Итоговое занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе в форме КВНа. "Здравствуй, Азбука!"

Разделы: Логопедия


Цели.

1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:

  • степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;
  • умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;
  • степень овладения навыком чтения;
  • уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;
  • сформированность пространственно- временных ориентировок на себе;
  • формирование языкового чутья.

2. Выявить уровень сформированности нравственно- волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.

Оборудование: эмблемы команд “Почемучек” и “Умниц и умников”, десять карточек с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками - схематичными изображениями гласных и согласных твердых звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2 шт.), предметы для выкладывания полосы препятствий, грамота и диплом, именные ключи, детские книги.

Зал празднично украшен. На центральной стене - город Буквоград. Дети входят под музыку В. Шаинского “Вместе весело шагать”.

Вступительное слово логопеда.

Друзья! Мы долго путешествовали по городу Звуков и Букв. А сейчас стоим у ворот славного города Буквограда – столицы волшебной страны Азбуки. (Приложение 1)

Сегодня мы откроем вход в эту страну, чтобы продолжить путешествовать по Азбуке уже в школе. Для этого каждый должен получить именной волшебный ключик и пройти испытание, проявив свои знания, смекалку, находчивость, все то, чему вы учились в детском саду.

А значит, принять участие в КВНе.

- Что такое КВН? (Конкурс-соревнование веселых и находчивых людей)

Итак, в КВНе принимают участие две команды: “Почемучки” и “Умницы и умники”. (Представление капитанов команд)

Необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать выполнение конкурсных заданий.

(Жюри предлагается).

Приветствие команд.

“Почемучки”

Мы – ребята “Почемучки”.
Это вам – не белоручки,
Знать мы многое хотим!
Вас, друзья, мы победим!

“Умники и умницы”

- Будем умничать, друзья?
- Да!
- По-другому нам нельзя?
- Да!
- Ну, а если вдруг ничья?
- Не беда! С нами дружба навсегда!”

(Приветствия команд не оцениваются. Команды занимают свои места).

1 конкурсное задание – разминка “Так бывает или нет?”

Задание. Наиболее полно и связно объяснить в чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Время для обсуждения - одна минута, ответ дает один человек. Наиболее полное, связное и логичное объяснение оценивается пятью баллами (наивысший балл), за интересное добавление команды - один балл.

“Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши”.

“Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам.
Бегемот залез на елку
И грызет орешки там”. [5, c.29]

2 конкурсное задание “Угадай-ка!”

Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Участник получает карточку с картинками. Каждый, составивший новое слово получает фишку-очко. В конце подсчитывается общее количество фишек. Выигрывает та команда, которая правильно и больше составит новых слов.

Картинки:

лыжи, утка, кольцо;

кепка, индюк, тапки;

лопата, утка, ножи, ананас;

корова, утка, сумка, травка;

матрешка, аист, санки, крокодил, апельсин;

ножи, овощи, самолет;

мяч, игрушки, ручка;

мышь, овощи, самолет, танк;

ракета, утка, кот, автобус;

кот, арбуз, санки, корова, ананас.

(Подсчет фишек и слово жюри).

3 конкурсное задание “Объяснялки”

Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать в каждом столбике лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее.

Участвуют от каждой команды по два человека. Высшая оценка - пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.

Слова:

горка         тарелка

коньки       ложка

санки         вилка

лыжи         нож

4 конкурсное задание “Кто быстрее выложит звуковую цепочку”

Задание. Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысший балл - пять баллов за быстрое и правильное выполнение.

Карандаш - шкаф – флаг – кот - топор;

паук – капуста – автобус – самолет – танк.

(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета)

5 конкурсное задание

“А давайте-ка мы с вами
Поиграем со словами.
Рассказать я буду рада
Вам, ребята, про шарады:
Все шарады, как загадки -
В них слова играют в прятки.
Слово нужно отгадать
И скорей его назвать!”.

Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдается фишка-очко. Выигрывают те, кто быстрее и правильнее разгадают все ребусы. [4, с.7]

6 конкурсное задание “Шифровальщики”

К названию данной картинки составить звуковую схему слова.

Участвуют капитаны. Время - одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.

При ответе на вопрос команды: “ Какие еще слова спрятались в них?” - дается дополнительное очко.

Картинки:

  • парта
  • школа

(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов, объявление общего счета)

7 конкурсное задание. Игра – эстафета “Слово рассыпалось.
Кто быстрее сложит слово?”

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами со словом “азбука”. Буквы рассыпались. Слово “азбука” надо сложить. По очереди, преодолевая препятствия, положить букву возле обруча, прикоснуться к первому человеку в колонне и встать последним. Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно собранное слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибку.

Препятствия:

  • перепрыгнуть через мешочки;
  • пролезть через дугу;
  • змейкой оббежать кегли.

(Слово жюри за этот конкурс).

А пока жюри совещается и выявляет команду – победителя, ответьте: “Знаете ли вы? Какая буква в Азбуке самая последняя?”

Игра-инсценировка “Буква Я”

(Приложение 2)

Игра представляет собой инсценировку стихотворения Б. Заходера “Буква Я” с использованием “Алфавита телодвижений”. [2, с.42]

Это необычайная история, когда-то давно происшедшая в Азбуке.

Заключительное слово логопеда.

Друзья! Мы с вами тоже дружная семья. Сегодня мы это показали, достойно пройдя испытание.

Слово предоставляется жюри. (Вручается грамота за первое место и диплом команде- участнице.).

Каждому ребенку вручается ключик с первой буквой его имени от страны Азбуки и подарок - детскую книжку для чтения.

В добрый путь, друзья! Успешного путешествия вам по Азбуке в школе!

Список литературы

1. Заходер Б. Буква Я. - М.: Просвещение, 2005. -5с.

2. Майорова А. Алфавит телодвижений./Обруч. - № 3. – 2003. – 52 с.

3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСН, 1999. – 30 с.

4. Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи. - Спб.: “Детство-Пресс”, 2000. - 48 с.