Цели:
развитие речи детей:
- проверить, как идет формирование навыка письменной речи: умение передавать содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением;
- развитие умения орфографически грамотно записать текст, соблюдая синтаксические нормы;
привитие любви к природе.
Оборудование: таблицы с изображением птиц, “Голоса птиц средней полосы России”, MP3-диск, выставка книг, посвящённая птицам.
На доске написаны слова с безударной гласной в корне, словарные слова, слова с трудным написанием. Приготовлены сигнальные круглые карточки красного цвета.
Ход урока
Учитель: Ребята, я хочу урок сегодня начать с маленького стихотворения.
Снег ложится на дома,
К нам опять пришла…
(Дети хором: зима.)
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки…
(М.Дружинина)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Снегирь, синица, воробьи, голуби.
- Как вы думаете, трудно ли птицам зимой?
- Да, конечно, им холодно и голодно.
Учитель: Я попросила ребят мне помочь. К сегодняшему уроку они выучили стихотворение.
1 ученик:
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньки в нашем саду.
Тревожно за Жучку в ее конуре.
Такой же морозище, как на дворе.
А больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышек, галок, синиц.
2 ученик:
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте их!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки...
И оживут, бедняжки!
3 ученик:
По небу, весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
- Спасибо, вам, великое!
(Елена Благинина.)
Беседа: Да, птицам зимой трудно. Их надо подкармливать. По моей просьбе вы сегодня принесли из дома и семечки, и крупу, и хлебные крошки. А Катюша принесла ягодки рябины. Крупу, семечки любят синицы, голуби. Рябину, клюкву - свиристели. Можно угощение для птиц насыпать прямо на снег, на лавочку. Но лучше сделать кормушку для птиц, может быть такую. Показываю.
(Родители по моей просьбе сделали деревянную кормушку). И с радостью прилетят к нам на кормушку птицы.
Сегодня мы будем писать изложение, которое называется “Птицы говорят спасибо”.
Читаю первый раз.
Стоял тихий солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были синички, воробьи и тупоносые снегири в красных рубашках. Вот на кормушку опустился свиристель. Он был нарядный, перышки на груди и на крыльях были красноватые. На голове – пушистый хохолок. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и что-то щебетали. Наверное, они говорили Тане спасибо. (По Л.Воронковой)
Рассматриваем таблицы с изображением птиц: синицы, снегири, воробьи, свиристели.
Вопросы по тексту:
- Что сделала Таня?
- Таня положила корм в птичью кормушку.
- Кто прилетел в гости?
- В гости прилетели синички, снегири, воробьи.
- Почему птицы сразу не улетели?
- Они вкусно поели, сидели и пели песенки.
Послушайте еще раз.
Читаю 2-й раз.
- Какой стоял денек?
- Денёк был тихий и солнечный. Такой же, как сегодня.
- Как звали девочку?
- Девочку звали Таня.
- Сразу ли прилетели птицы?
- Птицы прилетели сразу. Они же голодные.
- Что мы прочитали о снегирях? Почему их так назвали?
- У снегирей клювик у основания напоминает тупой угол - тупоносые снегири.
- Грудка у них красная, как-будто в рубашечке.
- Назовите птицу, которая была самая нарядная, с хохолком на голове?
Обращаю внимание детей на существительное - свиристель. Оно мужского рода!
- Это птица - свиристель.
- Что стали делать птицы?
- Птицы сразу стали клевать корм, потому что были голодные.
- А после угощения?
- Птицы щебетали, пели от радости. Они не хотели сразу улетать.
Физкультминутка.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.
Читаю рассказ в 3-й раз.
Прочтите рассказ молча.
Мы будем писать изложение по плану.
Прочти название первого пункта плана.
1. Тихий денёк.
- Кто готов рассказать?
2. Что сделала Таня.
- Кто поделится своим мнением?
Слушаем рассказ.
3. Гости.
- Кто попробует рассказать?
4. Поведение птиц.
- Пересказ.
Кто попробует рассказать, о чем же он будет писать?
Выходят дети. Рассказывают, пользуясь планом, о чём будут писать.
Минутка отдыха.
Слушаем песни птиц. (“Голоса птиц средней полосы России”. MP3-диск)
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Читаю их.
На какую орфограмму эти слова?
- Безударная гласная в корне.
Хором. Проверочное слово...
Вставляем...
Самопроверка: стоял, денек, кормушка, голова, клевали, сидели, щебетали, говорили, прилетели.
- Внимательно посмотрите, я закрою буквы, которые мы вставили.
Ярко-красными кругами закрываю на доске проверяемые безударные гласные в корне слов.
Будут и словарные слова: синичка, воробей, снегирь, свиристель, спасибо. (Дети читают по указке)
Вот здесь трудные в написании слова. Их я закрывать не буду. Они будут перед вашими глазами.
Я читаю, вы проговариваете вместе со мной. А после меня читают дети по очереди.
Положила, птичка, гости, сразу, тупоносые, спустилась, нарядные, перышки, красноватые, хохолок, наверно, что-то.
Пишем изложение.
Если будут вопросы - поднимите руку. Я тихонько подойду к вам.
В конце урока открываю красные кружки - дети проверяют написанное.
По времени. Дети зачитывают 2, 3 изложения.
По окончании уроков выходим на школьный двор. Помогают папы - крепим кормушку к дереву и насыпаем туда корм для птиц. Мы немного подождали и к нашей радости в кормушку сразу же прилетели вездесущие воробьи. Дети были очень рады! Потом дети ходили и наблюдали. Ими были замечены в кормушке голуби, синички, снегири. Ни один ребёнок не остался равнодушным. Всегда в нашей кормушке был свежий корм. Родители были нашими помощниками.
Литература
1. Л.И.Тикунова, В.П.Канакина. “Сборник диктантов и творческих работ”, М.: “Просвещение”, 1992.
2. “Энциклопедия для детей. Биология”, том 2, М.: “Аванта +”, 1998.
3. Мари-Рене Пимон, “Твоя первая энциклопедия”, М.: “Махаон”, 2005.
4. А.А.Плешаков “От земли до неба. Атлас-определитель”, М.: “Просвещение”, 2009.