Цель:
- познакомиться с произведениями М.И.Цветаевой, с её биографией; повторить языковые средства в жанре художественного произведения;
- развивать творческое воображение;
- учить умению работать коллективно, используя методику Ривина при разучивании стихов в парах сменного состава.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сядем
И о творчестве Цветаевой узнаем.
II. 1. Беседа о биографии М.И.Цветаевой. (На доске – портрет поэтессы).
М.И.Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме. В это время года всегда созревает рябина. И, видимо, не случайно в творчестве Цветаевой большую роль играет это растение. Рябину по праву можно внести в поэтическую геральдику (объяснить значение слова по словарю С.Ожегова) М.Цветаевой. (Подготовленный ученик читает стихотворение М.Цветаевой “Красною кистью...”). Отец её – выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке и стал профессором-искусствоведом. Мать – талантливая, одарённая пианистка. Но её талант распространился только на свою семью. Мир музыки, в котором прошло всё детство Марины, наложил свой отпечаток на стихи поэтессы. Как и музыка, они требуют не только душевного, эмоционального, интеллектуального, но и физического напряжения.
2. В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора. С помощью чего выражает свои чувства, красоту художник (ответы детей), а в литературе (эпитеты, метафоры, сравнения). Объясните, что обозначает каждое из этих средств.
Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.
Сравнение – слово или выражение, содержащее употребление одного предмета другому, одной ситуации – другой.
Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.
3. Сегодня мы познакомимся с произведением М.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка...”. Учитель читает стихотворение. Учащиеся высказывают своё отношение к прочитанному. Учащиеся перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали. (“Бежит тропинка”, “лениво движется Ока” – олицетворение ; “Сонными лугами” – эпитет; “сарай – царственный замок” – сравнение). Читаем выразительно стихотворение. Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).
- Выбрать правильный тон.
- Выбрать правильный темп.
- Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
- Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
- Выразить своё отношение к воображаемому.
Чтение произведения учащимися.
4. Работа со стихотворением в парах. Повторим алгоритм работы со стихотворением в парах сменного состава:
I. Изучаю часть своего стихотворения:
- Читаю своему напарнику часть своего стихотворения.
- Обмениваемся впечатлениями.
- Работаем над каждой строчкой: читаем строку, вместе объясняем незнакомые слова и сь.кения, рисуем словесную картину.
- Ещё раз читаем вместе эту часть.
- Отстукиваем ритм этой части.
- Читаю наизусть свой отрывок.
II. Помогаю напарнику. Разбираем отрывок напарника по пунктам 1–6.
III. Меняю напарника. Наизусть читаю выученную часть стихотворения. Далее работаю по пунктам 1–6.
Помните!
- Вам не нужно заучивать строфы ваших напарников.
- Если вы не запомнили свой отрывок стихотворения, обратите внимание на качество своей работы в паре.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Физпауза:
- Из глубокого колодца (руки буквой “О”).
- Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
- Луч его нам улыбнётся (руки параллельно вниз).
- Новый день оно начнёт (руки вниз широко).
5. Самостоятельная работа в парах сменного состава.
III. Подведение итогов работы:
- Чтение наизусть четверостишия.
- Чему посвящено данное стихотворение?
- Какие картины детства особенно ярки в данном стихотворении?
IV. Домашнее задание: выучить стихотворение до конца.