Цели:
- сформировать у учащихся представление о роли животных в жизни человека и природы;
- учить бережно относиться к животным;
- рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
- ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
- развивать познавательную активность детей;
- развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
- осуществлять межпредметные связи окружающего мира, чтения, математики, краеведения;
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на монитор компьютера. (Звучат голоса птиц) Вслушайтесь в эти прекрасные трели, посмотрите на эту красоту. Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О том, как сохранить этих животных).
2. Сообщение темы и целей урока
Это и будет темой нашего урока. Вы сами её сформулировали.
Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
3. Введение в тему (лекция учителя)
Учитель: Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Учитель: Для чего нужна Красная книга? (Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)
– Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных. Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
(Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
– Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.
Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?
К сожалению, этой книги сейчас нет даже в районной библиотеке, как только она появится, я вас с ней познакомлю. Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше.
4. Животные Красной книги
Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем.
Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле, о белом медведе, тигре, лебеде и показывают этих животных в Красной книге.
Соболь (рис. 1) Приложение 1
Соболь – ценный пушной зверек. Средняя длина тела соболя 50 см, масса – 1–1,5 кг.
Днем соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью становится очень ловким.
Питается соболь мышевидными грызунами. Нападает на различных птиц и зверьков, а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.
В апреле-мае у соболихи появляется от 2 до 7 детенышей, они слепые. Малыши быстро растут и через месяц прозревают.
У соболя превосходный мех, который высоко ценится. Ему грозило полное исчезновение. Охота была запрещена.
Выхухоль (рис. 2)
Выхухоль – зверек небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой.
Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой.
Питается выхухоль животной и растительной пищей. Находит он ее на дне. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.
Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он рядом с человеком. Разве что весной, во время половодья, сидит он на деревьях или плывет на куче хвороста у всех на виду. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого, но очень ценного зверька строго охраняют.
Розовый фламинго (рис. 3)
Птица эта стала редкой, потому что ее преследовали ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.
Живут фламинго 25–30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Птенцы появляются смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.
Журавль (рис. 4)
В нашей стране обитает семь видов журавлей. Всего в мире 14 видов. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Пока не поздно, журавлей надо спасать.
Журавли очень стройные, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.
В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, а журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.
Учитель: Молодцы, ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений.
Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.
Белый медведь (рис. 6)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома.
Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами.
Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.
Тигр (рис. 5)
Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными.
Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25–30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.
Охота на полосатого красавца запрещена.
Лебедь (рис. 7)
Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.
Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу России. Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими? (Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.)
– Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу? (Люди должны их беречь и охранять.)
– Ребята, а что делают люди для охраны животных? (Заповедники, национальные парки, зоопарки.)
– В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
5. Физкультминутка
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.
6. Экологические правила
Учитель: Как вы думаете, как нужно относиться к животным, которые не внесены в Красную книгу? Ведь они тоже беззащитны и даже могут жаловаться. Посмотрите, ребята, нам в класс поступили жалобы от животных. От кого они?
Жалоба 1
“Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой
им не нравится, и глаза, говорят, у меня
некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я
беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось
бы некоторым сидеть без хлеба”.
– Кто это. (Сова) Рис. 8
Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2
“Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня
большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие
шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или
ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.
– А это кто? (Это жаба.) Рис. 9.
Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Как же нужно относиться к таким животным?
(Охранять нужно всех животных, потому что все животные нужны в природе.)
Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца.
Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду.
7. Природа в г.Елабуге
Учитель: Посмотрите внимательно на фотографии. Вам знакомы эти места? (Показ рисунков10-13).
Ведь согласитесь, какие живописные места у нас в городе! Не каждый город может этим похвастаться. Мы должны сохранить эту красоту, потому что это наша малая Родина.
А какие животные живут в наших краях? (Ответы учеников.)
8. Итог урока
Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили, как к ним нужно относиться и разгадайте кроссворд.
Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь.)
Владыка Арктики. (Белый медведь.)
В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль.)
Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.)
Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)
Учитель: Так как же мы должны относиться, прочитайте выделенное слово. (Береги.)
Учитель: Вот вы и сами ответили на вопрос, прозвучавший в теме урока.
Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные? (Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы.)
Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...
Об этом же просит и поэт М. Дудин в стихотворении “Заклинание с полюса”.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!