Открытый урок по рассказу А.И. Приставкина "Портрет отца"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», отрабатывать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения.
  2. Развивать устную речь учащихся, совершенствовать умение отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, гордости за героическое прошлое нашей Родины, за мужество детей.

Оборудование:

  • портреты пионеров-героев, портреты семьи Степановых;
  • выставка книг о войне;
  • рисунки на тему «Мы за мир на Земле.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к занятию.

Прежде чем приступим к проверке домашнего задания, давайте проведем дыхательную разминку «Шарик», делаем медленно вдох, разводя руками в стороны, задерживаем дыхание, спускаем наш шарик со звуком (ш-ш-ш).

Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте, ребятки, подготовим его.

Упражнение «Маляр», «Лошадка».

А теперь потренируем его, читая скороговорку. У четырех черепах, по четыре черепашонка.

Понятно ли о ком говорится в скороговорке? Прочитайте про себя.

Коллективное чтение (медленно, затем средним и в быстром темпе). Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг.

Подберите к словам антонимы.

- А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).

Глупый – умный, слабый – сильный, плохой – хороший, военный – мирный.

II. Проверка домашнего задания.

- Что готовили к уроку? (Пересказ рассказа Я.Тайца «Приказ» и чтение по ролям встречи Светы и ее отца.)

-Ребята, о каком времени написан рассказ. О военном или о мирном времени?

  1. Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)
  2. Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)
  3. Сколько человек защищало Родину с двух аулов (290 чел.), из них погибли 143, вернулось 147.

А кто прочитает стихи о войне.

А теперь приступим к проверке домашнего задания

- О ком этот рассказ?

- Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?

Прочитайте, какие слова написал папа с фронта. Стр.147.

- Помнила ли Света отца? Почему?

- Кто приходил к девочке? Открыла ли она дверь? Почему?

- Почему Света не открыла дверь отцу? (Отца забыла, была верна приказу.) Правильно ли она поступила?

- По каким признакам Света предположила, что это ее отец? Стр.150.

Найдите ответ в тексте и прочитайте.

- Мог ли это быть чужой человек? (Да.)

- Как папа отнесся к поведению дочери? Подтвердите словами из текста.

  1. Кто желает пересказать рассказ?
  2. Чтение текста по ролям.

- Сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Назовите их.

- Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?

- Назовите их.

III. Вступительная беседа.

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

IV. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.

Посмотрите на доску. Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

- Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, но перед чтением, давайте проведем словарную работу, потренируемся прочитаем трудные слова.

V. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Наткнулся на книжку-гу лъитагъ, ыгу къэкlыгъ.

Стащил – птыгъун,ытыгъугъ, зэрилъэшъулlагъ.

Измял – наглядно, (уцlыцlын).

Зависть – ешъугъоу еплъын,шъугъон.

2. Отработка техники чтения.

Прочитайте сначала по слогам затем целыми словами:

  • дет-до-мовс-кой – детломовской;
  • вос-пи-та-тель-ни-ца – воспитательница;
  • о-тор-ван-ну-ю – оторванную;
  • биб-ли-о-те-ка – библиотека;
  • от-кры-ти-ем – открытием;
  • о-тыс-ки-ка-я – отыскивая.

Прочитайте целыми словами:

  • шел – подошел;
  • смех – усмехнулся;
  • шуба – полушубок;
  • мех – меховой.

VI. Физкультурная минутка (под музыку).

3. Первичное чтение учителем.

4. Проверка понимания содержания.

- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

- Хорошо ли он поступил?

- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

- С кем он поделился своим открытием?

- Что сказала мальчикам воспитательница?

- Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

- Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

VII. Закрепление нового материала.

Выборочное чтение. (Вопрос на треугольных письмах.)

- Прочитайте, как мальчик нашел книгу?

- С кем он поделился своей радостью? Прочитайте.

- Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.

- Прочитайте, как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

VIII. Минутка отдыха.

На фоне не громко звучащей музыки говорю спокойным голосом:

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко-ровно-глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…
Засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…
Ровно…
Глубоко…

Пауза 2 минуты.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Их по выше поднимаем..
Крепче кулачки сжимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

Выразительное чтение.

- Кто прочитает отрывок из разговора мальчика с Володей?

IX. Итог урока.

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Чему учит этот рассказ? (Доброте, отзывчивости, учит, гордиться подвигами наших солдат в ВОВ и помнить о них.)

X. Домашнее задание.

Сильной группе – подготовить пересказ.

Средней группе – выразительное чтение и пересказ.

Слабой группе – выразительное чтение.

XI. Игра «Откуда Я».

Отгадайте, из какого произведения эти предметы?

  • Шляпа «Живая шляпа».
  • Бинт «Мой щенок».
  • Гвоздь «А что у вас?»
  • Телеграмма «Чук и Гек».

Выставка рисунков.