"Птицы говорят спасибо". Изложение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

развитие речи детей:

  • проверить, как идет формирование навыка письменной речи: умение передавать содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением;
  • развитие умения орфографически грамотно записать текст, соблюдая синтаксические нормы;

привитие любви к природе.

Оборудование: таблицы с изображением птиц, “Голоса птиц средней полосы России”, MP3-диск, выставка книг, посвящённая птицам.

На доске написаны слова с безударной гласной в корне, словарные слова, слова с трудным написанием. Приготовлены сигнальные круглые карточки красного цвета.

Ход урока

Учитель: Ребята, я хочу урок сегодня начать с маленького стихотворения.

Снег ложится на дома,
К нам опять пришла…
(Дети хором: зима.)
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки…

(М.Дружинина)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Снегирь, синица, воробьи, голуби.

- Как вы думаете, трудно ли птицам зимой?

- Да, конечно, им холодно и голодно.

Учитель: Я попросила ребят мне помочь. К сегодняшему уроку они выучили стихотворение.

1 ученик:

Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньки в нашем саду.
Тревожно за Жучку в ее конуре.
Такой же морозище, как на дворе.
А больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышек, галок, синиц.

2 ученик:

Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте их!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки...
И оживут, бедняжки!

3 ученик:

По небу, весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
- Спасибо, вам, великое!

(Елена Благинина.)

Беседа: Да, птицам зимой трудно. Их надо подкармливать. По моей просьбе вы сегодня принесли из дома и семечки, и крупу, и хлебные крошки. А Катюша принесла ягодки рябины. Крупу, семечки любят синицы, голуби. Рябину, клюкву - свиристели. Можно угощение для птиц насыпать прямо на снег, на лавочку. Но лучше сделать кормушку для птиц, может быть такую. Показываю.

(Родители по моей просьбе сделали деревянную кормушку). И с радостью прилетят к нам на кормушку птицы.

Сегодня мы будем писать изложение, которое называется “Птицы говорят спасибо”.

Читаю первый раз.

Стоял тихий солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были синички, воробьи и тупоносые снегири в красных рубашках. Вот на кормушку опустился свиристель. Он был нарядный, перышки на груди и на крыльях были красноватые. На голове – пушистый хохолок. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и что-то щебетали. Наверное, они говорили Тане спасибо. (По Л.Воронковой)

Рассматриваем таблицы с изображением птиц: синицы, снегири, воробьи, свиристели.

Вопросы по тексту:

- Что сделала Таня?

- Таня положила корм в птичью кормушку.

- Кто прилетел в гости?

- В гости прилетели синички, снегири, воробьи.

- Почему птицы сразу не улетели?

- Они вкусно поели, сидели и пели песенки.

Послушайте еще раз.

Читаю 2-й раз.

- Какой стоял денек?

- Денёк был тихий и солнечный. Такой же, как сегодня.

- Как звали девочку?

- Девочку звали Таня.

- Сразу ли прилетели птицы?

- Птицы прилетели сразу. Они же голодные.

- Что мы прочитали о снегирях? Почему их так назвали?

- У снегирей клювик у основания напоминает тупой угол - тупоносые снегири.

- Грудка у них красная, как-будто в рубашечке.

- Назовите птицу, которая была самая нарядная, с хохолком на голове?

Обращаю внимание детей на существительное - свиристель. Оно мужского рода!

- Это птица - свиристель.

- Что стали делать птицы?

- Птицы сразу стали клевать корм, потому что были голодные.

- А после угощения?

- Птицы щебетали, пели от радости. Они не хотели сразу улетать.

Физкультминутка.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

Читаю рассказ в 3-й раз.

Прочтите рассказ молча.

Мы будем писать изложение по плану.

Прочти название первого пункта плана.

1. Тихий денёк.

- Кто готов рассказать?

2. Что сделала Таня.

- Кто поделится своим мнением?

Слушаем рассказ.

3. Гости.

- Кто попробует рассказать?

4. Поведение птиц.

- Пересказ.

Кто попробует рассказать, о чем же он будет писать?

Выходят дети. Рассказывают, пользуясь планом, о чём будут писать.

Минутка отдыха.

Слушаем песни птиц. (“Голоса птиц средней полосы России”. MP3-диск)

Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Читаю их.

На какую орфограмму эти слова?

- Безударная гласная в корне.

Хором. Проверочное слово...

Вставляем...

Самопроверка: стоял, денек, кормушка, голова, клевали, сидели, щебетали, говорили, прилетели.

- Внимательно посмотрите, я закрою буквы, которые мы вставили.

Ярко-красными кругами закрываю на доске проверяемые безударные гласные в корне слов.

Будут и словарные слова: синичка, воробей, снегирь, свиристель, спасибо. (Дети читают по указке)

Вот здесь трудные в написании слова. Их я закрывать не буду. Они будут перед вашими глазами.

Я читаю, вы проговариваете вместе со мной. А после меня читают дети по очереди.

Положила, птичка, гости, сразу, тупоносые, спустилась, нарядные, перышки, красноватые, хохолок, наверно, что-то.

Пишем изложение.

Если будут вопросы - поднимите руку. Я тихонько подойду к вам.

В конце урока открываю красные кружки - дети проверяют написанное.

По времени. Дети зачитывают 2, 3 изложения.

По окончании уроков выходим на школьный двор. Помогают папы - крепим кормушку к дереву и насыпаем туда корм для птиц. Мы немного подождали и к нашей радости в кормушку сразу же прилетели вездесущие воробьи. Дети были очень рады! Потом дети ходили и наблюдали. Ими были замечены в кормушке голуби, синички, снегири. Ни один ребёнок не остался равнодушным. Всегда в нашей кормушке был свежий корм. Родители были нашими помощниками.

Литература

1. Л.И.Тикунова, В.П.Канакина. “Сборник диктантов и творческих работ”, М.: “Просвещение”, 1992.

2. “Энциклопедия для детей. Биология”, том 2, М.: “Аванта +”, 1998.

3. Мари-Рене Пимон, “Твоя первая энциклопедия”, М.: “Махаон”, 2005.

4. А.А.Плешаков “От земли до неба. Атлас-определитель”, М.: “Просвещение”, 2009.