Тема: Решение задач на движение
Тип урока: Урок совершенствования знаний.
Триединая цель:
– дидактическая: формировать у учащихся умение устанавливать взаимосвязь между величинами – скоростью, временем, расстоянием; решать простые задачи на движение;
– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся, познавательный интерес;
– воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, любовь к родному краю, а так же самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация; карточки с единицами измерения величин, с формулами вычисления скорости, времени, расстояния; листочки с заданиями для индивидуальной работы и парной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно вы узнаете чуть позже.
– Пройдет немного времени и начнется пора отпусков и многие жители Камчатки поедут на отдых в другие страны, города. Многие из них будут проезжать через столицу нашего государства, через …Москву.
– Единственный вид транспорта с помощью которого можно добраться до других городов России с Камчатки, это – …? (Самолет)
II. Актуализация опорных знаний.
– Давайте же выясним какое расстояние от Камчатки до Москвы нужно преодолеть на самолете, если он летит 9 часов со скоростью 800 км/ч? (7200 км)
– Как узнали?
– Так как найти расстояние? (формула на доске)
– Зная расстояние от Москвы до Камчатки и время, что мы сможем узнать?
– Как найти скорость? (формула на доске)
– Зная расстояние от Москвы до Камчатки и скорость, что мы сможем узнать?
– Как найти время? (формула на доске)
Доска: S v t
– Какие величины мы с вами вспомнили?
– Скорость, время, расстояние – это величины чего? (движения)
(Слайд 1) Тема нашего урока…
1) индивидуальная работа по карточкам: решение задач на движение (2 ученика – Приложение 1).
2) работа у доски;
– Из предложенных наименований выберите единицы измерения v; t; S. (3 ученика работают у доски).
Кг, км, т, с, км/ч, см, км, сут., м, год, мин, дм, м/мин, см, м/с, ч, мм/мин.
3) работа в парах;
(Слайд 2)
– Как люди путешествуют с давних времен?
Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться различные предметы (работа по карточкам – Приложение 2).
Задание: соотнесите скорость и вид транспорта.
Машина | 10 км/ч |
Велосипед | 80 км/ч |
Самолёт | 65 км/ч |
Мотоцикл | 800 км/ч |
Плот | 12 км/ч |
Собачья упряжка | 5 км/ч |
Прослушивание музыкального фрагмента (Приложение 3)
– О каком уголке земного шара шла речь в песне? Почему вы уверенны в этом?
III. Обобщение и систематизация изученного.
1) Решение задач;
(Слайд 3)
И сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по Камчатскому краю.
– Какой вид транспорта вы выбрали бы, чтобы преодолеть расстояние в суровых, непроходимых условиях? Почему?
Наше путешествие будет проходить на собачьих упряжках и отправимся мы с вами по маршруту “Берингии – 2009”.
– Что такое “Берингия”? (Берингия – это экстремальная гонка на собачьих упряжках в России по Камчатскому краю. Она считается самой длинной гонкой во всей Евразии и берет старт в Эссо).
А протяженность всего маршрута, мы узнаем в конце урока.
а) Маршрут экстремальной и длительной гонки проходил через 15 национальных сел Камчатского края. В прошлом году впервые среди участников, помимо камчатских спортсменов, были каюры из соседних регионов: Чукотки и Якутии.
Гонщики провели упряжки в экстремальных условиях: температура воздуха в этих районах не превышает минус 10 – минус 15 градусов днем и минус 15 – минус 25 ночью. На многие километры вокруг здесь раскинулась покрытая снегом тундра.
b) (Слайд 4 – 6) На старт в 9.00 в селе Эссо вышло 16 каюров и им нужно было добраться до первого контрольного пункта Анавгая .
(Слайд 7)
Задание: Какое расстояние от Эссо до Анавгая, если первый каюр ехал со скоростью 12 км/ч и добрался до места контрольного сбора через 2 часов?
– анализ задачи.
(Слайд 8)
Переведите:
24 км = … м
24 км = … дм
24 км = … см
24 км = … мм
(Слайд 9 – 11)
В поселке Анавгай каюров торжественно встречали под звуки бубнов в этно – культурном комплексе “Мэнэдек”, что в переводе с эвенского языка обозначает “стойбище”. Располагается комплекс на берегу горной реки. Включает в себя три блока: эвенский, корякский и детский. На его территории находятся эвенские и корякские жилища – юрты и яранги, сооружения для хранения одежды и утвари. Комплекс создан руками артистов различных ансамблей, а также жителей села Анавгай.
В переводе с эвенского языка название села означает “Смола лиственницы”. Село Анавгай образовано 12 августа 1926 г. Расстояние до Петропавловска-Камчатского — 495 км.
(Слайд 12-13)
c) После двухчасового отдыха участники двинулись дальше. Путь каюров проходил через Янпат – Кекук – Усть-Хайрюзово.
(Слайд 14)
Задание (1 ученик у доски): Расстояние между Анавгаем и Ковраном 252 км. Первую часть пути каюр прошёл за 13 часов со средней скоростью 9 км/ч, а вторую часть пути за 9 часов. С какой средней скоростью двигалась упряжка во второй части пути?
– анализ задачи.
(Сведения: Победителем “Беренгии – 2008” стал Николай Левковский, который прошёл весь маршрут за 76 ч 48 мин 37 с, причем в упряжке было 9 собак, три из которых были сняты из-за усталости. Это был единственный случай, когда скорость собак доходила до 15 км/ч. Его успех был занесен в книгу рекордов “Беренгии”)
(Слайд 15) В с. Ковран всю ночь встречали участников гонки. Здесь и остались участники на отдых до утра.
Село Ковран – столица ительменов. Именно здесь сконцентрировались и пытаются выстоять самые яркие творческие силы малочисленного ительменского народа.
Физ.минутка (Самоцветы – Увезу тебя я в тундру.)
(Слайд 16)
d) На утро – снова в дорогу. На этот раз впереди их ждали Квачина, с. Седанка и гостеприимный Тигиль, где все уже было готово к встрече долгожданных гостей.
(Слайд 17) К моменту приезда в Тигиль, участники были в пути уже 6 суток и проехали 444 км.
(Слайд 18)
Задание (самостоятельно): Узнайте, какова средняя суточная скорость упряжки, если она прошла расстояние 444 км за 6 суток?
(Слайд 19 – 22) Гонка добралась до Тигиля и в обед въехали упряжки в село. Там уже их встречали знаменитые коллективы Камчатки, а так же множество болельщиков и туристов. Все участники гонки были вкусно накормлены, нарты распряжены, собаки осмотрены.
(Слайд 22) А потом снова была тундра, непогода, усталость, отчаяние, злость, азарт… и где-то впереди Палана.
(Слайд 23) Уже были первые неудачи. Один из участников заблудился в пургу, был снят с трассы и дальше шел вне зачета. Другой же участник на том же переходе в Воямполке потерял из-за непогоды больше суток и шел теперь, по минутам отыгрывая время. Большую часть пути он бежал за упряжкой, наверстывая упущенное время.
(Слайд 24) Во время путешествия каюр должен следить за физическим состоянием собак. Долгий бег по снегу лишает животных сил и грозит обморожением. Чтобы этого не произошло, каюры каждый раз очищают лапы своих питомцев, либо надевают на них специальные пинетки. Основательно собак кормят раз в день, но во время длительных и сложных переездов хозяева время от времени подбрасывают им рыбу, мясо или нерпичий жир. По словам участника “Берингии – 2009”, такие изнурительные забеги выматывают ездовых собак, поэтому они быстро стареют.
– А сколько же может быть собак в упряжке? Вы узнаете решив уравнения…
(Слайд 25)
2) Решение уравнений;
Задание (2 ученика с обратной стороны доски):
I – В. х* 6 = 240 – 150
II – В. 75 + Y = 810 : 9
– Что было неизвестно? Как узнать?
(Слайд 26) Порой и специальные пинетки не помогали. На контрольном пункте собакам лечили стертые в кровь лапы. Они скулили и вырывались из рук. Потом все начиналось сначала: собак поднимали затемно с подтаявшего снега, впрягали в нарты, и они снова шли на север.
(Слайд 27) Наступил какой-то перелом, пришла усталость – физическая и моральная, может, еще и потому, что все дальше оставался дом, все незнакомее – местность, все пустыннее – тундра.
(Слайд 28 – 29) Больше не было дорог, впереди шел вездеход прокладывая для упряжек гусеницами путь на снегу. Каюры, проклинавшие на каждом переходе непогоду, дорогу теперь молча и упрямо продвигались все дальше на север. Воспитывая тем самым стойкость, отвагу, самостоятельность.
(Слайд 30 + проверка на слайде)
3) самостоятельная работа;
– Что вы знаете о порядке выполнения действий?
I – В. (3005 – 2989) * 3 + 158 (206 расстояние от Тигиля до Паланы)
II – В. (1250 + 645) : 5 – 99 (280 расстояние от Паланы до Караги)
(Слайд 31 – 32) И они дошли...вот они последние метры.
(Слайд 33)
4) – Так какой же путь проделали участники гонки?
Задание (проверка на слайде): Найдите длину кривой, состоящей из 6 звеньев и вы узнаете расстояние всего маршрута “Берингия – 2009” (23 + 265 + 155 + 207 + 280 + 20 = 950).
(Слайд 34) Пройдены все 15 этапов гонки – от старта в с. Эссо до финиша в п. Оссора общей протяженностью маршрута 950 км за 14 дней. Финишировало лишь 14 каюров из 16. Победителем “Берингии – 2009” стал Левковский Николай 41 год.
10 собак 77ч 07м 08с
Есть у корякских каюров древний обычай – собаку-передовика после финиша нужно отдать, а если не возьмут – то убить. Не сможешь убить – значит, слаб и ничего в этой жизни не добьешься. Для настоящих каюров собаки прежде всего – это друзья и помощники, а потому относятся они к ним с уважением. Иначе нельзя: ведь им предстоит пройти вместе долгий и трудный маршрут.
IV. Итог урока.
– Умение решать какие задачи мы сегодня с вами отрабатывали?
– Как найти расстояние?
– Как найти скорость?
– Как найти время?
Д/з: стр. 26 № 144
(Слайд 35)
13 марта 2010 года состоится 20-ая гонка на собачьих упряжках “Берингия – 2010”.
(Слайд 36) Просмотр видеоролика (Приложение 4)
Гонки на упряжках – это не просто соревнования, это еще и верный способ не забывать традиции предков, помнить, как они выживали в северных условиях, научиться выносливости, мужеству, честности и терпению.