Урок литературного чтения "Библейские сказания. Всемирный потоп". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: адаптивный комбинированный урок.

Цель урока: формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре с использованием интернет-технологий.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки выразительного чтения, скорочтения.

2. Расширять, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.

3. Формировать умение понимать и воспроизводить прочитанное.

4. Развивать речь, творческое мышление, воображение.

5. Воспитывать жизненную позицию через художественное произведение.

6. Привлечение учащихся к великому литературному творению – Библии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеолайзер, презентация к уроку, фрагмент мультфильма “Ноев ковчег”, магнитофон, аудиозапись произведения Бетховена, выставка библейской литературы, макеты деревьев, рисунки детей, таблицы Шульте – 24 штуки.

Ход урока

1. Настрой на восприятие.

Учитель: Обратите внимание на эти два дерева. Эти деревья особенные. А вот в чем их особенность хотелось бы узнать у Вас.

Ответы детей:

Среди Рая росли два особенных дерева: “Дерево жизни”, от плодов которого люди были бессмертны, не болели. Вода не могла потопить человека, огонь не мог сжечь, земля не могла “пожирать” в пропасти, воздух не мог повредить человеку никаким образом. Адам разговаривал с Богом, и слышал Его, понимал язык ангелов и всех зверей.

“Дерево познания добра и зла”, от плодов которого Бог предрекал смерть.

Учитель: Заглянем в толковый словарь и объясним значение слов “добро” и “зло”. (Дети зачитывают из толкового словаря Ожегова)

Учитель: На сегодняшнем уроке мы совершим открытие, проследив судьбу людей, попробовавших плодов “Дерева познания добра и зла” я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора. (Дети отвечают)

Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству

(На слайде высказывание Виталия Бианки). “Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире”.

Учитель: Ребята, как вы думаете о каких тайнах идет речь?

Учитель: Я считаю, что чтение различных по содержанию книг – это тоже тайна – тайна познания.

Учитель: Наша задача на уроке – разгадать некоторые тайны библейских сказаний, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышляли люди в древности.

2. Проверка домашнего задания.

  • Что такое библия? (Греч.книга. состоящая из двух частей: Ветхий завет, Новый завет)
  • Соотнеси начало Священного писания с названием второй части книги. Объясните название “В начале было слово…”.
  • Каковы же воззрения древних на происхождение жизни и человека?
  • Как ты понимаешь то, что Бог создал человека по своему образу и подобию?
  • Как Бог сотворил человека? Какое дал ему имя? Зачитай.
  • Какой наказ был дан Адаму?
  • Почему Бог решил сотворить помощницу? Какое ей было дано имя? Прочитайте о её сотворении.
  • Что посулил Бог в наказание Адаму и Еве?

Что потеряли люди, когда Бог изгнал их из Рая? (Дети отвечают “Нарушив заповедь Божию, Зло вошло в сердце Адама, а Злу нельзя давать возможность жить вечно и люди потеряли бессмертие).

Какая утрата кажется Вам самой важной? Почему? Дети отвечают: “У Адама и Евы была возможность покаяться перед Богом, но они этого не сделали. Мир утратил первозданное совершенство. Адам и Ева утратили Бессмертие. Так вместе со Злом и предательством в мире появился грех. Земной Рай покинул Землю: зло, которое познали Адам и Ева, воцарилось на всей Земле. Среди цветов проросли сорняки и колючки, звери одичали, стали нападать друг на друга и даже на людей; но самое страшное люди стали болеть и умирать. Смерть, которой не было места в Раю, стала владыкой на Земле. Законом жизни стала жестокость, жадность и ложь”).

Можно ли считать, что люди что-то приобрели взамен утраты бессмертия? (Дети отвечают: Они научились добывать себе пищу самостоятельно)

  • Какие силы по свидетельству Библии, являются невидимыми? (Сам Бог и сотворенные им ангелы. “Ангел” в переводе с греческого языка означает “вестник”, “посланец”. Ангелы бессмертны и не имеют такого тела, как у нас. Они одарены умом, могуществом)
  • Могут ли невидимые силы становиться видимыми? Приведите примеры из текста. (Клеветник и соблазнитель – дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева…)
  • Какой смысл имеют выражения “запретный плод”, “утерянный рай”, “манна небесная. (Жизнь людей в раю была исполнена любви и радости. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти. Питались они плодами райских деревьев. Среди животных не было вражды, животные не поедали друг друга, а как написано в Библии: “ … дал Господь всем в раю в пищу всякую зелень и плоды”. Жили все вместе и питались травой и растениями. Животные не боялись людей, а наоборот, любили и слушались их. А Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, т.е. в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как Отец детям, и сообщал им всё нужное. И была в раю во всём воля Божия и Божий порядок. Они не знали, что такое зло, и все, что они делали, было Добром и Красотой. Потому-то они не ведали ни горя, ни болезней и жить могли вечно. Как это было чудесно. Никто не нападал друг на друга, все жили мирно: лани щипали травку рядом со львами, орлица заботилась о голубятах, а козлята играли с волком.)
  • Чему нас учит история Адама и Евы?

(Бог для Адама и Евы – Отец, Он их создал, дал жизнь. Бог любил Адама и Еву и желал им только добра, именно через Него они вошли в этот мир. Мы входим в мир через своих родителей. Нам надо слушаться наших родителей, т.к. они тоже любят нас, желают только добра, хотят уберечь нас от бед, и у них больше жизненного опыта. В нашей жизни родители часто ставят детям запреты, и нарушение родительского запрета, непослушание может привести к непоправимой беде. Надо очень осторожно относиться к советам незнакомых людей, и прежде чем принять какое-либо решение, нужно обязательно посоветоваться с родителями. Не стремиться познать то, что нам ещё рано познавать. Помнить пословицу: “Всему своё время”. Нужно отличать добро от зла. Добро – это то, к чему призывал Бог: любить друг друга, не обижать друг друга, помогать друг другу, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать… Зло – это то, что угодно падшему ангелу – ненависть, брань, зависть, гордыня, ложь, воровство, обиды…. Человек должен помнить: у него дар свободы выбора, Бог только советует, как поступить, решение принимает сам человек)

3. Подготовка к восприятию.

Учитель: Путь к Дереву Жизни был навсегда закрыт для людей.

Учитель: В наставление Бог дал им следующие десять заповедей:

  1. Не создавай себе идолов и не поклоняйся им.
  2. Не произноси имя Господа твоего напрасно.
  3. Помни день субботний, чтобы святить его.
  4. Выполняй всю работу в остальные шесть дней недели.
  5. Почитай отца своего и мать.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не лжесвидетельствуй против своего ближнего.
  9. Не укради.
  10. Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Учитель: Живя на Земле, люди стали забывать заповеди Бога. Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет, и сказал, что если они не исправятся, то по прошествии 120 лет Он истребит их с лица земли. Но люди не только не исправились, а стали ещё хуже.

Слайд: Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

Учитель: Если вы вставите пропущенные буквы, то прочтете, что именно решил наслать на людей Бог. (Потоп)

Учитель: Сегодня мы на уроке познакомимся с библейским сказанием “Всемирный потоп”. Откройте учебник на странице 34.

1) В быстром темпе на стр.34 читаем начало сказания и находим строки-подтверждения людского зла. (А когда пили вино…)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Посмотрите фрагмент и скажите, что велел Ною Бог? (Просмотр фрагмента мультфильма “Ноев ковчег”)

Ученик: Он велел Ною построить Ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством: Ной с женой и три его сына – Сим, Хам и Иафет с жёнами, всего 8 человек, и взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) – по семи пар, а нечистых – по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных. Размеры ковчега упомянуты в Библии: длина примерно - 157 м; ширина - примерно 26 м; высота – примерно 15.7 м.

Когда Ной строил ковчег, ему было 600 лет (в те времена люди могли жить гораздо дольше, не утрачивая физическую силу и здоровье).

Всемирный потоп начался 1656 лет спустя после сотворения Адама. Дождь шел 40 дней, а вода покрывала землю в течение 150 дней.

Весь Ковчег управлялся только 8 людьми. Они 150 дней кормили тысячи животных и чистили их стойла. Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов — почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет. Ной прожил 950 лет, он был последний достигший такой глубокой старости.

Учитель: Кто может сказать, сколько лет Ной строил ковчег? Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?(Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли.Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для покаяния. Но, видя, что люди не воспользовались столь долгим временем, уже перед самым началом потопа, за 7 дней, Бог сказал Ною, чтобы он с семьёй и с животными вошёл в ковчег. 7 дней продолжалась “посадка” пассажиров в ковчег.)

Учитель: Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег. Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

Слайд. (Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа)

Учитель: Но даже это необычное явление не вразумило людей.

2) С помощью таблиц Шульте прочитайте текст на стр.35.

Учитель: Найдите сколько дней и ночей лил дождь? (И шел дождь …)

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Послушайте музыкальный отрывок. Можно ли его соотнести со строками из сказания? Если да, найдите эти строки и зачитайте. Обоснуйте свой ответ.

Учитель: Как нужно читать эти строки? Я даю вам 20 секунд на подготовку к чтению. Посоветуйтесь с соседом по парте каким тоном будете читать, где нужно сделать паузы и поставить логические ударения, потренируйтесь. Обратите внимание на силу голоса: Тихо, громко.

Учитель: Чья пара готова? Обратите внимание как выделил отрывок … (показ выделенного текста на видеолайзере). (И нельзя было понять где небо, а где земля …)

- Удалось ли ….справиться с задачей? Почему?

- А как бы …. Прочел эти строки?

- В каких строках вы увидели олицетворение.

Учитель: Русский художник Иван Айвазовский использовал в своей картине библейский сюжет о всемирном потопе. Величайшее достижение художника – смелое использование светотени. С помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении, раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лица, выявляя их внутренний мир.

Учитель: Чьи фигуры изображены в центре картины?

Учитель: Как вы думаете, мог Бог за один день или даже за одно мгновение навести потоп? Почему он этого не сделал? До самого последнего момента Бог желал, чтобы люди своё сердце от зла обратили к добру. Мы сегодня говорили о том, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено.

По каким строкам можно понять, что выжившим было страшно? Какие в сказании употреблены глаголы?

(Под музыку)

Учитель: А чтобы нам не было страшно.

Закройте глаза нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе….Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Учитель: Откройте глаза, посмотрите вокруг, возьмитесь за руки, глядя дуг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды.

Ученик: Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев). После 150 дней вода стала постепенно убывать, а убывала до 10 месяцев. Существует достаточно авторитетное мнение австрийских геологов [4], что бедствие началось в сентябре 9545 до н.э., или 11 545 лет назад. Причиной его действительно могли быть мощные продолжительные дожди, вызвавшие катастрофическое наводнение, затопившее всю сушу. На 7-м месяце ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В 1-й день 10-го месяца показались вершины всех гор. И только к концу года вода вошла в свои вместилища. Почти год Ной с семьёй и с животными провёл в ковчеге.

Как Ною узнать, что земля уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных, ведь он находится на вершине самой высокой горы на земле?

Ученик: Как же Ной поступил? (Предположения детей)

3) Чтение за диктором стр.36-38. Ответьте на вопросы после чтения текста:

Учитель: Какое же знамение послал Бог Ною?

Ученик: Радуга — символ связи с высшим, знак единства с Богом.

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Ворон улетел и прилетел обратно.

Учитель: Как вы думаете, почему ворон обратно прилетел? (Негде было ворону “приземлиться”, значит, земля была ещё под водой).

Ученик: Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти пристанища, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав ещё семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла. Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним.

Учитель: Иван Айвазовский изобразил картину, когда Ной со своими животными спускается с вершины Арарата при чудном восходе солнца и уже местами открылась из-под воды чудная природа"

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц. Бог принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании. Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.

Ученик: Ученые верят в миф о потопе, и они не сомневаются в истинности Священного Писания. Многие уверены, что Библия описывает реальное событие. (Слайд)

Ноев ковчег остановился на склоне горы Арарат. Араратские горы существуют не только в мифе. Они представляют собой два потухших вулкана, соединенных основаниями, между которыми простирается равнина в 20 км. Именно там находится огромное деревянное сооружение, похожее, по описанию очевидцев, на знаменитое древнее судно.

Легендарный ковчег искали с давних времен. Древнеиудейский историк I в. н.э. в своих произведениях писал, что многие смельчаки приносили с Араратских гор частички Ноева ковчега, которые становились священными реликвиями. В 1 в.н.э. историк Николай Дамаскин упоминал о горе Арарат, правда, под именем Барис: "В Армении существует одна большая гора, называемая Барис, на вершине которой сидит на мели со времен потопа Ковчег". Берос, халдейский историк, который жил около 280 г. н.э., говорит о "корабле, который причалил в Армении". Он рассказывал, что обитатели этой области отрывали кусочки большого корабля на амулеты.

Марко Поло также не избежал магнетизма священной горы. Он пишет: "Вы знаете, что эта страна, Армения, является тем самым местом, где находится Ноев ковчег, на вершине некоей громадной горы. Ее пики постоянно покрыты снегом, из-за чего никому не удается на нее взобраться".

Многие путешественники в своих трудах упоминают о Ноевом ковчеге, причалившем к горе Арарат. Но первая "официальная экспедиция" на вершину Арарата, о которой нам известно, была проведена в октябре 1829 года. Профессор физики Дерптского университета Фридрих Паррот совершил восхождение на Арарат.

С тех пор на поиски Ноева ковчега стали регулярно отправляться научные экспедиции из разных стран. В 1848 году в Армению прибыли турецкие ученые, которые, обнаружили обледеневшее огромное сооружение из почерневшего от времени дерева.

В 1888 году архидьякон нестоанской церкви Нурри взошел на Арарат. Вернувшись, он сообщил, что видел Ноев Ковчег. Он предложил попытаться освободить святыню из леденящего плена и спустить ее с гор. Но правительство Турции воспротивилось этому плану.

В 1916 году стоянку Ноева ковчега посетили русские исследователи. Они сфотографировали, обмеряли ковчег и даже взяли небольшой кусочек обшивки на экспертизу в Москву. Но, к сожалению, во время Гражданской войны эти бесценные свидетельства, подтверждающие существование легендарного судна в действительности, были безвозвратно утеряны.

После второй мировой войны в экспедицию на Арарат отправились французский ученый Ф. Наварра и его сын Габриэль. Им удалось добраться до ковчега. Ф. Наварра издал книгу о своем восхождении на Арарат, содержащую большое количество фотоснимков тех мест. (Слайд)

Ковчег был запечатлён на плёнку при аэрофотосъёмке в 1949 году. Снимки сделаны самолётом ВВС США, рассекречены в конце 90-х. В 1957 году таинственный объект видел турецкий лётчик. Начало космической эпохи внесло свой вклад: объекты, смахивающие на большой корабль, фотографировали спутники с околоземной орбиты.

В настоящее время интерес к библейской святыне не уменьшается. Итальянец Антонио Паледжо несколько раз побывал в Араратских горах и измерил ковчег: его длина равняется 155 м, ширина - 25 м, а высота - 15 м. Грандиозно, не правда ли? Даже допуская, что достижения древних в кораблестроении были большими, чем это принято считать, представляется невероятным, что в доисторические времена могло быть сделано судно таких размеров. Но ведь таким же невероятным нам кажется и строительство египетских пирамид. Однако никто не будет оспаривать их существование.

Поисками ковчега был увлечен и такой серьезный исследователь, как американский астронавт, участник полета на Луну корабля "Апполо-12", Джеймс Ирвин. На Арарат он поднимался несколько раз и как-то для сверки даже прихватил с собой макет библейского ковчега. Первые восхождения оказались безрезультатными. А вот в 1989 году, вернувшись из Турции, где он возглавлял экспедицию, Ирвин заявил, что видел Ноев ковчег.

Ученые из Франции сравнительно недавно провели радиоуглеродный анализ имеющихся в наличии кусков обшивки данного сооружения и установили, что возраст древесины составляет около 4000 лет. Историки считают, что именно столько времени прошло с тех пор, как Земля пережила катастрофу, именуемую в Библии Всемирным потопом.

Заснеженный Арарат с Ноевым ковчегом украшают современный герб Армении. (Слайд)

В газетах сообщалось, что этим летом должна была быть предпринята ещё одна попытка добраться до Ноева ковчега и доказать реальность его существования. Возможно, самая громкая из всех предпринимавшихся доселе. Но чем она закончилась, я так ни в одном источнике и не нашел. Может быть, кто-нибудь из вас слышал об этой экспедиции?

6. Постановка проблемы, деление на группы.

1-я группа-Чему нас учит эта история? (У человека есть два пути: к добру и ко злу. Право выбора остаётся за человеком. Выбирая между добром и злом, человек должен помнить, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено. Зло – это дорога в погибель, добро – путь к спасению. 2-я группа - Какие душевные качества нужны человеку, чтобы жить без зла на земле?

Неспособность на предательство; милосердие; верность, долг; доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота, честь; благородство; ум; сметливость доброта; правдивость, честность.

- Таким образом, перед нами предстает образ человека после потопа.

3-я группа - Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?”

4-я группа - Выбрать высказывания великих людей о добре и зле, зачитать их вслух.

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Толстой.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье. Саади

Если не хочешь знать страха, не чини зла. Кабус

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. Сенека

Жизнь злых людей полна тревог. Дидро

Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал

- Эти люди, ребята, жили в разные времена, в разных уголках земли, а утверждают они одно и то же. О чем это говорит? (Отвечают)

5-я группа – Разделите текст на смысловые части для пересказа

6-я группа – нарисуйте символы, о которых прочитали в сказании “Всемирный потоп”

7. Творческий отчет групп.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Слайд12:

Добро - вечная ценность!
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень.

8. Итог урока.

- Итак, наш урок подошел к концу. Хочется поблагодарить всех детей, которые помогали постичь сказание.

Оценивание (дети образуют круг).

- Что нового и полезного вы для себя сегодня узнали?

9. Домашнее задание.

Дома постарайтесь ответить на вопросы:

1. Где находится гора Арарат?

3. Расскажите об экспедициях на Арарат, о которых упомянули на уроке.

4. Какие доказательства существования Ноева ковчега вы можете привести?

№ 1. Допиши тезисы:

Наивысшая ценность для человека -…________________________________

_________________________________________________________________

Прочитанное нами сказание о …_____________________________________

_________________________________________________________________

Самое главное в жизни – это …______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

№2. Познакомь своих домашних с этой историей и узнай их мнение о сказании.

Написать этюд на тему: “Доброта спасёт мир”.

Приложение 1 (краткий вариант урока)

Учитель: Обратите внимание на эти два дерева. Эти деревья особенные. А вот в чем их особенность хотелось бы узнать у Вас.

Учитель: Заглянем в толковый словарь и объясним значение слов “добро” и “зло”.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы совершим открытие, проследив судьбу людей попробовавших плодов “Дерева познания добра и зла”.

- Ребята, как вы думаете о каких тайнах идет речь?

Учитель: Я считаю, что чтение различных по содержанию книг – это тоже тайна – тайна познания.

Учитель: Наша задача на уроке – разгадать некоторые тайны библейских сказаний, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышляли люди в древности.

10. Проверка домашнего задания.