Цели.
1. Сформировать навык правильного произнесения звука П изолированно, в слогах, словах, в предложении.
2. Развивать фонематическое восприятие:
- упражнять в воспроизведении слоговых рядов разной степени сложности, назывании слов с заданным звуком, определении позиции звука в слове;
- закрепить навык элементарного фонематического анализа и синтеза слогов.
3. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных.
4. Развивать зрительное восприятие в ходе выполнения упражнений на узнавание предмета в контурном изображении, по его части, в зашумленном виде.
5. Познакомить с буквой П.
6. Формировать умение работать индивидуально, в парах, подгруппой, адекватно принимать оценку своей работы.
Оборудование: карта города Звуков и Букв, рисунки в контурном, частичном изображении в зашумленном виде в названии со звуком П (по количеству детей), эти же картинки в цветном изображении, внеречевая опора для характеристики согласных звуков, пеналы с фишками гласных и согласных звуков, картинки- символы для закрепления произношения изолированного звука П (выполнены руками родителей и детей), звуковичок П, предметные картинки шапки с полоской, разделенной на три части, буква П, материал для конструирования буквы П, оценочные бейджики.
1. Организационный момент.
Друзья, сегодня у нас на занятии присутствуют мамы и папы. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. А сейчас сами зарядимся бодростью и энергией с помощью нашего приветствия.
1) Нетрадиционное приветствие “Здравствуйте!” (в кругу).
Логопед: “Здравствуйте, ручки!”
(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)
Логопед: “Вы проснулись?”
Дети: “Да!”
Логопед: “Здравствуйте, глазки и щечки!”
(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)
Логопед: “Вы проснулись?”
Дети: “Да!”
Логопед: “Здравствуй, носик!”
(Точечный массаж “крыльев” носа)
Логопед: “Ты проснулся, носик?”
Дети: “Да!”
Логопед: “Здравствуйте, ушки?”
(Массаж ушных раковин)
Логопед: “Вы проснулись, ушки?”
Дети: “Да!”
Логопед: “Здравствуй, ротик!”
(Растягивают губы в улыбке)
Логопед: “ Ты проснулся, ротик?”
Дети: “Да!”
Дети: “Здравствуйте, все!”
(Поднимают руки вверх)
2) Назовем друг друга ласково.
2. Введение в тему.
- Посмотрите на карту города Звуков и Букв. Что случилось?
Друзья, сегодня утром жители города Звуков и букв обнаружили, что одна из улиц, а если быть точнее, то улица Согласных глухих звуков была захламлена, забросана какими- то клочками, обрывками бумаги, скомканными листочками. А на пороге одного из домов жители обнаружили листочки с какими – то перечеркнутыми и непонятными рисунками. Попробуем узнать, кто все это сделал, кому принадлежат эти листочки. Мы превратимся в самых настоящих экспертов.
- Кто такой эксперт? (Эксперт – это опытный, знающий человек, который проводит исследование, по одному признаку может сказать о многом)
Дидактическое упражнение “Узнай предмет, назови его”
(Предлагаются рисунки, в названии которых есть звук П, в контурном , частичном изображении, зашумленном виде).
Попытайтесь узнать и назвать предмет.
Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.
(Дальше работа продолжается за столами)
Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли узнать предмет по одной части, разглядеть его зачеркнутым.
3. Знакомство со звуком “П”.
- Но кто же все это сделал?
1) Дидактическое упражнение “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”
Предлагается только часть картинок.
- Назвать картинки. (Пальто, тапки, шапка, колпак, шляпа)
- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (Звук П)
- А хотите знать, что же произошло на самом деле?
Оказывается, у звука П с самого утра было замечательное настроение. Ему вдруг захотелось петь. Он вдохнул весеннего свежего воздуха, открыл рот и приготовился петь. Но в это же самое время его губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и он запыхтел, как паровоз: “П – п – п!” Как не старался звук П, сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и все равно пыхтел, пыхтел и пыхтел.
“Я никогда не смогу петь. Я не просто мешалка, а настоящий пыхтун, пыхач, пыхун”, - как только не обзывал себя звук П и, чтобы успокоиться, мял и рвал бумагу, начинал рисовать и бросал.
И от этого у него случилось очень плохое настроение.
Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.
Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.
Звук П по-разному обзывал себя.
2) Игра на развитие звукоподражательных навыков.
- А что еще также пыхтит? (Каша в кастрюле пыхтит. Самовар пыхтит)
Предлагается рассмотреть картинки.
А давайте и мы превратимся в пыхтунов.
3) Характеристика звука П по акустико-артикуляторным признакам.
Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”
Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)
- Что делают губы при произнесении звука П?
Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро. Этот звук непевучий, он - мешалка.
- Какой это звук? Как его фамилия? (Согласный)
Расскажем о звуке П.
Предлагается внеречевая опора для характеристики согласных звуков.
Как вы думаете, какой характер у звука П? Звук П твердый, сердитый или мягкий, ласковый? (Твердый)
Какой костюмчик носит звук П? (Синий)
Он глухой или звонкий? (Глухой)
(С помощью вибрационно-тактильного контроля путем прикладывания тыльной стороны ладони к горлу дети определяют отсутствие вибрации голосовых связок при произнесении звука П)
Открыть звуковые пеналы с фишками- костюмчиками гласных и согласных звуков и показать костюмчик звука П.
Появляется звуковичок. (Приложение 2) [1, с.7]
- Кто хочет поприветствовать звук П? (Здравствуй, звук П - согласный, глухой, твердый)
Звук П – замечательный звук. Давайте с ним поиграем.
4) Игры на развитие фонематического восприятия.
5) Игра “Веселые дразнилки мальчишек и девчонок”. (Работа подгуппами и индивидуально)
Мальчики и девочки встают напротив друг друга.
А сейчас мальчишки будут дразнить девчонок и, наоборот.
Мальчики, упирая руки в бока, превратятся в недовольных пыхтунов, а девочки, держась за платьица, станут веселыми пыхтушками- говорушками, повторяя за логопедом.
Мальчики сердито: ап – оп – уп.
Девочки весело: уп – ып – ап!
Мальчики спрашивают: па – по – пу?
Девочки отвечают утвердительно: па – по – пу.
Артикуляционная и дыхательная разминка.
Пощелкаем язычком, потикаем им, как часы, а потом выдохнем плохую энергию.
Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности.
Продолжим пыхтеть, повторяя по одному.
Па – по – пу
Ап - оп – ып
Ипь – опь – упь
Кпу – кпо – кпы
Тпа – тпо – тпу
Спы – спо – спа
Нпа – нпо - нпу
Мпу – мпо – мпы
Минутка релаксации “Потянулись – сломались” (в кругу, на ковре).
“Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше… А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы “сломались” в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно…
Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление” [2, с. 77].
6) Игра “Веселая карусель” (в кругу).
(Звучит музыка)
Поиграем со звуком П в игру “Веселая карусель”.
По кругу расположены картинки со звуком П.
Дети идут по кругу и говорят: “Мы со звуком П играем и картинки называем.
Друг за другом мы идем. Стоп. Слова вспомним, назовем”.
На слово “стоп” останавливаются и называют запомнившиеся слова со звуком П.
Затем игра продолжается дальше.
Картинки:
тапки помидор
шапка колпак
черепаха шляпа
поезд пальто
цыпленок палка
Чего не стало? (Шапки)
7) Игра “Где звук П спрятался в слове “шапка”?”
Предлагаются картинки с изображением шапки и полоски внизу, разделенной на три части. (Работа со звуковыми пеналами)
- Узнай, где звук П спрятался в слове “шапка” (в начале, в середине и в конце слова)? Положи костюмчик звука П в нужный квадратик - окошечко.
- Какой первый звук в слове “шапка”? (Ш)
- Какой последний звук в слове “шапка”? (А)
- Если звук П не первый и не последний, значит, где он находится? (В середине)
- Костюмчик какого цвета носит звук П? (Синий). Значит, нужно положить синий костюмчик звука П в квадратик посередине.
- Замените первый звук в слове “шапка” на звук “П”. Какое слово получится? Что такое “папка”?
Составление предложений со словами “шапка” и “папка”.
- Придумайте предложения со словами “шапка” и “папка”.
Разминка “Игра Слов”
Рассмотрите картинки.
- Чем они отличаются шапки?
Если шапку носят весной, то она какая? (Весенняя)
Если шапку носят зимой, то она какая? (Зимняя)
Если шапка сделана из меха, то она какая? (Меховая)
Если шапка связана из шерсти, то она какая? (Шерстяная)
Вот сколько слов мы подобрали к слову “шапка”.
У звука П появилось замечательное настроение и ему захотелось петь
8) Игра “Хор живых звуков”.
Звуку П очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук П сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками, за это его и согласным называют. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Можно я буду дирижером. Я буду показывать вам гласные звуки губами, при этом дирижерская палочка поднимается вверх.
При звуке П дирижерская палочка опускается вниз.
Вместе: А,П; О,П; П,У; П,О;
В нашем хоре будут солисты: споем высоко (сопрано), АП; низко (басом), ОП; тихо, ПУ; громко, ПА;
Споем парами: как будто заблудились в лесу, тихо, АП; как будто заблудились в лесу, громко, УП.
4. Знакомство с буквой П.
У звука П есть сестра - буква П.
Посчитайте, сколько элементов есть у буквы. (3)
- Изобразите П из пальчиков.
- Попробуйте написать букву П необычным способом:
- выложить с помощью счетных палочек;
- выложить из карандашей;
- из строительного материала палочек и кубиков;
- из шнурка;
- из ложек;
- из вилок;
- из шерстяных ниток;
- из ленточки;
- из фломастеров.
Оценка работ детей.
5. Подведение итога. Оценка деятельности детей.
Друзья, с каким звуком мы сегодня играли, поднимали ему настроение?
Звук П не просто играл с вами, он радовался вашим успехам. Если вам было трудно, он пыхтел вместе с вами. Он от души благодарит вас и дарит вам оценки-бейджики.
(Детям вручаются оценочные бейджики:
- называю умницей,
- называю умником,
- восхищаюсь,
- радуюсь за тебя.)
Список литературы
1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Педагогическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. – 104 с.