Цель урока: Изучить строение, классификацию, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства аминов, области их применения.
Задачи:
- обучающие:
- закрепить знания учащихся о причинах, порождающих многообразие аминов;
- расширить представление о ковалентной связи на примере аминов;
- дать новое понятие термина “основание в свете протолитической теории”;
- раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере аминов;
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- продолжить формировать навыки самоконтроля.
- развивающие:
- развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
- развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;
- развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
- способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение исследовательских заданий, медиапрезентаций;
- воспитывающие:
- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- обеспечить нравственно-этическое воспитание (сообщать информацию о загрязнении окружающей среды аминами, а так же о действии их на организм человека);
- содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы, соблюдения ТБ.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация с элементами исследования.
Методы обучения: словесный, работа с учебником, наглядный, практический.
Оборудования и реактивы:
- компьютер, мультимедийным проектором; учебник О.С. Габриеляна Химия 10 (базовый уровень);
- на столах учащихся штатив с пробирками, в которых у первой группы находится анилин, у второй группы – солянокислый анилин; соляная кислота, раствор гидроксида натрия, вода.
- презентация учителя «Амины».
Краткое содержание урока:
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Целеполагание. Мотивация к деятельности.
- Изучение нового материала.
- Обобщение пройденного материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I этап: Организационный момент.
Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников (визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
На сегодняшнем уроке мы с вами начинаем изучать большой раздел органической химии «Азотсодержащие органические вещества». Какие классы органических веществ содержащих азот, вы знаете?
Объявление темы урока. Приложение 2.
С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока.
Мотивация: Из своего жизненного опыта вы знаете, что человек используетАмины при получении лекарственных веществ, красителей и исходных продуктов для органического синтеза. Гексаметилендиамин при поликонденсации с адипиновой кислотой дает полиамидные волокна (найлон – его нить в десятки раз прочнее полиэтиленовой). Фенилендиамин (1,4-диаминобензол) используют для получения «кевлара» – уникального суперволокна. Это волокно огнестойкое, гибкое,его плотность в 4 раза меньше,чем у стали, но приэтом в 5 раз прочнее (из него изготовляют канаты, костюмы пожарных и гонщиков «Формулы-1», детали крыльев самолетов, корды для автомобильных шин, пуленепробиваемые жилеты, куртки фехтовальщиков.
III этап: Изучение нового материала.
Что такое амины? (выяснение с классом в ходе фронтальной беседы по предложенному слайду)
Амины – производные аммиака, полученные замещением атомов водорода на углеводородные радикалы.
1) Классификация аминов. (Задание 1-ой группе). Приложение 1.
В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Объясните свой выбор.
NH2CH3 | NH2C2H5 | NH3 |
C6H5NH2 | C6H4(NH2)2 | С6Н6 |
NH(CH3)2 | NH2CH3 | NH(C2H5)2 |
N(CH3)3 | NО2CH3 | N(C3H7)3 |
NH2CH3 | NH(CH33)2 | NH2C2H5 |
Выделите признаки, на основании которых амины можно разделить на группы. Проверьте себя по учебнику стр.
Классификация
- В зависимости от числа радикалов различают
аммиак первичный амин вторичный амин третичный амин - От типа углеводородного радикала
- Алифатические
- Ароматические
2) Номенклатура. (Задание 2-ой группе)
В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Дайте названия аминам, используя учебник. Объясните выбор названий.
НоменклатураПри составлении названия перечисляют радикалы с добавлением окончания "-амин":
3) Изомерия аминов. (Задание 3-ей группе)
Изучите предложенные структурные формулы аминов. Предположите, какие виды изомерии характерны для аминов. Сгруппируйте формулы согласно ваших предположений. Объясните свой выбор. Проверьте себя по учебнику.
Изомерия
- Изомерия углеродного скелета (начиная с бутиламина С4H9NH2).
- Изомерия положения аминогруппы (начиная с пропиламина С3H7NH2).
- Межклассовая изомерия (начиная с этиламина C2H5NH2).
Метиламин, диметиламин и триметиламин – газы; средние члены алифатического ряда – жидкости; высшие – твердые вещества. Низшие амины хорошо растворимы в воде и имеют резкий запах. С увеличением молекулярной массы увеличиваются t° кип. и t° пл.; уменьшается растворимость в воде.
Амины образуются при гниении рыбы, могут содержаться и в селёдочном рассоле, амины по запаху сходны с аммиаком. Низшие амины из-за запаха долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 г. Ш. Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа.
5) Химические свойства.
Вопрос: Как вы думаете, будут ли сходны химические свойства аммиака и аминов?
Задание для группы 1
В пробирку прилейте 0,5 мл анилина (= 1,02 г/мл) и 3 мл воды (избыток). Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде.
Ответьте на вопросы:
- Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите уравнение реакции.
- Рассчитайте массу образовавшегося вещества? Решите задачу.
Задание для группы 2
Сколько анилина (в мл) (= 1,02 г/мл) нужно взять, чтобы провести реакцию с соляной кислотой и получить 1,3 г хлорид фениламмония? Проделайте эту реакцию, предварительно добавив к анилину 2 мл воды, а затем кислоту. Что наблюдаете?
Ответьте на вопросы:
- Напишите уравнение реакции.
- Решите задачу.
Задание для группы 3
В пробирку прилейте 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтайте. Что наблюдаете?
Какую реакцию можно провести из данной цепочки превращений: ацетилен – бензол – нитробензол – анилин – хлорид фениламмония.
Проделайте её.
Запишите те уравнения, из цепочки превращений, которые отображают химические свойства аминов.
(В соответствии со СХЕМОЙ в ходе фронтальной беседы анализируем химические свойства аминов и записывают реакции на доске)
Вопрос: посмотрите на схему и скажите, какое химическое свойство аминов вы исследовали?
Вопрос: Так есть сходства в химических свойствах аммиака и аминов? Чем это можно объяснить?
Химические свойства1. Основность аминов обусловлена способностью атома азота присоединять протон к неподеленной паре электронов с образованием катиона аммониевого типа.
Амины реагируют с минеральными кислотами образуя соли аммониевого типа:
Вопрос: Аммиак или амины обладают более выраженными основными свойствами?
Амины – производные алканов – более сильные основания, чем аммиак. Они отличаются от аммиака только углеводородными радикалами, которые, очевидно, оказывают влияние на атом азота.
Радикал отталкивает электронную плотность, следовательно электронная плотность на атоме азота а амине больше, чем в молекуле аммиака. Значит, амин сильнее притягивает к себе протоны воды и кислот, то есть является более сильным основанием.
Вопрос. У фениламина (анилина) ожидается усиление или ослабление основных свойств по сравнению с аммиаком и метиламином?
C6H5NH2 < NH3 < RNH2 < R2NH
Ответ: ожидается ослабление основных свойств анилина по сравнению с аммиаком, а тем более с метиламином (т.к. бензольное кольцо оттягивает на себя электронную плотность).
Главный вывод: С позиций протолитической теории основания обладают свойством присоединять протон, поэтому аммиак и амины – основания, причем амины более сильные основания.
2. Горение. Амины сгорают в кислороде, образуя азот, углекислый газ и воду.
4CH3NH2 + 9O2 —> 4CO2 + 10H2O + 2N2
4C2H5NH2 + 15O2 —> 8CO2 + 14H2O + 2N2
3. Реакции замещения (бромирование, нитрование).
Аминогруппа оказывает существенное влияние на бензольное кольцо, вызывая увеличение подвижности водородных атомов в орто- и пара- положениях.
При нитровании и бромировании анилин легко образует 2, 4, 6 – тризамещенные продукты реакции (демонстрация видео-опыта «Взаимодействие анилина с бромной водой»).
IV этап: Обобщение пройденного материала.
Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока.
V этап: Подведение итогов.
Выполнили ли мы все поставленные задачи?
VI этап: Домашнее задание.
(дифференцированно)
Учитель предлагает:
- Выучить §16, с.122 упр. № 8
- Приготовить сообщение-презентацию «Применение аминов».