-Человек многим обязан природе, ведь наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом за тепло, любовью за любовь! Все богатство нашей природы принадлежит нашему народу, а значит, и вам, детям!

- Скажите, какие сокровища природы вы знаете?

 

- Не все из нас, к сожалению, по настоящему любят и берегут природные

сокровища: леса, поля, реки, и живых ее обитателей. Есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар.

ДЕТИ:

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей, злодей.
Учитель:

-Скажите, ребята, что является причиной пожара?

ДЕТИ:

-Не затушенный костер, искра от автомобиля, гроза, брошенный окурок или спичка, оборванные провода, засуха, замыкание проводов.

Учитель:

-Молодцы, ребята. Из всех перечисленных причин пожара вы можете сделать вывод - по чьей же вине происходит большее количество пожаров?

 

ДЕТИ:

-По вине человека.

Учитель:

-Да, это так.

- Девяносто из ста пожаров возникают по вине человека. Страшное зрелище - лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

  1. Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна. то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! (20 мешков зерна ).
  2. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
  3. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров.

-А сейчас, загадка!

-А теперь послушаем следующее стихотворение.

Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая… Но мы любили, дети,
Ее - она ведь первою была
Для нас и, значит, лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как-будто люди целью задались
Убить ее - и своего добились.

Учитель:

-Скажите, какая речка протекает в нашем городе?

Учитель:

-Скажите, какие правила поведения у водоёмов должны соблюдать люди?

Дети:

-Не сваливать отходы в реку, не мыть машины у реки, не бросать бутылки в воду, не мусорить на берегу.

-Молодцы, ребята! Всегда считалось, что вода - это жизнь. В ней нуждается все живое. И, конечно, все вы любите летом купаться. Давайте встанем и сделаем маленькую разминку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.

 

Учитель:

- А теперь, ребята, послушайте загадки.

-Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

-Посмотрю я в окошко – идёт длинный Антошка. (Дождь)

-Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают, тут изгнивают. (Листья)

-Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер)

-На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

-Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)

-По синему морю, белые гуси плывут. (Облака)

-Ни огня, ни жару не имею, а всё пожигаю. (Молния)

- Ребята, скажите, какие правила человек должен помнить, чтобы охранять природу?

-Не брать животных домой;

-Не шуметь;

-Не оставлять без присмотра костры;

-Не разорять гнезда;

-Не ломать ветки;

-Не ловить бабочек;

-Не рвать цветы;

-Не топтать муравейники;

-Не мусорить;

-Не повреждать кору на деревьях;

-Не топтать грибы;

-Не отпускать собаку с поводка.

Учитель:

-Молодцы, ребята, вы очень внимательные, все сказали правильно.

-Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг нас столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за саженцами, подкармливать птиц зимой.

ДЕТИ:

Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.

-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

-Это наша большая Родина.

-У каждого из нас есть и маленькая родина.

-Это место, где человек родился и рос.

-А, сейчас, мы обратимся к книге.

-Давайте прочитаем стихотворение Г.Ладонщикова «Родная земля».

-Каким словом называет автор Родину в своём стихотворении?

-Как называется наша малая родина?

-В каком крае мы живём?

Песня «Наш край».

  1. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защищаться.
  2. Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.
  3. Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
  4. Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.

Учитель:

-На этом наш урок заканчивается, и в заключение послушайте стихотворение:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Итог урока

Учитель:

Три колдуна у природы есть:
Вода, земля и воздух три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возродится снова.

-Спасибо за работу!

Приложение (занятие на тему "Судьба природы ­- наша  судьба")