В наши дни основная цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы язык выступал средством общения в диалоге культур.
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Известно, что язык является средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо). Именно эти четыре вида речевой деятельности и присутствуют в поле зрения учителя. Остановимся на аудировании, как неотъемлемой части обучения иностранному языку.
Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.
Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.
Аудирование (понимание воспринимаемой на слух речи) составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке.
На первом году обучения учащиеся должны овладеть устной формой общения, т.е. научиться понимать иностранную речь на слух и правильно реагировать на нее. Устное начало помогает продвигаться быстрее, т.к. дети в возрасте 6-7 лет легко воспринимают услышанное, без труда усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в то время как навыки к чтению и письму у них еще не очень хорошо развиты и на родном языке.
Есть несколько причин, по которым ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. У маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего; ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
Основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.
Смысловое восприятие речи на слух затрагивает такие понятия, как анализ, сравнение, абстракция, конкретизация и другие. Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие и узнавание. Значение внутренней речи для понимания очень велико, она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать. На начальной ступени обучения внутренняя речь протекает особенно интенсивно, и ее можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия.
Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование является не только целью, но и средством обучения. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование на начальном этапе идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры.
В процессе обучения аудированию в начальной школе учитель должен обратить внимание учащихся на то, что важно с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться, как говорят учитель или другие ученики, и постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами и понять услышанное. Необходимо прививать учащимся культуру слушания. Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка. А ведь это ничто иное, как воспитание личности ребенка, и имеет прямое отношение к развивающему обучению.
В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. В первом классе особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [æ — е], [o: — ə], [е — i], [i: — i] и т. д.
Зная это, учитель использует упражнения, снимающие такие трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу в произнесении [s], [z], [b] и [р], слышать долготу и краткость, распознавать количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и их смыслоразличительную функцию.
Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение учителем урока на английском языке. Отсюда предъявляются большие требования к речи учителя. Главные из них:
- нормативность (правильность) речи,
- ее узуальность (именно так скажет носитель языка в данной ситуации),
- отбор и повторяемость языковых средств,
- адекватность возможностям учащихся ее понять,
- эмоциональность и артистизм.
Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо неоднократное восприятие ее учащимися; для понимания значения можно использовать беспереводной способ раскрытия значения и только, при необходимости — перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.
Ознакомление начинается с восприятия целого, т. е. высказывания — речевой единицы, соотнесенной с ситуацией. Таким образом, оно идет от целого к частному, от высказывания к отдельному слову, а от него к звуку (если он новый).
Выбор способа раскрытия значения слова (семантизации) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.
Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания
следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет формироваться догадка, столь необходимая при слушании.
На выбор способа семантизации влияет и психологический фактор, например общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей для использования беспереводных приемов семантизации. Влияет также и уровень обученности, т. е. владение общими приемами учения. Чем выше уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной семантизации.
Помимо ознакомления, аудирование используется и при организации тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно объединить в пять групп:
Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
- фонетических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь звук [æ]»—учитель называет слова с разными гласными);
- грамматических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь существительное во множественном числе».);
- лексических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь слова, обозначающие цвет».).
Группа 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова».).
Группа 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушай и скажи, как зовут сестру Майка: I've got a sister. Her name is Ann. Mike hasn't got a sister. He has got a brother».).
Группа 4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Прослушай и передай одним словом: The place where we play sports games».).
Группа 5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления («Прослушай предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены:
It's red. I've got a ball. или Her name is Mary. I've got a sister».).
Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания, количестве слов или предложений. Для начального этапа обучения предназначаются тексты, состоящие из 3—6 предложений, на средней ступени это количество увеличивается до 10—15, а к концу обучения в школе — до 20—25.
Объем речевого сообщения зависит от многих факторов и не является стабильной величиной. Можно говорить лишь о минимальном или максимальном размере аудиотекста и определять его не количеством слов или предложений, а продолжительностью звучания. Такое измерение удобно для планирования занятий, для правильного распределения времени на различные виды речевой деятельности. Что касается работы в классе, то средний размер текстов, измеряемый продолжительностью звучания, для начального этапа должен составлять одну минуту, в пятых-шестых классах — две или три минуты, а у старших — три-пять минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он не превышает возможности учащихся в удержании информации (если ее нужно передать в форме, близкой к тексту оригинала) и позволяет развивать прогностические умения на уровне текста.
Учителю необходимо научить учащихся быстро отбирать языковые средства при общении, составлять микро- и макросообщения (монологические высказывания), вести диалог, беседу, уметь работать в ситуациях. Уроки с использованием аудиоматериала переключают учащихся на живой язык, вызывают у них повышенный интерес, при этом легче идет работа над произношением. Задача учителя – использовать этот вид работы для создания коммуникативной мотивации, побуждающей к говорению. Именно объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация высказывания – это потребность высказаться, когда средствами внешней наглядности учащемуся задается содержание и логическая последовательность высказывания. При этом у учащихся возникают трудности по отбору языковых средств.
Основная цель обучения устному общению на иностранном языке как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составление из них сообщений, фраз для общения перевести на уровень автоматизма. Сделать это значительно легче, если учащийся испытывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устного материала, будь то аудиоматериал или устное высказывание учителя или соученика.
Помимо того, что аудирование используется как средство обучения, оно является и целью обучения. В первом классе это прослушивание связного текста в звукозаписи или прочитанного учителем. Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Т.е. цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:
1) Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:
- прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
- прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
- прослушайте фонозапись, кинофрагмент, перескажите разговор действующих лиц;
- выделите новую для вас информацию;
2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;
- прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;
3) Упражнения для обучения восприятию монологической речи:
- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;
- просмотрите отрывок из фильма, объясните его основную идею;
- выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;
- прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея.
Последовательность работы с текстом:
- снятие трудностей (если есть новые слова, надо ознакомить с ними учащихся),
- установка на первое прослушивание,
- первое прослушивание,
- проверка понимания, исходя из установки на первое прослушивание,
- установка на второе прослушивание,
- второе прослушивание,
- проверка понимания, исходя из второй установки. Далее можно использовать текст для организации обучения говорению.
Интересной особенностью обучения при использовании аудиосредств является тот факт, что реплики, фразы речевого этикета (то, что обычно дается в виде «клише» и запоминается в результате многократного повторения) в разных ситуациях при прослушивании производят большое впечатление на учащихся и усваиваются непроизвольно, легче закрепляются и остаются в памяти в нужной интонации и быстром темпе речи.
Успешное овладение основополагающими видами речевой деятельности, каковыми являются слушание и говорение, зависит от языковых навыков, которые вырабатываются в процессе многократных повторений, доведенных до автоматизма употребления основных речевых образцов. Такая работа должна проводиться не только на уроке, но и дома. В данном случае очень важно, чтобы учитель совместно с учащимся организовал работу таким образом, чтобы учащийся смог увидеть результаты своей самостоятельной деятельности. Какова цель таких самостоятельных занятий? Она заключается в том, чтобы дать возможность учащемуся интенсивно упражняться в выработке умений и навыков употребления грамматических конструкций, в правильном построении фразы, правильном произношении, отработке интонации, т.к. все эти навыки формируются в результате большой устной практики.
Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т. д.), с другой стороны, от условий восприятия ( количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей — языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.
Как уже было сказано выше, аудирование — составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном, но и на родном языке.
На современном этапе аудирование включено в один из разделов ЕГЭ и является также проверкой уровня подготовленности учащихся.
Список используемой литературы:
- Гез. Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1981 - №5 - с. 32.
- Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1986 - №5 - с. 15.
- Ильина В. Я. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования//Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им. М. Тореза. 1988.
- Коменский Ян Амос. Великая дидактика. М., 1896.
- Ляховицкий М.В. Кошман И.М. Методика преподавания иностранного языка. М., 1981.
- Леонтьев А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1985.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.
- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И.Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. - 361 с.
- Рогова Г.В. «О речи учителя на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1984 - №5 - с. 6.
- Рогова Г.В., Верищагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе.
- Следников Б. Л. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Дис.... канд. пед. наук. М., 1993.
- Корнеева И.Н. Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении. Курс. работа. Калиниград, 2003