Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой

Разделы: Работа с дошкольниками


В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • создание речевой развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, ДЮЦ и др.).

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

  • составила перспективное планирование для детей от 2 до 7 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;
  • разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой; экскурсий в детскую библиотеку, магазин "Книги", музей; целевых прогулок, сценарии праздников, литературных викторин; игр - путешествий "Путешествие по сказкам Шарля Перро", "Путешествие по "Синичкину календарю" и др.;
  • подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Мальчик (девочка) наоборот", "Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался"), совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы"), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.);
  • сделала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
  • приобрела наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия;
  • с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги: сказки, рассказы, загадки, стихи и т.п., портреты писателей, иллюстрации из литературных произведений, соответствующие возрасту детей. В библиотеке проводим тематические выставки "Рассказы о природе Е. Чарушина", "По следам русских народных сказок", "Наш веселый дядя Остер" и др. Приглашаем на выставку родителей, детей из других групп.

В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам. Мною разработаны и проведены занятия "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в нашей группе прошли выставки "По страницам сказок", "Мой любимый герой сказок К.И. Чуковского", "По рассказам В.И. Бианки" и др.

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами. В приемной группы для родителей оформляем выставку книжек - малышек.

Для совершенствования интонационной выразительности речи на занятиях, в свободной деятельности предлагаю детям прослушать звуковые книги "Русские народные сказки", "Рассказы Н. Носова", "Стихотворения С.Я. Маршака", "Дядя Степа С.Михалкова" и др.

Традиционным стало проведение "Литературной гостиной", где родители рассказывают ребятам о своих любимых книгах детства, собраниях сочинений любимых писателей, читают наиболее понравившиеся отрывки из произведений, стихотворения, знакомятся с биографиями писателей, организуют и проводят детские конкурсы чтецов.

Сказка и игра во все времена имели огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества и развития речи у детей. Отмечу, прежде всего, что текст произведения для детей - канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем больше ребенок знает литературные произведения и разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

На мой взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых. Работая по проекту, у дошкольников формируются такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.

Так, одним из примеров может послужить создание совместного проекта "Двенадцать месяцев". В ходе его реализации дети подготовительной к школе группы прослушали и посмотрели сказку, рассматривали иллюстрации и репродукции картин о временах года, заучивали стихотворения И. Никитина "Встреча зимы", Е. Благининой "Весенняя гостья", А. Пушкина "Уж небо осенью дышало:", А. Введенской "Песенка о дожде"; слушали музыкальные произведения А. Вивальди "Времена года", П. Чайковского "Времена года", "Песня жаворонка" и др.; разгадывали литературный чайнворд "Чьи приметы?"; играли в подвижные и дидактические игры; разучивали музыкально-ритмическую композицию "Красное солнышко"; изготовили коллажи "Времена года"; организовали тематические выставки "Краски осени", "Зимушка хрустальная", "Весенняя капель", "Здравствуй лето".

Завершающим этапом проекта была постановка сказки "Двенадцать месяцев" по сценарию придуманном детьми, где родители принимали самое активное участие: шили костюмы, помогали в изготовлении декораций, разучивании ролей, и, конечно, были самыми благодарными зрителями.

Традиционно для детей младших групп организуем показ мини-спектаклей по литературным произведениям, применяя разные виды театра: игры - драматизации, настольный и кукольный театр. При постановке дети используют театральные игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушку, дошкольники постепенно переходят от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. Процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая речи героя. Многие ребятишки, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок. Изготовление игрушки способствует воспитанию характера, ведь не так легко сделать игрушку, требуются значительные волевые усилия, усидчивость, умение планировать свою деятельность. Игрушки для одного спектакля создаем коллективно, такая работа формирует умение трудиться вместе, помогать друг другу, преодолевая трудности, радуясь совместным успехам.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития речи дошкольников увеличился на 10% в период с 2007г. по 2010г. (с 90% до 100%).

Обобщила свой педагогический опыт по развитию речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и представила его в 2008г. на заседании методического объединения воспитателей старших групп ДОУ, проведя практикум "Дидактические игры на развитие интонационной выразительности речи дошкольников"; в 2009г. - открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой с детьми подготовительной к школе группы по теме "К нам весна шагает"; в 2010г. на Всероссийском фестивале "Открытый урок", получив диплом и сертификат на публикацию статьи "Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой".