Цели.
1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:
- степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;
- умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;
- степень овладения навыком чтения;
- уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;
- сформированность пространственно- временных ориентировок на себе;
- формирование языкового чутья.
2. Выявить уровень сформированности нравственно- волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.
3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.
Оборудование: эмблемы команд “Почемучек” и “Умниц и умников”, десять карточек с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками - схематичными изображениями гласных и согласных твердых звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2 шт.), предметы для выкладывания полосы препятствий, грамота и диплом, именные ключи, детские книги.
Зал празднично украшен. На центральной стене - город Буквоград. Дети входят под музыку В. Шаинского “Вместе весело шагать”.
Вступительное слово логопеда.
Друзья! Мы долго путешествовали по городу Звуков и Букв. А сейчас стоим у ворот славного города Буквограда – столицы волшебной страны Азбуки. (Приложение 1)
Сегодня мы откроем вход в эту страну, чтобы продолжить путешествовать по Азбуке уже в школе. Для этого каждый должен получить именной волшебный ключик и пройти испытание, проявив свои знания, смекалку, находчивость, все то, чему вы учились в детском саду.
А значит, принять участие в КВНе.
- Что такое КВН? (Конкурс-соревнование веселых и находчивых людей)
Итак, в КВНе принимают участие две команды: “Почемучки” и “Умницы и умники”. (Представление капитанов команд)
Необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать выполнение конкурсных заданий.
(Жюри предлагается).
Приветствие команд.
“Почемучки”
Мы – ребята “Почемучки”.
Это вам – не белоручки,
Знать мы многое хотим!
Вас, друзья, мы победим!
“Умники и умницы”
- Будем умничать, друзья?
- Да!
- По-другому нам нельзя?
- Да!
- Ну, а если вдруг ничья?
- Не беда! С нами дружба навсегда!”
(Приветствия команд не оцениваются. Команды занимают свои места).
1 конкурсное задание – разминка “Так бывает или нет?”
Задание. Наиболее полно и связно объяснить в чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Время для обсуждения - одна минута, ответ дает один человек. Наиболее полное, связное и логичное объяснение оценивается пятью баллами (наивысший балл), за интересное добавление команды - один балл.
“Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши”.
“Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам.
Бегемот залез на елку
И грызет орешки там”. [5, c.29]
2 конкурсное задание “Угадай-ка!”
Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.
Участвуют по пять человек от каждой команды. Участник получает карточку с картинками. Каждый, составивший новое слово получает фишку-очко. В конце подсчитывается общее количество фишек. Выигрывает та команда, которая правильно и больше составит новых слов.
Картинки:
лыжи, утка, кольцо;
кепка, индюк, тапки;
лопата, утка, ножи, ананас;
корова, утка, сумка, травка;
матрешка, аист, санки, крокодил, апельсин;
ножи, овощи, самолет;
мяч, игрушки, ручка;
мышь, овощи, самолет, танк;
ракета, утка, кот, автобус;
кот, арбуз, санки, корова, ананас.
(Подсчет фишек и слово жюри).
3 конкурсное задание “Объяснялки”
Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать в каждом столбике лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее.
Участвуют от каждой команды по два человека. Высшая оценка - пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.
Слова:
горка тарелка
коньки ложка
санки вилка
лыжи нож
4 конкурсное задание “Кто быстрее выложит звуковую цепочку”
Задание. Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.
Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысший балл - пять баллов за быстрое и правильное выполнение.
Карандаш - шкаф – флаг – кот - топор;
паук – капуста – автобус – самолет – танк.
(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета)
5 конкурсное задание
“А давайте-ка мы с вами
Поиграем со словами.
Рассказать я буду рада
Вам, ребята, про шарады:
Все шарады, как загадки -
В них слова играют в прятки.
Слово нужно отгадать
И скорей его назвать!”.
Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдается фишка-очко. Выигрывают те, кто быстрее и правильнее разгадают все ребусы. [4, с.7]
6 конкурсное задание “Шифровальщики”
К названию данной картинки составить звуковую схему слова.
Участвуют капитаны. Время - одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.
При ответе на вопрос команды: “ Какие еще слова спрятались в них?” - дается дополнительное очко.
Картинки:
- парта
- школа
(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов, объявление общего счета)
7 конкурсное задание. Игра – эстафета
“Слово рассыпалось.
Кто быстрее сложит слово?”
Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами со словом “азбука”. Буквы рассыпались. Слово “азбука” надо сложить. По очереди, преодолевая препятствия, положить букву возле обруча, прикоснуться к первому человеку в колонне и встать последним. Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно собранное слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибку.
Препятствия:
- перепрыгнуть через мешочки;
- пролезть через дугу;
- змейкой оббежать кегли.
(Слово жюри за этот конкурс).
А пока жюри совещается и выявляет команду – победителя, ответьте: “Знаете ли вы? Какая буква в Азбуке самая последняя?”
Игра-инсценировка “Буква Я”
Игра представляет собой инсценировку стихотворения Б. Заходера “Буква Я” с использованием “Алфавита телодвижений”. [2, с.42]
Это необычайная история, когда-то давно происшедшая в Азбуке.
Заключительное слово логопеда.
Друзья! Мы с вами тоже дружная семья. Сегодня мы это показали, достойно пройдя испытание.
Слово предоставляется жюри. (Вручается грамота за первое место и диплом команде- участнице.).
Каждому ребенку вручается ключик с первой буквой его имени от страны Азбуки и подарок - детскую книжку для чтения.
В добрый путь, друзья! Успешного путешествия вам по Азбуке в школе!
Список литературы
1. Заходер Б. Буква Я. - М.: Просвещение, 2005. -5с.
2. Майорова А. Алфавит телодвижений./Обруч. - № 3. – 2003. – 52 с.
3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСН, 1999. – 30 с.
4. Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи. - Спб.: “Детство-Пресс”, 2000. - 48 с.