Цель: Познакомить обучающихся с корнем, как функциональной структурой растительного организма.
Задачи:
1. Образовательные:
- Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски, видоизменения корней.
- Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.
- Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
Развивающие:
- Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем, видоизменениями корней.
Воспитывающие:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.
Оборудование:
- Натуральная наглядность: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями (на каждый стол), микропрепараты, комнатные растения: плющ, монстера, фикус мелколиственный, муляжи корнеплодов, луковицы с корнями, гербарии, препаровальные иглы, лупы, микроскоп.
- Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “Бактерии. Грибы. Растения” автор В.В. Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника “Биология. 6 класс”
- Презентация
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!”
В.Жак.
Актуализация знаний.
Верхушка говорила с похвальбою:
“Моя обитель – небо голубое,
А ты, о корень, житель подземелья”.
Но корень возмутился: “Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?”
А.Ибрагимова.
Учитель. Как вы думаете, ребята, могут ли растение жить без корня? Корень – это подземный вегетативный орган высших растений (кроме мхов). Совокупность всех корней растения образует корневую систему
Функции корней.
- Минеральное питание.
- Закрепление растения в почве и удержание подземной части растения.
- Накопление питательных веществ.
- Служит органом вегетативного размножения.
Происхождение корней.
Учитель Развитие корневой системы связано с освоением растениями суши.
Виды корней, типы корневых систем.
Учитель При прорастании семян первым развивается зародышевый корешок. Он расположен ближе к отверстию в семени, которое является остатком пыльцевхода семязачатка. В это отверстие проникает вода, воздух и зародышевый корешок быстро растет в почве, добывая из неё необходимые организму воду и минеральные соли. При дальнейшем росте он становится главным. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (АРБУЗ, ПОДСОЛНЕЧНИК, МОРКОВЬ), если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ПОДОРОЖНИК, РОЖЬ, ЛУК).
Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневые системы”.
1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь
2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.
6. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Строение и рост корня.
Учитель. Рост корня – это увеличение их длины, объема, массы. Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зона роста. Растущая часть покрыта корневым чехликом, он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений (покровная ткань). Под корневым чехликом находится растущая часть корня, или зона деления, она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня. Молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в зоне растяжения. Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение, можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли, здесь находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Выше зоны всасывания, находится зона проведения, (проводящая ткань) в ней расположены сосуды, по которым вода поднимается вверх к стеблю и листьям под действием силы корневого давления. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”
Лабораторная работа “Корневой чехлик и корневые волоски”.
- Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
- Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
- Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
- Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
- Сделайте вывод.
Видоизменения корней.
Сообщение учащегося. Некоторые растения откладывают в видоизменённых корневых клубнях, которые образуются не на главном, а на боковых или придаточных корнях, часть созданных питательных веществ про запас. А у плюща развиваются корни присоски, с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.
У некоторых тропических растений (баньяна) корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева, эти корни служат не только для опоры, но и для питания растения.
У мангров - деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни - дыхательные. Они растут не вверх, а вниз и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха. У многих орхидей, живущих во влажных тропических лесах, на стволах и ветвях деревьев имеются воздушные придаточные корни. Они поглощают влагу и минеральные соли непосредственно из воздуха
IV. Закрепление материала и подведение итогов урока.
1 вариант
1. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:
- главный корень
- боковые корни
- придаточные корни
- воздушные корни
2. У моркови мы едим:
- побег
- корень
- плод
- клубень
3. Корневые волоски располагаются в зоне:
- всасывания
- проведения
- роста
- деления
4. Сосуды расположены в зоне:
- всасывания
- роста
- проведения
- деления
5. В образовании корнеплодов принимают участие
- придаточные корни
- главный корень
- боковые корни
- боковые и придаточные корни
2 вариант
1. У какого растения стержневая корневая система?
- пшеницы
- чеснока
- одуванчика
- овса
2. Корни, отрастающие от главного корня, называются:
- придаточными
- боковыми
- воздушными
- корневыми волосками
3. Корневой чехлик:
- обеспечивает передвижение веществ по растению
- выполняет защитную функцию
- придает прочность корням
- участвует в делении клетки
4. Зона всасывания корня образована тканью:
- покровной
- проводящей
- образовательной
- основной
5. Какое значение в жизни растения имеет корнеплод?
- в нем откладываются в запас вещества
- обеспечивает минеральными солями
- в нем образуются органические вещества
- обеспечивает водой
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание параграфы 19, 20, 21 задание: рабочая тетрадь № 62, 64, 65, 67.