Известно, что развитие детей с нарушением зрения в гораздо большей степени, чем развитие нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который в начале является для проблемного ребенка «его разумом, его волей, его деятельностью». Приоритетными направлениями развития ребенка с нарушением зрения являются социально – личностное, эмоционально – нравственное, физическое, моторно-двигательное, познавательное, коммуникативное и речевое.
Перечисленные направления реализуются в ходе коррекционно – развивающего обучения, основу которого составляют содержание жизнедеятельности людей, конкретные виды деятельности, находящиеся в сфере интересов, потребностей и предпочтений ребёнка дошкольного возраста.
Поскольку наш сад для детей с нарушением зрения, то нагрузка на детей много больше, чем в обычных дошкольных учреждениях, кроме воспитателей с детьми постоянно занимаются тифлопедагог, логопед, медсестра - ортоптистка. У каждого специалиста своя программа, которую нужно выполнить во благо ребёнка.
Здоровьеразвивающая технология академика В.Ф. Базарного идеально подходит для снятия явно завышенной нагрузки, т.к. любое занятие интегрированное, а форма его организации - это игра, сказка, путешествие, которое не утомляет, а увлекает, да ещё как добрый доктор сберегает их здоровье.
Идея, которую заложил в своей технологии автор – снизить, а при возможности исключить влияние факторов риска на здоровье детей, посещающих образовательные учреждения нам очень близка.
Оснащение этой технологии незамысловато, но именно оно обеспечивает профилактический эффект и энергомобилизующую двигательную активность. Технология хороша тем, что даёт педагогам возможность проводить познавательные и продуктивные занятия практически по любой программе. Особенность организации учебной деятельности по данной технологии заключается в том, что все ранее малоподвижные и монотонные занятия становятся для ребёнка эмоциональными, динамичными, и интересными.
В течение всего занятия дети плавно переходят из одной позы в другую. Этих поз пять, и каждая несёт свою нагрузку, выполняет свою оздоровительную, коррекционную и развивающую функции.
Технология динамических поз помогает нам решать и наши специальные задачи развитие точности,
быстроты, координации движении, мелкой моторики, развитию двигательных функций глаза,
бинокулярного зрения коррекции вторичных нарушений.
Из множества тем разработанных дефектологами МДОУ Клочковой Е.К. и Федоровой Н.С. мы предлагаем несколько сценарий познавательных занятий с использованием данной методики
« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего района; учить заботиться о птицах в зимнее время; формировать у детей наблюдательность и зрительное восприятие, развитие монологической речи.
Материал : иллюстрации на сенсорных крестах; карточка - секретик для каждого ребенка с птицей; карточка с недостающими деталями ( хвоста, крыльев, клюва) у воспитателя; на полотне часть птицы ( туловище, голова) в соответствии с VIS; на конторках детали птиц - хвосты, клювы, крылья.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно на улицу. Беседует с детьми о времени года ( зима) и о птицах перелетных и зимующих. Дополняет ответы детей. Затем предлагает детям найти на сенсорных крестах иллюстрации знакомых им птиц и определить какие из них перелетные а какие зимующие.
Далее проводится игра « Угадай - ка». Дети загадывают друг другу загадки о птицах и ответы находят на сенсорных крестах.
Воспитатель предлагает детям отгадать ее загадку ( о вороне)
Окраской - сероватые
Повадкой - вороватые
В стаю собираются
В небо устремляются
Водят шумный хоровод
Значит скоро снег пойдет.
Дети находят отгадку на сенсорном кресте. ( рис.1)
Воспитатель предлагает детям запомнить эту загадку и загадать её дома родителям. Дети заучивают загадку.
Воспитатель рассказывает детям, о том, что люди, наблюдая за повадками птиц, научились предсказывать погоду. И напоминает им строчки из загадки о вороне (в стаю собираются, в небо устремляются, водят шумный хоровод, значит скоро снег пойдет).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие приметы они знают. Дети называют.
Воспитатель загадывает ещё загадку о снегире:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.
И предлагает физминутку « снегирек»
Сел на ветку снегирёк ( дети приседают)
Брызнул дождик, он промок ( взмахи руками вверх - вниз)
Ветерок подуй слегка (покачивание поднятыми вверх рука влево и вправо)
Обсуши нам снегирька (кистями рук проводят по туловищу как бы стряхивая капельки дождя).
Воспитатель показывает заготовленную карточку с недостающими деталями птицы. В ходе беседы дети выясняют, что у птицы нет клюва, хвоста, а есть только туловище и голова.
Воспитатель предлагает детям на экологическом полотне составить птицу с использованием заготовленных деталей (сороку, дятла, воробья, синицу).( рис.3,рис.4)
Упражнение на офтальмологическом тренажёре.
Дети переходят к работе за конторками. Они по желанию изготавливают (рисуют, лепят, делают аппликацию, конструируют из природного материала) свою птицу. ( рис.4)
Занятие проведено воспитателем высшей категории МДОУ Д/С № 24 Холмогоровой Н.Ю.
К НАМ В ГОСТИ ЕДЕТ ВИННИ- ПУХ
Цель: расширять представление детей о различных видах транспорта; используя геометрические фигуры составлять на экологическом полотне их макеты; рисовать виды транспорта.
Материалы:
Географическая карта, письмо от Вини- Пуха; иллюстрации разных видов транспорта на сенсорных крестах; значки - геометрические фигуры для работы на экологическом полотне; бумага тонированная, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, как они сегодня утром добирались до детского сада.
Затем предлагает детям подойти к окну и определить виды машин, идущих мимо детского сада, для чего они предназначены.
В группу входит почтальон и передает конверт. Это письмо от Винни - Пуха. Воспитатель читает содержание письма детям: « Здравствуйте, дорогие дети! Я живу в стране, которая называется Англия. Я люблю путешествовать и хочу посетить вашу страну, Россию. Мне интересно узнать как вы живете в своем любимом детском саду, чем вы занимаетесь, в какие игры любите играть. Подскажите, каким видом транспорта лучше и быстрее добраться к вам? Жду ответа. До свидания. Ваш Винни - Пух».
Воспитатель с детьми идут к географической карте и смотрят, где находится Англия, и рассуждают, как Вини - Пуху можно добраться к ним в детский сад, какие виды транспорта можно для этого использовать.
На сенсорных крестах есть подсказки (иллюстрации различных видов транспорта). Дети находят и определяют, на каком транспорте можно быстрее добраться до детского сада.
Гимнастика для глаз. Двигательное упражнение « Самолёт».
Воспитатель просит детей на экологическом полотне из геометрических фигур выложить выбранный ими вид транспорта и рассказать, почему они его предлагают использовать для поездки Вини - Пуху. ( рис.6)
Упражнение на офтальмологическом тренажере.
Далее воспитатель предлагает детям стоя за конторками нарисовать нужный вид транспорта для поездки Вини - Пуха. Дети используют в своей работе различные материалы: краски, гуашь, фломастеры, пастель, уголь, карандаши.( ри.5)
По мере выполнения рисунки вкладываются в конверт для отправки Пинии - Пуху.
( рис.7,рис.8)
Занятие проведено воспитателем первой категории МДОУ Д/С № 24 А.Д. Кудряшовой
Опыт показал, что дети с восторгом работают за конторкой, на экологическом полотне, у окна, сенсорном кресте, на зрительных тренажерах. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, но повышается иммунитет, снижается риск искривления позвоночника, исчезает утомляемость, повышаются психическая устойчивость, внимание, Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. Растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.
Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. В.Ф. Базарного, дающая не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности.
Рис. 1
Рис.2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7