Урок изобразительного искусства. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: развитие умения передавать настроение в рисунке посредством подбора соотношения красок в картине по тону и насыщенности, развитие эстетического вкуса.

Задачи:

  • Учится видеть прекрасное в жизни и передавать это в рисунке.
  • Развитие пространственных представлений, образного мышления.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к ИЗО.

Оборудование:

  • для учителя - презентация PowerPoint, пейзажи, выполненные в технике "монотипия", гуашь, кисти №3 и №6, альбомный лист, вода, салфетка.
  • для учащихся - гуашь, кисти №3 и №6, альбомный лист, вода, салфетка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Эвристическая беседа.

Слайд 1, 2.

1. Вопросы на эмоциональное восприятие картин и соответствующей им музыки.

- Что мы можем сказать об этих фрагментах? (Первый передает радостные, веселые чувства, а второй - грусть, печаль, тоску.)

- Почему мы то можем утверждать? (Первый фрагмент: в картине использованы красный, желтый, оранжевый, салатовый, малиновый цвета, музыка веселая. Второй: в картине темно-зеленый, светло-серый, темно-серый, синий, зеленый тон, а музыка грустная).

- Что у нас изменялось, когда мы просматривали эти фрагменты? (Настроение)

2. Кому свойственно настроение?

- Настроение свойственно не только человеку, но любому произведению искусства, так как в нём выражен настрой художника к тем событиям и предметам, которые он изображает.

Слайд 3.

- Если в живописи настроение передается колоритом, то в музыке настроение выражается через лад. (Словарная работа)

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

- Давайте вернемся к первым слайдам и посмотрим еще раз в каких тонах выполнена картина. (Теплые тона) Вторая? (В холодных)

3. Как можно выразить своё настроение?

- А как у каждого из вас выражается настроение? Что хочется делать? (Ответы детей)

- Почему же вы говорите, что когда у вас грустное настроение, вам хочется петь и когда радостное, вам тоже хочется петь? (Грустное настроение - грустные песни, радостное настроение - радостные)

- А вот известный педагог и поэт Лев Николаевич Модзалевский написал стихотворение о том, какие чувства может выражать песня.

Слайд 7.

Песня

Когда душа тоской полна,
Невольно песня нам поётся,
И наша песня, как волна,
Неудержимо льётся.

И в светлой радости своей,
И в тяжком, лютом горе
Спешим мы в песне поскорей
Излиться на просторе.

Когда в душе восторг кипит -
Приходит песня снова,
И громкий звук ее летит
До неба голубого.
Л. Модзалевский

- О каком настроении говорится в первом четверостишии?

- С чем сравнивается песня?

- Только ли о грустном настроении пишет автор? Почему он говорит именно так?

- Как мы еще с вами можем определить настроение? (По выражению лица).

Слайд 8.

- Определите настроение на портретах.

- Что вам помогло определить настроение?

3. Физминутка.

Слайд 9.

4. Постановка темы и целей урока.

Слайд 10.

- Чему мы будем учиться на уроке? (Передавать настроение в рисунке)

5. Совместная работа.

- Сегодня у нас не совсем обычное рисование пейзажа. Наша работа будет выполнена в технике "монотипия".

Слайд 11.

- Монотипия существует давно, более трехсот лет. Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков рук на стенах своих пещер...

Слайд 12

- Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь и др.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника

Показ образцов.

Слайд 13, 14.

Выполнение пейзажа.

Слайды 15-20.

6. Разгадывание кроссворда.

Слайд 21.

  1. Соотношение красок в картине по тону и насыщенности. (Колорит)
  2. Эти краски бывают медовые. (Акварель)
  3. Картина с изображением человека или группы людей. (Портрет)
  4. Вид изобразительного искусства, в котором изображение даётся с помощью линий. (Графика)
  5. Вид орнамента в котором используются, такие геометрические фигуры, как круг, квадрат и др. (Геометрический)
  6. Картина с изображением природы. (Пейзаж)
  7. В нём выражен настрой художника, его отношение к событиям и предметам. (Настроение)
  8. Свойство предметов, когда полностью совпадают части, разделенные осью. (Симметрия)
  9. Как называются жёлтая, синяя и красная краски? (Основные)
  10. Способ изображения, отпечатывание. (Монотипия)
  11. А по вертикали у нас с вами получилось слово: (Творчество) Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся)

Слайд 22.

7. Завершающий этап работы с пейзажем.

- А теперь наступает самый творческий момент. Посмотрите на свои работы, они у вас уже высохли и мы можем приступить в завершающему этапу - прорисовке. Чем мы можем дополнить наши пейзажи? (Ответы детей)

8. Анализ работ.

9. Итог урока.

Слайд 23.