Цель: познакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи:
- развивать умение проверять написание безударных гласных в корне;
- учить выделять безударную гласную в общей части родственных слов;
- воспитывать интерес к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах.
Оборудование: учебник 2 класс. II часть. А.В. Полякова, орфографический словарь, толковый словарь, таблица - справочник, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Придумано кем-то и просто, и мудро -
При встрече здороваться: "Доброе утро".
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера:
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!
II. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: В классе развешаны карточки со словами.
Дев:чка, мальч:к, д:журный, ф:мил:я
- Какое задание можно предложить к словам?
Дети:
- Вставить пропущенные буквы.
- Распределить их на две группы.
Учитель: Распределите их на две группы, записывая каждую группу в отдельный столбик. Вставьте пропущенные буквы.
Дети записывают слова в тетради, а один ученик вывешивают на доске:
Мальч:к дев:чка Д:журный ф:милия
Учитель: По какому признаку распределили их на группы?
Дети: В первой группе существительные м.р., а во второй - ж. р..
Учитель: Какие пропущенные буквы вставили в эти слова?
Дети: Девочка, мальчик, дежурный, фамилия.
Учитель: Что можно сказать о пропущенных буквах?
Дети: Они гласные, безударные.
Учитель: Подберите проверочные слова. Что заметили?
Дети: Их нельзя проверить.
Учитель: Как же проверить написание этих слов?
Дети: Запомнить или проверить по словарю. (Показать словари).
III. Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о безударных гласных, которые можно проверить. Будем учиться подбирать проверочные слова.
? Как проверить безударный гласный в корне слова?
IV. Работа над темой.
1. Запись на доске:
Учитель: Прочитайте предложения.
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
Учитель: Что заметили в предложениях?
Дети: В предложениях есть однокоренные слова.
Учитель: Выпишите эти слова. Выделите корень. Поставьте ударения над словами.
Один ученик записывает на доске, а остальные в тетради:
В солонке, соль, солить, солёный.
Учитель: Какое слово лишнее? Почему?
Дети: Слово "соль" лишнее, потому что гласная в корне стоит в сильной позиции, а в остальных словах - в слабой позиции.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Слово "соль" является проверочным для слов: "в солонке", "солить", "солёный".
Учитель: Как же можно проверить безударные гласные в корне слов?
Дети: Подобрать однокоренные слова так, чтобы эта гласная была в сильной позиции.
Учитель: Тогда какой вывод можно сделать?
Дети:
В ы в о д: Безударная гласная в корне слова пишется такая же, какая под ударением в родственном (однокоренном) слове. (Таблица- справочник)
2. Учитель: Как ещё можно проверить безударную гласную в корне слова?
У п р а ж н е н и е 416, с. 87 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Учитель: Какие слова являются проверочными?
Дети: Если слово стоит во мн. ч., то проверочным может быть слово в ед. ч., а если слово стоит в ед. ч., то проверочным будем слово во мн. ч.
(Таблица-справочник)
Учитель: Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?
Дети: Это форма одного и того же слова, потому что изменяется только окончание.
Учитель: Сколько способов проверки безударных гласных мы нашли?
Дети: Два.
3. Чтение правила на с. 87.
Физкультминутка.
Вышли мыши как-то раз (шаги на месте.)
Поглядеть, который час. (Имитируют движение просмотра в бинокль)
Час, два, три, четыре, (Шаги на месте)
Мыши дёрнули за гири. (Поднимаются на носочках, руки вверх и приседают, опуская руки)
Вдруг раздался страшный звон. (Хватаются за голову и делают наклоны головой влево и вправо)
Убежали мыши вон. (Бег на месте)
4. Работа в парах. (Дети получают карточки со словами)
кричать крикливый крик
окно окошечко окна
покачать раскачал качка
тайник тайна
сова совы
ветерок ветреный
Учитель: Подчеркните в каждой группе слово, которое будет являться проверочным. Докажите, почему.
Учитель: Назовите слово из каждой групп слов, которое будет являться проверочным. Докажите почему.
Дети: Крик, окна, качка, тайна, совы, ветреный, потому что гласный в корне слова ударный.
Учитель: Назовите слова из групп слов, которые не будут являться однокоренными. Объясните, почему.
Дети: Окна - окно, сова - совы - это не однокоренные слова, а формы одного и того же слова, потому что изменилось только окончание.
5. Самостоятельная работа по карточкам (Дифференцированные задания, карточки с результативной инструкцией)).
I РИ.
1) Прочитай слова.
2) Распределить слова на две группы.
3) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.
Гора, горы, стена, стены, нора, норы, вода, воды, река, реки.
(Если ученик не справился с заданием по этой инструкции, ему даётся карточка со второй, а затем с третьей разновидностями инструкции (РИ))
II РИ.
1) Прочитай слова.
2) Распредели слова на две группы в зависимости от места ударения в словах.
3) Запиши каждую группу в отдельный столбик.
III РИ.
1) Прочитай слова.
2) Слова можно распределить на две группы в зависимости от места ударения в словах.
3) В первый столбик выпиши слова, с ударной гласной в корне слова, во второй столбик - слова, с безударной гласной в корне слова.
6. Игра "Поединок". Играющим вручаются списки слов:
стол винт сад глаз пол снег лист мост
Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а "противник" в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции. Класс определяет победителя.
Игрокам предлагаются другие слова, нужно подобрать 2 слова так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции.
дома нога дожди коты зима река носы змея
Класс определяет победителя.
V. Итог урока.
Учитель: О чём сегодня говорили на уроке?
Дети: О безударных гласных в корне слова.
Учитель: Как можно проверить слова с безударными гласными в корне слова?
Дети: Надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
VI. Домашнее задание: упр. 417, правило с.87, словарные слова.