Цели и задачи:
- Обобщение знаний по литературе, развитие навыков разговорной речи, умений анализировать произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.
- Формирование национального самосознания.
Литературный ряд:
- Былина о Добрыне.
- Былина об Илье Муромце.
- Загадки, пословицы, поговорки – русский былинный эпос.
Музыкальный ряд:
- А.С.Бородин. Симфония №2 – «Богатырская».
- Н.А. Римский-Корсаков. Былина о Добрыне.
Зрительный ряд:
- В.Васнецов. Богатыри.
- К.Васильев. Илья Муромец и голь кабацкая.
- Видеофильм «Сказка о сказке».
Ход мероприятия
1. Вступительная часть, посвященная повторению изученного ранее материала.
Примерные вопросы:
- Что такое фольклор?
- Какие виды и жанры фольклора вы знаете?
- Чем отличаются былина и сказка?
- Перечислите основных героев былин.
2. Мы читали и знаем Былину о Добрыне в литературном варианте. Сейчас она прозвучит в музыкальном изложении.
(Звучит Былина о Добрыне в обработке Н.А.Римского-Корсакова.)
Подумайте, как композитор, аранжировщик передает образ русского богатыря?
Попробуйте изменить, например, темп звучания былины. Повлияет ли это на характер, образ героя?
- Какие основные черты характера отличают Добрыню? Ведь не только ум, стать, сила крепкая, удаль молодецкая являются его главными особенностями?
Вы правы, делать добро, заботиться о других, щедрость души – вот качества настоящего богатыря Добрыни. А теперь обратите внимание на репродукцию (рисунок 1) современного художника К.Васильева «Илья Муромец и голь кабацкая».
Рисунок 1
К.Васильев. «Илья Муромец и голь кабацкая».
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что вас удивляет и поражает в картине?
- По какому принципу построена картина: контраста или тождества?
- Зачем нарушает художник пропорции, объемы ракурсы фигур?
- Какие интонации мы слышим в этом распахнутом жесте огромных рук – крыльев?
- Для большего понимания скрытого смысла повторите жест Ильи Муромца и этих маленьких мужичков?
- Как соотносятся эти образы картины?
- Как автор относится к героям картины: активно участвует в происходящем или наблюдает со стороны?
- Каково отношение автора к героям, почувствуйте его интонацию: смеется, любуется, размышляет, грустит и пр.?
Автор 20 века, но словно переносит нас в далекое прошлое, когда после сражений русские богатыри садились за дубовый стол, чтобы сытно поесть попить да и рассказать всему люду беднейшему о делах своих ратных.
Художник, словно сам Илья Муромец, – гигант, богатырь раскинул свои руки в порыве желания обнять всю «голь кабацкую», которая тесно жмется, чтобы попасть в его объятья щедрые.
Попробуйте понять, в чем символика этих рук, улыбчивого и простодушного лица, гигантского шлема с вином? Сделайте вывод о понимании места и роли русского богатыря в современном прочтении?
Музыкальные иллюстрации продолжают разговор на данную тему. Композитор А.Бородин – блестящий ученый, химик написал симфонию, посвященную героям былин.
(Звучит фрагмент – Симфония №2 первая часть главная партия, затем побочная по ходу обсуждения.)
Примерные вопросы:
- Мы слушали хоровое произведение, теперь инструментальное, удалось ли композитору передать характеры, образы былинных героев?
- Каков «вес» у мелодии?
- А как здесь автор относится к своим героям?
- Композитор указал, что это симфония № 2, а вы дайте ей свое название?
- Как построена мелодия? (Ответ – призыв одного ответ многих и т.д.)
- Другая мелодия – тема передает другие черты характера русского народа – нежность мягкость, благородство, теплота.
- По своему звучанию что напоминает этот фрагмент? (Гимн, прославление всему русскому народу-богатырю.)
Теперь, мы с вами все, что знали об отдельных богатырях, постараемся объединить в единое целое, подводя некоторые итоги наших размышлений.
- Скажите, есть ли отличия богатырей от героев? (Богатыри физически сильны, а герои могут быть и слабыми и отрицательными персонажами.)
Героем можно стать 1 раз, а богатырь – это постоянная величина.
Посмотрите на репродукцию картины В.Васнецова (рисунок 2).
Рисунок 2
В.Васнецов. Богатыри.
- Здесь все сильные? А чтобы это понять попытайтесь принять позу, выражение лица каждого из них.
Получается, что не все сильные герои на картине: Алеша хитроват (наверное, умен и смекалист), от Добрыни веет спокойствием и уверенностью.
Проговорите слово «богатырь»: от какого слова произошло? (Богатый, бог, бог дал дар и талант.)
Какой дар, талант есть у каждого из них: 1 – Сила. 2 –Ум. 3 – Добро.
- На ваш взгляд, что важнее для человека из этих 3 начал?
- Что есть истинное богатство?
- Одно добро без силы и ума будет приносить хорошие плоды? Приведите примеры. А ум без добра, что может принести всему миру?
- Так какой же скрытый смысл заключен в этой картине?
Единство телесного, душевного, духовного есть поистине самое важное на земле для человека. Их гармония делает человека настоящим богатырем.
- А теперь обратитесь к самим себе: подумайте, какой божественный дар дан лично тебе; что в тебе преобладает – сила, разум, воля (дух); а богатый материально может быть бедным? И наоборот?
Рефлексия.
Следовательно, Васнецов написал свою картину не только, чтобы перечислить и собрать главных былинных героев в одном месте, а заострить внимание на скрытой духовной символике, которая прочитывается в именах и образах.
- Зачем, для чего он это делает?
Потому, что только единым Духом, Разумом, Душой сильны защитники земли русской, которые и становятся героями русского фольклора, опережая время и пространство. Вот поэтому мы и зовем их богатырями и героями русского фольклора, гордимся делами их ратными из поколения в поколение.
Используемая литература:
- Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира./Художественное творчество. – Л.: Наука,1986.
- Горюнова Л. Музыка – дети – учитель. Музыка в школе, 1987, № 2.
- Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе,1988, № 2.
- Маслова Л. Педагогика искусства. Новосибирск, 1997.