Цели урока: развитие умения передавать настроение в рисунке посредством подбора соотношения красок в картине по тону и насыщенности, развитие эстетического вкуса.
Задачи:
- Учится видеть прекрасное в жизни и передавать это в рисунке.
- Развитие пространственных представлений, образного мышления.
- Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к ИЗО.
Оборудование:
- для учителя - презентация PowerPoint, пейзажи, выполненные в технике "монотипия", гуашь, кисти №3 и №6, альбомный лист, вода, салфетка.
- для учащихся - гуашь, кисти №3 и №6, альбомный лист, вода, салфетка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Эвристическая беседа.
1. Вопросы на эмоциональное восприятие картин и соответствующей им музыки.
- Что мы можем сказать об этих фрагментах? (Первый передает радостные, веселые чувства, а второй - грусть, печаль, тоску.)
- Почему мы то можем утверждать? (Первый фрагмент: в картине использованы красный, желтый, оранжевый, салатовый, малиновый цвета, музыка веселая. Второй: в картине темно-зеленый, светло-серый, темно-серый, синий, зеленый тон, а музыка грустная).
- Что у нас изменялось, когда мы просматривали эти фрагменты? (Настроение)
2. Кому свойственно настроение?
- Настроение свойственно не только человеку, но любому произведению искусства, так как в нём выражен настрой художника к тем событиям и предметам, которые он изображает.
Слайд 3.- Если в живописи настроение передается колоритом, то в музыке настроение выражается через лад. (Словарная работа)
- Давайте вернемся к первым слайдам и посмотрим еще раз в каких тонах выполнена картина. (Теплые тона) Вторая? (В холодных)
3. Как можно выразить своё настроение?
- А как у каждого из вас выражается настроение? Что хочется делать? (Ответы детей)
- Почему же вы говорите, что когда у вас грустное настроение, вам хочется петь и когда радостное, вам тоже хочется петь? (Грустное настроение - грустные песни, радостное настроение - радостные)
- А вот известный педагог и поэт Лев Николаевич Модзалевский написал стихотворение о том, какие чувства может выражать песня.
Слайд 7.Песня
Когда душа тоской полна,
Невольно песня нам поётся,
И наша песня, как волна,
Неудержимо льётся.И в светлой радости своей,
И в тяжком, лютом горе
Спешим мы в песне поскорей
Излиться на просторе.Когда в душе восторг кипит -
Приходит песня снова,
И громкий звук ее летит
До неба голубого.
Л. Модзалевский
- О каком настроении говорится в первом четверостишии?
- С чем сравнивается песня?
- Только ли о грустном настроении пишет автор? Почему он говорит именно так?
- Как мы еще с вами можем определить настроение? (По выражению лица).
Слайд 8.- Определите настроение на портретах.
- Что вам помогло определить настроение?
3. Физминутка.
4. Постановка темы и целей урока.
- Чему мы будем учиться на уроке? (Передавать настроение в рисунке)
5. Совместная работа.
- Сегодня у нас не совсем обычное рисование пейзажа. Наша работа будет выполнена в технике "монотипия".
Слайд 11.- Монотипия существует давно, более трехсот лет. Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков рук на стенах своих пещер...
Слайд 12- Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь и др.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника
Показ образцов.
Слайд 13, 14.Выполнение пейзажа.
Слайды 15-20.6. Разгадывание кроссворда.
- Соотношение красок в картине по тону и насыщенности. (Колорит)
- Эти краски бывают медовые. (Акварель)
- Картина с изображением человека или группы людей. (Портрет)
- Вид изобразительного искусства, в котором изображение даётся с помощью линий. (Графика)
- Вид орнамента в котором используются, такие геометрические фигуры, как круг, квадрат и др. (Геометрический)
- Картина с изображением природы. (Пейзаж)
- В нём выражен настрой художника, его отношение к событиям и предметам. (Настроение)
- Свойство предметов, когда полностью совпадают части, разделенные осью. (Симметрия)
- Как называются жёлтая, синяя и красная краски? (Основные)
- Способ изображения, отпечатывание. (Монотипия)
- А по вертикали у нас с вами получилось слово: (Творчество) Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся)
7. Завершающий этап работы с пейзажем.
- А теперь наступает самый творческий момент. Посмотрите на свои работы, они у вас уже высохли и мы можем приступить в завершающему этапу - прорисовке. Чем мы можем дополнить наши пейзажи? (Ответы детей)
8. Анализ работ.
9. Итог урока.