Охрана животных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о роли животных в жизни человека и природы;
  • учить бережно относиться к животным;
  • рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
  • ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
  • осуществлять межпредметные связи окружающего мира, чтения, математики, краеведения;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на монитор компьютера. (Звучат голоса птиц) Вслушайтесь в эти прекрасные трели, посмотрите на эту красоту. Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О том, как сохранить этих животных).

2. Сообщение темы и целей урока

Это и будет темой нашего урока. Вы сами её сформулировали.

Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

3. Введение в тему (лекция учителя)

Учитель: Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир.

В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель: Для чего нужна Красная книга? (Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)

Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных. Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

(Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

– Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.

Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?

К сожалению, этой книги сейчас нет даже в районной библиотеке, как только она появится, я вас с ней познакомлю. Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше.

4. Животные Красной книги

Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем.

Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле, о белом медведе, тигре, лебеде и показывают этих животных в Красной книге.

Соболь (рис. 1) Приложение 1

Соболь – ценный пушной зверек. Средняя длина тела соболя 50 см, масса – 1–1,5 кг.

Днем соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью становится очень ловким.

Питается соболь мышевидными грызунами. Нападает на различных птиц и зверьков, а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

В апреле-мае у соболихи появляется от 2 до 7 детенышей, они слепые. Малыши быстро растут и через месяц прозревают.

У соболя превосходный мех, который высоко ценится. Ему грозило полное исчезновение. Охота была запрещена.

Выхухоль (рис. 2)

Выхухоль – зверек небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой.

Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой.

Питается выхухоль животной и растительной пищей. Находит он ее на дне. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.

Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он рядом с человеком. Разве что весной, во время половодья, сидит он на деревьях или плывет на куче хвороста у всех на виду. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого, но очень ценного зверька строго охраняют.

Розовый фламинго (рис. 3)

Птица эта стала редкой, потому что ее преследовали ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

Живут фламинго 25–30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Птенцы появляются смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Журавль (рис. 4)

В нашей стране обитает семь видов журавлей. Всего в мире 14 видов. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Пока не поздно, журавлей надо спасать.

Журавли очень стройные, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, а журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.

Учитель: Молодцы, ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений.

Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.

Белый медведь (рис. 6)

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.

Тигр (рис. 5)

Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными.

Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25–30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.

Охота на полосатого красавца запрещена.

Лебедь (рис. 7)

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу России. Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими? (Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.)

– Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.

Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу? (Люди должны их беречь и охранять.)

– Ребята, а что делают люди для охраны животных? (Заповедники, национальные парки, зоопарки.)

– В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

5. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.

6. Экологические правила

Учитель: Как вы думаете, как нужно относиться к животным, которые не внесены в Красную книгу? Ведь они тоже беззащитны и даже могут жаловаться. Посмотрите, ребята, нам в класс поступили жалобы от животных. От кого они?

Жалоба 1
“Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.

– Кто это. (Сова) Рис. 8

Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2
“Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.

– А это кто? (Это жаба.) Рис. 9.

Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Как же нужно относиться к таким животным?

(Охранять нужно всех животных, потому что все животные нужны в природе.)

Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца.

Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду.

7. Природа в г.Елабуге

Учитель: Посмотрите внимательно на фотографии. Вам знакомы эти места? (Показ рисунков10-13).

Ведь согласитесь, какие живописные места у нас в городе! Не каждый город может этим похвастаться. Мы должны сохранить эту красоту, потому что это наша малая Родина.

А какие животные живут в наших краях? (Ответы учеников.)

8. Итог урока

Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили, как к ним нужно относиться и разгадайте кроссворд.

Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь.)

Владыка Арктики. (Белый медведь.)

В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль.)

Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.)

Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.)

Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)

Учитель: Так как же мы должны относиться, прочитайте выделенное слово. (Береги.)

Учитель: Вот вы и сами ответили на вопрос, прозвучавший в теме урока.

Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные? (Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы.)

Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...

Об этом же просит и поэт М. Дудин в стихотворении “Заклинание с полюса”.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!

13. Домашнее задание