Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Бежит тропинка с бугорка…". М.И. Цветаева

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомиться с произведениями М.И.Цветаевой, с её биографией; повторить языковые средства в жанре художественного произведения;
  • развивать творческое воображение;
  • учить умению работать коллективно, используя методику Ривина при разучивании стихов в парах сменного состава.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сядем
И о творчестве Цветаевой узнаем.

II. 1. Беседа о биографии М.И.Цветаевой. (На доске – портрет поэтессы).

М.И.Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме. В это время года всегда созревает рябина. И, видимо, не случайно в творчестве Цветаевой большую роль играет это растение. Рябину по праву можно внести в поэтическую геральдику (объяснить значение слова по словарю С.Ожегова) М.Цветаевой. (Подготовленный ученик читает стихотворение М.Цветаевой “Красною кистью...”). Отец её – выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке и стал профессором-искусствоведом. Мать – талантливая, одарённая пианистка. Но её талант распространился только на свою семью. Мир музыки, в котором прошло всё детство Марины, наложил свой отпечаток на стихи поэтессы. Как и музыка, они требуют не только душевного, эмоционального, интеллектуального, но и физического напряжения.

2. В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора. С помощью чего выражает свои чувства, красоту художник (ответы детей), а в литературе (эпитеты, метафоры, сравнения). Объясните, что обозначает каждое из этих средств.

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее употребление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.

3. Сегодня мы познакомимся с произведением М.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка...”. Учитель читает стихотворение. Учащиеся высказывают своё отношение к прочитанному. Учащиеся перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали. (“Бежит тропинка”, “лениво движется Ока” – олицетворение ; “Сонными лугами” – эпитет; “сарай – царственный замок” – сравнение). Читаем выразительно стихотворение. Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).

  1. Выбрать правильный тон.
  2. Выбрать правильный темп.
  3. Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
  4. Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
  5. Выразить своё отношение к воображаемому.

Чтение произведения учащимися.

4. Работа со стихотворением в парах. Повторим алгоритм работы со стихотворением в парах сменного состава:

I. Изучаю часть своего стихотворения:

  1. Читаю своему напарнику часть своего стихотворения.
  2. Обмениваемся впечатлениями.
  3. Работаем над каждой строчкой: читаем строку, вместе объясняем незнакомые слова и сь.кения, рисуем словесную картину.
  4. Ещё раз читаем вместе эту часть.
  5. Отстукиваем ритм этой части.
  6. Читаю наизусть свой отрывок.

II. Помогаю напарнику. Разбираем отрывок напарника по пунктам 1–6.

III. Меняю напарника. Наизусть читаю выученную часть стихотворения. Далее работаю по пунктам 1–6.

Помните!

  1. Вам не нужно заучивать строфы ваших напарников.
  2. Если вы не запомнили свой отрывок стихотворения, обратите внимание на качество своей работы в паре.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Физпауза:

  • Из глубокого колодца (руки буквой “О”).
  • Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
  • Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
  • Луч его нам улыбнётся (руки параллельно вниз).
  • Новый день оно начнёт (руки вниз широко).

5. Самостоятельная работа в парах сменного состава.

III. Подведение итогов работы:

  1. Чтение наизусть четверостишия.
  2. Чему посвящено данное стихотворение?
  3. Какие картины детства особенно ярки в данном стихотворении?

IV. Домашнее задание: выучить стихотворение до конца.